Система дошкольного образования
Германии тема для меня очень интересная
и актуальная. Во-первых, я мечтаю
работать в этой сфере, а во-вторых,
я хочу , чтобы мой сын посещал
детский сад, который отвечает представлениям
нашей семьи об идеальном ДОУ.
В законах
ФРГ закреплено право на бесплатное дошкольное
образование. Дети имеют право посещать
ясли уже с четырёхмесячного возраста.
Этим правом пользуется большинство немцев.
Так как немецкий менталитет не предусматривает
того, что старшее поколение бабушек и
дедушек при появлении внуков уходят на
пенсию и сидят с ними дома, родителям
приходится отдавать детей в детские сады.
Начиная изучать
эту тему, я была поражена разнообразием
форм и видов детских дошкольных
учреждений. Я попыталась разобраться
в их концепциях и посетить некоторые
из них. Я расскажу о наиболее интересных,
на мой взгляд, детских садах.
- Waldkindergarten (от немецкого Wald – лес,
Kindergarten-детский сад). Идея таких детских
садов родилась в Скандинавии. Чаще всего
такой сад располагается в лесу. Детки
постоянно находятся на природе, изучают
деревья, растения, мастерят поделки из
природного материала. Детям прививается
любовь и бережное отношение к природе.
- Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof –
крестьянский двор, подворье Кindergarten –
детский сад). Такой сад располагается
при крестьянских хозяйствах, фермах или
вблизи них. Дети имеют доступ к домашним
животным и растениям. Они в силу своих
возможностей помогают фермерам ухаживать
за животными, овощами и фруктами на
огороде и в саду.
- Reggio-Kindergarten Концепция этого детского
сада родилась в итальянском городке Режио-Эмилио,
отсюда и название детских садов. Такого
рода ДОУ напоминают свои строением небольшой
городок с «ярмарочной площадью» - главным
холлом посередине и выходами в другие
«кварталы»- комнаты. В детских садах такого
типа среду, в которой находятся дети,
называют главным воспитателем. Каждое
утро дети и все воспитатели собираются
в главном холле, и обсуждаю предстоящий
день, а затем все расходятся по комнатам.
Одна комната может быть посвящена строительству
и конструированию, здесь дети играют
в кубики, собирают конструктор и т.д. Есть
комната для занятий рисованием, чаще
всего там просто стоит краска и на стенах
висят листы ватмана. Детей одевают в специальные
костюмы, и они могут рисовать везде: на
стенах, на полу, на друг друге. Есть комнаты
для занятия ремеслами, комнаты -музыкальные
салоны и т.д.
Воспитатель в таких садах выступает
лишь как помощник освоения пространства,
в которое попал ребёнок.
- Freinet – Kindergarten. Это направление в
дошкольной педагогике получила своё
название от фамилии итальянской семейной
пары, которая разработала особый подход
к воспитанию детей. Основным принципом
этого подхода является полная свобода
и самостоятельность ребёнка. В Фрайнетдетских
садах дети сами решают, что и когда они
буду делать, во что играть, чем заниматься,
когда кушать и спать. На, так называемых
«детских конференциях», ребята сами устанавливают
правила поведения в пределах дет. сада.
Большое внимание в таких учреждениях
уделяется творчеству, сюжетно-ролевым
играм, экспериментам, экскурсиям на природу
или предприятия и организации города.
- Интеграционные детские сады. Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими
отклонениями. Для обычных детей это прекрасная
возможность научиться терпимости, толерантности
и уважению, а для детей с ограниченными
способностями – не быть оторванными
от социума, учиться общаться и взаимодействовать
со своими сверстниками. Может именно
благодаря огромному количеству таких
детских садов и школ, в Германии прекрасные
условия для жизни, учёбы и самореализации
людей-инвалидов.
- Интернациональные детские сады. Это вид ДОУ, создан для эмигрантов и чаще всего самими эмигрантами для своих
детей. В Германии очень много турко-немецких,
еврейских, русско-немецких детских садов.
Концепция этих учреждений основана на
принципах билингвальности. То есть в
группах с детьми постоянно находятся
два воспитателя, один, носитель родного
турецкого, например, или русского языка,
а второй, разговаривающий на немецком
языке. Таким образом, дети не забывают
язык, той страны, откуда родом их родители,
и изучают немецкий язык. Русско-немецкие
детские сады чаще всего использую программы
развития детей российских авторов, в
таких садах есть занятия и традиционные
для России праздники, такие как Масленица,
8 марта и Новый год.
Безусловно, в Германии также распространены
и Вальдорские детские сады и
сады, работающие по системе Монтессори.
Но думаю о них и так много информации.
Тем более, что сейчас эти методики активно
развиваются в России.
Если брать среднестатистический
немецкий детский сад, то их работа
построена по принципу проектов. Это
очень напоминает наши Тематические
недели, но в более масштабном виде.
Если тема проекта «Профессии», детки
вместе с воспитателями ходят на экскурсии,
мастерят поделки, ставят театрализованные
представления, пекут печенья, лепят из
глины и т.д. Как таковых занятий, когда
дети сидят на стульчиках и слушают воспитателей,
нет. Детям даётся много свободы. На мой
вопрос 6-летнему сыну моей подруг «Нравится
ли тебе ходить в немецкий детский сад»,
он с энтузиазмом ответил, что очень нравится,
ведь можно делать, что хочешь, можно марать
свою одежду, играть и бегать по всей площадке.
В таком подходе к работе с детьми можно
найти много плюсов и минусов. Но так как
у родителей есть большой выбор концепций,
теорий и идей, они могут выбрать детский
сад, который подходит именно их ребёнку