Система Эльконина-Давыдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 году в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.

Файлы: 1 файл

эльконин давыдов.docx

— 19.40 Кб (Скачать файл)

Московский  городской психолого - педагогический университет

 

 

 

Факультет психологии образования

 

Реферат

 

 

 

Система Эльконина-Давыдова.

 

 

 

 

                                                                        Выполнила:

                                                                        студентка 1 курса

                                                                        группы По.В-1.1

                                                                        Кондрякова Елена Станиславовна

 

 

Даниил Борисович Эльконин родился в 1904 году в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Эльконин создал оригинальную концепцию переодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и деятельностного подхода в варианте А. Н. Леонтьева. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка.

 

Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). С 1953 г. работал в учреждениях АПН СССР (вице-президент с 1989). Почетный член Национальной академии образования США (1982).

 

В современной педагогике существует образовательная система  развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, учебники для которой рекомендованы для начальной школы и некоторых старших классов общеобразовательных школ. Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В  результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

 

 

Система  развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой  и системой развивающего обучения Л.В.Занкова

 

 

 

 

Главные особенности системы: 

1. Изменение предметного содержания  обучения. Обучение проводится в  рамках обычных школьных программ, но на другом качественном  уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы  здесь в основу изучаемых дисциплин  положена система научных понятий 

2. Отказ от репродуктивного способа  обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления 

3. Главная задача – освоение  учащимися обобщенных способов  действия. Это позволяет научиться  школьникам решать большой круг  частных задач за более короткий отрезок учебного времени 

4. Переход на коллективно-распределенный  тип деятельности между учителем  и учащимися, учителем и отдельным  учеником, между учащимися. Организация  совместной творческой деятельности  детей по их самостоятельному  усвоению знаний 

5. Открытие в детях потенциальных  интеллектуальных и личностных  способностей.

 

В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. 
 
Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова уже в младшем школьном возрасте:  

- формирует у ребенка новый  тип мышления – теоретический,  позволяющий исследовать и понять  сложность мира, ориентироваться  в нестандартных ситуациях, строить  жизнь без подсказки; 

- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников  информации; 

- способствует проявлению таких  личностных качеств, как способность  к сотрудничеству в коллективной  учебной деятельности и за  ее пределами, самостоятельность  в достижении цели, ответственность  за результаты; 

- развивает желание и умение  учиться, которые обеспечивают  развитие личности в подростковом  и юношеском возрасте, решение  задач профессионального и жизненного  самоопределения. 
 

Обучение  в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

 

Система  развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова  практически  полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования –  формирование у подрастающего поколения таких  качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях  мобильно реализовывать свои возможности.

 

В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами: 

1. Предметом усвоения являются  общие способы  действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа  устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия. 

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован  в «чистом виде». 

3. Ученическая работа строится  как поиск и проба средств  решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

 

Следование  указанным принципам позволяет  достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также  учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих  действий и искать ресурсы их осуществления.

Результат обучения в образовательной системе Эльконина-Давыдова - на выходе из школы иметь развитую, свободную личность.

Выпускник из начальной школы - прежде всего  школьник с развитым творческим  потенциалом, а это значит с развитым воображением.  Для решение этой задачи в системе существует ряд специальных учебных курсов. В общем учебном плане образовательной области «Искусство» отводится до 35%  учебного времени.


Информация о работе Система Эльконина-Давыдова