Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:09, реферат
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Система основана на следующих положениях:
Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
Дети принимают самостоятельные решения.
1.Система Марии Монтессори
2.Роль взрослого
3.Развивающая среда
4.Дидактический материал
5.Недостатки системы М. Монтессори
Список литературы
Содержание
1.Система Марии Монтессори
2.Роль взрослого
3.Развивающая среда
4.Дидактический материал
5.Недостатки системы М. Монтессори
Список литературы
1.Система Марии Монтессори
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Свою педагогическую методику Мария Монтессори называласистемой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.
В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.
В уникальной системе самовоспитания
и саморазвития маленьких детей
основное внимание уделяется воспитанию
самостоятельности, развитию чувств (зрения,
слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой
моторики. В этой системе нет единых требований
и программ обучения. Каждый ребенок работает
в собственном темпе и занимается только
тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только
с самим собой, ребенок приобретает уверенность
в собственных силах и полностью усваивает
изученное.
Главный принцип системы
Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это
значит, что взрослый должен понять, что
интересует малыша в данный момент, создать
ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво
научить пользоваться этой средой. Таким
образом, взрослый помогает каждому ребенку
найти свой индивидуальный путь развития
и раскрыть свои природные способности.
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Система основана на следующих положениях:
Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.
2.Роль взрослого
При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.
Основная задача взрослого по
отношению к ребенку непосредственно
в процессе занятий – не мешать ему осваивать
окружающий мир, не передавать свои знания,
а помогать собирать, анализировать и
систематизировать свои собственные.
Система Монтессори подразумевает, что
взрослый наблюдает за действиями ребенка,
определяет его склонности и предоставляет
ребенку более простые или более сложные
задания с выбранным самим ребенком дидактическим
материалом.
Без внимания не оставляется
даже положение в пространстве. Чтобы
быть на одном уровне с ребенком,
взрослый должен сидеть на корточках
или на полу.
Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
3.Развивающая среда
Развивающая среда — важнейший
элемент системы Монтессори. Без нее она
не может функционировать как система.
Подготовленная среда дает ребенку возможность
шаг за шагом развиваться без опеки взрослого
и становиться независимым.
У детей есть огромная внутренняя
потребность осваивать и
В связи с этим среда должна
соответствовать потребностям ребенка.
По системе Монтессори не следует ускорять
процесс развития детей, но важно и не
упустить нужный момент, дабы ребенок
не утратил интерес к данному занятию.
Среда имеет точную логику
построения. В книгах Монтессори делается
акцент на то, что в специально подготовленной
среде абсолютно все является учебным
пособием.
Расположением полок среда разделена на 5 зон:
Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.
4.Дидактический материал
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь:тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.
Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами:
Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
5.Недостатки системы М. Монтессори
Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:
Список литературы