Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 04:22, доклад
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса:
1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель:
– повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;
– формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;
– освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:
а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса данного ДОУ, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности конкретного педагогического коллектива.
В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.
Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
На основании опытной работы нами были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.
Ситуации методической работы
Виды ситуации |
Их методические функции |
1. «Выражение собственного мнения» |
Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции |
2. «Профессиональ- ный диалог» |
Усвоение различных вариантов опыта |
3. «Выбор приоритетов» |
Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности |
4. «Отказ от стереотипов» |
Критическая переоценка собственного опыта |
Методические формы
повышения
квалификации воспитателей в ДОУ
Индивидуальные |
Групповые |
Фронтальные |
1 |
2 |
3 |
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации заведующей, методиста, психолога – Самообразова-ние( – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя |
– Проблемные консультации – Творческие микрогруппы – Тематические семинары – Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно-деятель- – Коллоквиумы – Психолого-педагогический практикум – Школа молодого воспитателя – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение занятий – Методические посиделки – Творческие мастерские |
– Педсовет – Методсовет – Психолого-педагогические семинары – Аукционы знаний, методических находок, идей – Педагогические и методические ринги – «Круглый стол» – «Час защиты позиций» – Теоретические, методические и практические конференции – КМН (конкурс методических находок) – Фестиваль методических идей |
2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:
– низкий (интуитивный);
– средний (поисковый);
– высокий (мастерский).
В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.
Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
3. Этапность – показатели эффективности методической работы.
Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:
1-й этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;
2-й этап – методический
– показ лучших образцов: передового
опыта; построение замысла
3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап – аналитический
– выявление результативности
работы, а также анализ наиболее
типичных затруднений и