Система музыкального воспитания Золтана Кодая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Главнейшими особенностями педагогической деятельности Золтана Кодая
были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна в работе каждая мелочь, и демократичность основной идеи, определявшей его педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем! Эти черты и принципы характеризуют весь его жизненный путь. Мечта о прекрасном характеризует музыкально-педагогическую жизнедеятельность Кодая, а также его музыкально-фольклорную исследовательскую работу. Красота простой трансильванской народной песни привлекла к себе в первом десятилетии нашего века музыкальное сердце Кодая.

Файлы: 1 файл

Система муз.воспит.З.Кодая.docx

— 112.84 Кб (Скачать файл)

3. Музыкальная  система музыкального воспитания  Золтана Кодая в современной школе.

В некоторых школах бывшего  Советского Союза, прежде всего в  Прибалтике и Западной Украине, успешно проводится обучение на основе адаптированной методики Кодая. Особого внимания заслуживают эстонская и латвийская адаптации, а также инициатива в этой области, проявленная Ленинградской консерваторией. Как нам известно, метод Кодая нашел поддержку даже в Аргентине. В Соединенных Штатах Америки, Канаде, Японии метод Кодая пользуется всеобщим уважением и входит в массовую практику. В “ЗЗЗ упражнениях в чтении с листа” Золтана Кодая имеется такой богатый и разнообразный материал, что, опираясь на него – независимо от того, каким именно методом проходит обучение записи и чтению нот, – всегда можно найти нужный путь работы. Это видно из работы английских, канадских, французских, немецких, эстонских, литовских, грузинских, чешских, австрийских, аргентинских, швейцарских и японских музыкантов-педагогов. Упражнения Кодая исключительно музыкальны, их малые формы совершенны, и учитель получает, таким образом, ценный учебный материал, предназначенный для того, чтобы вызвать у учеников желание музицировать. Сознавая свою ответственность перед юным поколением, Кодай создавал эти маленькие шедевры с величайшей концентрацией творческих сил. Таким образом, мы видим, что Кодай рассматривает вопросы музыкального воспитания в рамках воспитания человека, в рамках универсальной культуры. Воля к такой формирующей нацию культуре – главная движущая сила развития, и по отношению к ней все то, о чем здесь говорилось, является только средством. Культура не тождественна, конечно, сумме информации, получаемой через различные каналы коммуникации. Культура возникает в самом человеке. Человек прежних времен, кажущийся сегодня, возможно, необразованным, мог, осмыслив факты своей жизни, стать культурным; в то же время современный человек, несмотря на свою великолепную осведомленность, может остаться некультурным. Потому что для культуры, согласно взглядам Кодая, нужны по крайней мере три момента: традиция, вкус, духовная цельность. Скажем о них лишь несколько слов. “Крона дерева поднимается настолько высоко, насколько глубоко уходят его корни в почву”. Для продолжения традиций нужны постоянство и преемственность, нужно, чтобы поколения имели возможность органично перенимать, усовершенствовать и переживать основополагающие истины и ценности. “Мы и сами должны стать участниками традиций”. Что касается вкуса, “неграмотен и тот, кто не умеет делать различия между хорошим и плохим”, – говорит Кодай. А как необходимо это умение сегодня, когда “большая часть того, что мы день ото дня слушаем в мире, – музыка повседневности, будней, человеческих слабостей – даже недостойно называться музыкой”. Вместе с тем “плохая музыка колеблет веру в законы морали”. Культура в конечном счете воздействует на человека, создает в человеке некое внутреннее единство и внутреннюю дисциплину. Поэтому культура может передаваться только от человека человеку, или, как пишет Кодай, “от живого существа живому существу, встречей лицом к лицу”.

 

4. Релятивная  система Золтана Кодая

 

Исходной позицией музыкально-воспитательной концепции выдающегося венгерского  композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая (1882-1967) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка, особенно народная песня. Именно поэтому главным видом музыкальных занятий по системе Кодая должно быть хоровое пение. 

Система музыкального воспитания З. Кодая предусматривает множество разнообразных музыкально-методических приемов относительно организации творческой деятельности детей, в частности, импровизации, воспроизведения и восприятия музыки. Ее главная цель заложить основы музыкальной образованности детей, развить у них чувствительность к родному языку, вооружить, необходимыми для хорового пения знаниями и навыками, вызвать интерес к домашнему музицированию. Главными особенностями данной методики есть сочетание певческой деятельности ребенка с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмическим аккомпанементом, играми и т.д.

Как уже отмечалось, исходной позицией концепции З. Кодая стало убеждение в том, что основой музыкальной культуры нации, а следовательно, и музыкального воспитания, должна стать народная музыка. Воспитание только тогда будет основательным, когда оно прорастать из родной национальной культуры. Поэтому основное внимание в музыкальном воспитании ребенка автор уделяет ознакомлению с сокровищами народной песни. Народную песню педагог рассматривает как родной музыкальный язык ребенка, которым, как и родным словесным языком, следует овладеть как можно раньше.

Педагог считал, что к  освоению  истинной музыкальной культурой можно прийти только путем активных занятий музыкой. Практика музицирования может стать основой музыкального воспитания ребенка и способна привести к настоящему переживанию и пониманию музыки. Именно пение может развить ладовый слух, что является фундаментом музыкальности. Поэтому Кодай считал нецелесообразным использование на начальном этапе обучения инструментальной музыки. Она вводится ним лишь в 3-4-м классе общеобразовательной школы, когда ученики знакомятся с песнями других народов.  
Чтобы обеспечить успешное овладение народными песнями и навыками хорового пения, 3. Кодай главными задачами обучения детей музыке ставил воспитание умения петь по нотам и на слух записывать мелодию. Чтобы облегчить и ускорить процесс развития музыкального слуха и техники чтения нот, педагог на всех ступенях обучения рекомендовал использование метода относительной (ладовой) сольмизации и  ручных знаков.

Рис. Ручные знаки.

Рис. Интерпретация ручных знаков движениями тела.

Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально  и кинестетически усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных соотношений между спетыми звуками. Ручные знаки позволяют улучшить интонацию ребенку, особенно на ранних этапах обучения, а также являются чрезвычайно полезными при создании гармонических последовательностей.

Таким образом, для педагогической концепции 3. Кодая характерны ориентация на массовое музыкальное воспитание, развитие вокально-хоровых традиций европейской музыкальной педагогики, стремление к расширению музыкальной грамотности детей и опора на национальный фольклор.

 

 

Список  литературы:

1. Э. Сени. Некоторые стороны  метода Кодая.

2. Л. Добсаи. Метод Кодая и его музыкальные основы.

3. Л. Баренбойм. О музыкальном воспитании в Венгрии.

4. Блог о гармоничном  развитии детей.


Информация о работе Система музыкального воспитания Золтана Кодая