Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:53, контрольная работа
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях .
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях [2, с. 4].
Такие особенности дошкольника,
как доверчивость, внушаемость, открытость
в общении и любознательность,
обусловливают поведение в
Период дошкольного детства
характеризуется нарастанием у
детей двигательной активности и
увеличением физических возможностей
ребенка, которые, сочетаясь с повышенной
любопытностью, стремлением к
Не случайно, в федеральных
государственных требованиях к
структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного
Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает реализацию следующего механизма включающего рациональный, эмоциональный и поведенческо — деятельностный компонент.
Говоря о компонентах названного механизма необходимо отметить то, что первый рациональный компонент предполагает сферу сознания личности, так как отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Второй эмоциональный компонент предполагает восприятие любого знания, действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира [3, с. 32]. Третий поведенческо — деятельностный компонент предполагает то, что знания о мире, их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий) [3, с. 34].
Таким образом во-первых,
детям нужно дать необходимые
знания об общепринятых человеком нормах
поведения; во-вторых, научить адекватно,
осознанно действовать в той
или иной обстановке, помочь детям
овладеть элементарными навыками поведения
дома, на улице, в парке, в транспорте;
и главное развивать у
Преимущество дошкольников
в обучении персональной безопасности
состоит в том, что они любят
правила и целиком
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Говоря о втором периоде,
то есть о детях 5—7 лет, следует сказать
об изменении психологической
Анализ литературы по проблеме
исследования позволил выявить направления
на основе которых должно осуществляться
формирование основ безопасности жизнедеятельности,
таких как социально-
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Как отмечают многие исследователи
занимающиеся проблемами безопасности,
главной особенностью в формировании
основ безопасности жизнедеятельности
у детей дошкольного возраста
является то, что при знакомстве
детей с правилами безопасности
очень важно делать акцент на формирование
у них определённой модели поведения,
которая в сочетании с
· предвидеть опасность
· уметь принять меры во избежание опасности
· уметь обращаться за помощью к другим
· уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях [4 с. 10].
Таким образом особенности
формирования основ безопасности жизнедеятельности
у детей дошкольного возраста
предполагают реализацию комплекса
который включает механизм, направления
и модель способствующие достижению
эффективных результатов в