Система работы по формированию основ безопасности дорожного движения средних дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях .

Файлы: 1 файл

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания.docx

— 16.14 Кб (Скачать файл)

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в  свою очередь наполнена большим  количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок  в любой момент может оказаться  в чрезвычайной ситуации, столкнуться  с опасностью. Техногенные и экологические  катастрофы, террористические акты, военные  конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях [2, с. 4].

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной  ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтомуто, что для взрослого  не является проблемной ситуацией, для  ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим  особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.Специалистами  разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения  человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с  дошкольного возраста. Дошкольный возраст  — важнейший период, когда формируется  человеческая личность, и закладываются  прочные основы опыта жизнедеятельности  и здорового образа жизни в  целом [1, с. 41]. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Период дошкольного детства  характеризуется нарастанием у  детей двигательной активности и  увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению  травмоопасных ситуаций, поскольку  реакции детей по сравнению с  взрослыми замедленные, они гораздо  позже могут правильно отреагировать  на возникшую опасность [1, с. 42].

Не случайно, в федеральных  государственных требованиях к  структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования  безопасность жизнедеятельности детей  выделена в отдельную образовательную  область, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ  безопасности собственной жизнедеятельности  и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего  мира).

Процесс формирования основ  безопасности жизнедеятельности предполагает реализацию следующего механизма включающего  рациональный, эмоциональный и поведенческо — деятельностный компонент.

Говоря о компонентах  названного механизма необходимо отметить то, что первый рациональный компонент  предполагает сферу сознания личности, так как отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий  и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Второй эмоциональный  компонент предполагает восприятие любого знания, действия и поступка сквозь призму эмоционального строя  личности, чувств, вызываемых явлениями  окружающего мира [3, с. 32]. Третий поведенческо — деятельностный компонент предполагает то, что знания о мире, их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий) [3, с. 34].

Таким образом во-первых, детям нужно дать необходимые  знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той  или иной обстановке, помочь детям  овладеть элементарными навыками поведения  дома, на улице, в парке, в транспорте; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка  объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл  себя, почему это случилось и что  при этом он чувствует, тогда он лучше  сможет понять, что он делает не так. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как  должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для  их жизни и здоровья ситуаций [1, с. 42].

Преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят  правила и целиком придерживаются их. Если правила кем то забываются, отклоняются, то ребёнок мгновенно  реагирует на это. Стремление ребенка  дошкольного возраста к некоторой  логичности один из важных показателей  способствующий эффективному обучению его правилам поведения в различных  опасных ситуациях. Необходимо выделить такие правила поведения, которые  дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Обучение навыкам безопасного  поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно  разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и  средняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это  период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается  повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного  периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес  своего места жительства, по возможности  номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко  и точно сообщить необходимую  информацию.

Говоря о втором периоде, то есть о детях 5—7 лет, следует сказать  об изменении психологической позиции  детей в этом возрасте: они впервые  начинают ощущать себя старшими среди  других детей в детском саду, а  это в свою очередь свидетельствует  о том, что такие дети уже могут  осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей  и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление  и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного  периода, а так же применением  этих знаний в повседневной жизни [4, с. 8].

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить направления  на основе которых должно осуществляться формирование основ безопасности жизнедеятельности, таких как социально-психологическое  направление, которое предполагает развитие потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни, интеллектуальное направление предполагающее получение комплекса теоретических знаний и оздоровительное, которое направленно на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды [4, с. 9].

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения  должна осуществляться ступенчато: сначала  важно заинтересовать детей вопросами  безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в  жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Как отмечают многие исследователи  занимающиеся проблемами безопасности, главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности  у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями  способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности:

·     предвидеть опасность

·     уметь принять меры во избежание опасности

·     уметь обращаться за помощью к другим

·      уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях [4 с. 10].

Таким образом особенности  формирования основ безопасности жизнедеятельности  у детей дошкольного возраста предполагают реализацию комплекса  который включает механизм, направления  и модель способствующие достижению эффективных результатов в формировании основ безопасности, так как данный комплекс поможет систематизировать  знания и легко их применить в  опасных ситуациях. 

 


Информация о работе Система работы по формированию основ безопасности дорожного движения средних дошкольников