Система Вальфдорской педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:10, реферат

Описание работы

Мы хотим воспитать детей так, чтобы они не теряли связи с жизнью, с современным социальным строем… Перед нами стоит чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, осуществить наши педагогические идеалы, с другой — сохранить тесную связь с жизнью, такой, какова она есть».
Р.Штайнер.
Вальдóрфское образовáние альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадахпедагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии.

Файлы: 1 файл

ВАЛЬФДОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА.pptx

— 141.06 Кб (Скачать файл)

СИСТЕМА ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Мы хотим воспитать детей так, чтобы они не теряли связи с жизнью, с современным социальным строем… Перед нами стоит чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, осуществить наши педагогические идеалы, с другой — сохранить тесную связь с жизнью, такой, какова она есть».  
Р.Штайнер. 
Вальдóрфское образовáние альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадахпедагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии.

1. Биография Рудольфа Штайнера (1861—1925) 
Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. Отец мальчика стремился дать сыну хорошее техническое образование и отдал его в реальное училище. Рудольф старался учиться хорошо: прилежные ученики освобождались от платы за обучение. Кроме того, он был очень любознательным. В своей автобиографии Штайнер с большой любовью вспоминает о своих учителях, подробно описывает методы и содержание обучения. Не случайно вальдорфская педагогика акцентирует внимание на роли личности воспитателя и учителя и его человеческих качествах. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вложить душу в образовательный процесс. 
В основанной Штайнером педагогической системе поощряется дух взаимопомощи и поддержки, противоположный методу селекции особо одаренных и методу конкуренции. 
Частной педагогической деятельностью Штайнер занимался в течение многих лет своей жизни. 

Осенью 1879 г. по 1883 г. Штайнер учится в Венской высшей технической школе. 
В1884 г. Штайнер стал домашним учителем в семье венского коммерсанта Л. Шпехта, 10-летний сын которого считался телесно и душевно больным и непригодным к обучению. Штайнер работал с мальчиком в течение двух лет, после чего тот смог сдать школьные экзамены. Позднее он поступил в университет и стал врачом. Такой удивительный результат возник благодаря трезвому, почти техническому подходу к организации обучения с учетом терапевтического и гигиенического аспектов. 
С 1890 по 1897 гг. Штайнер живет в Веймаре, где наряду с педагогической деятельностью занимается изучением архива Гете. В эти годы Штайнер формирует собственную научно-философскую позицию. Он пишет «Теорию познания мировоззрения Гете», защищает докторскую диссертацию (позже издана под названием «Истина и наука»), создает основной свой философский труд «Философия свободы».  

В 1897г. Штайнер переселяется в Берлин, где становится редактором «Литературного журнала». Затем его приглашают преподавать в школу для рабочих. Осенью 1900 г. Штайнер выступает с докладом о Ницше в Теософской библиотеке графов Брокдорф. Затем его приглашают прочесть цикл лекций в теософском обществе и, наконец, предлагают это общество возглавить. А 1913 год из-за идейных расхождений с руководством Штайнер оставляет Теософское общество и организовывает Антропософское общество. Штайнер создает модель собственного здания — Гетеанума, в строительстве которого участвовали представители разных народов Европы, в том числе представители русской интеллигенции. С 1913 по 1922 г. Штайнер руководит строительством Гетеанума в Дорнахе, пишет ряд статей и книг, выступает с лекциями, в которых касается разнообразных сторон духовной жизни, истории, познания мира и человека.

В самый разгар строительства Гетеанума начинается Первая мировая война. Штайнер создает концепцию дальнейшего европейского развития, а в 1917 г. излагает их в форме меморандума и передает ведущим политикам Германии и Австрии. Пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру».Под «Воззванием…» подписываются многие видные общественные деятели, в том числе и писатель Томас Манн. Штайнер выступает с многочисленными лекциями, посвященными социальному вопросу, судьбе рабочего движения, общественному устройству, высказывает значительные идеи в области экономики, права, налоговой системы. Выступая перед рабочими штутгартской табачной фабрики «Вальдорф-Астория», Штайнер рассказал о школе нового типа. Директор фабрики Эмиль Мольт предложил Штайнеру создать такую школу при фабрике. Так 25 апреля 1919 г. с рождением первой вальдорфской школы, руководителем которой стал Р. Штайнер, началась история вальдорфской педагогики. В результате поджога в ночь на 31 января 1922 г. построенное здание Гетеанума погибает в огне. Штайнер увидел в этом событии внешнее воплощение кризиса Антропософского общества и начинает его реорганизацию. В 1924 г. Штайнер смертельно заболевает и умирает 30 марта 1925 г. в Дорнахе (Швейцария), где по его эскизам уже началось в то время строительство второго здания Гетеанума, существующего и поныне.

Вальдорфская педагогика в кругу передовых  
педагогических идей XX века. Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы — души, мысли, чувства, воли — ребенка составляют единое целое. Р. Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении. Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его. Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого «Не информация, а стремление к истине», сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон. 
Важные принцип обучения — «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях.  

Каждый учебный день начинается «главного урока» (у нас — 1 час, 40 минут). В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, но в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т. д.).Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно — своего рода метод погружения. Предметы, которые требуют постоянных упражнений, — языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура— выстраиваются по недельному графику. Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Вальдорфская школа — это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах ребенка», когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т. е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной.

Принципы вальдорфской педагогики  
1. Создаем атмосферу любви.  
2. Подаем пример.  
3. Играем много!  
4. Подбираем реквизит.  
5. Прислушаемся к ритму. Непременное условие гармоничного развития — правильная, ритмичная организация жизни группы.  
Независимо от выбранной вами методики и системы воспитания помните: базироваться она должна на искренней любви и уважении к малышу.  
 

Вальдорфский детский сад в России В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.В настоящее время в нашей стране действует около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов. Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, пронизывающее все занятия и атмосферу детского сада, активная вовлеченность родителей, особого рода внимательная сдержанность и доброжелательность воспитателей.  
«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребёнка»  
 

Минусы детского сада по вальдорфской методике  
1. с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире 
2. в вальдорфских детских садах особенные игрушки 
3. круг чтения в вальдорфском детском саду ограничен 
4. специфический режим пребывания в саду (неполный день)  

Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой "жизни". Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие "целостности", "намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам".  
 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Информация о работе Система Вальфдорской педагогики