Система законодательства об образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:39, реферат

Описание работы

Основным источником законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Законодательство об образовании включает нормы разных отраслей законодательства, в отличие от образовательного законодательства, которое включает только нормы, регулирующие отношения по обучению и воспитанию.

Файлы: 1 файл

Система законодательства об образовании.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Система законодательства об образовании

 

Основным источником законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании в российской  Федерации». Законодательство об образовании включает нормы разных отраслей законодательства, в отличие от образовательного законодательства, которое включает только нормы, регулирующие отношения по обучению и воспитанию. Право на образование — это составная часть права на развитие.  
Система образования существует в целях создания условий для реализации права человека на образование. У каждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования.  
Система образования согласно ст. 8 Закона РФ «Об образовании» состоит из следующих элементов:

  1. системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов;
  3. системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;
  4. участников образовательного процесса — педагогов и обучающихся, а также системы отношений между ними в процессе реализации права человека на образование.

 
Образовательные отношения — это совокупность педагогических, трудовых, имущественных, управленческих, финансовых и иных отношений, складывающихся в системе образования и между образовательными учреждениями и другими организациями, а также между данными учреждениями и гражданами.  
Педагогические отношения — отношения, складывающиеся между образовательным учреждением, представителем которого является педагог (воспитатель, учитель, преподаватель, ассистент, доцент, профессор), и обучающимся (воспитанником, учащимся, студентом, слушателем и другими) по поводу обучения и воспитания. Это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, в процессе которого достигается определенный уровень образования, установленный государством в образовательном стандарте.

Трудовые правоотношения в системе образования возникают между образовательными учреждениями и трудящимися, педагогическими и иными работниками на основе заключения трудового договора (контракта).  
Имущественные правоотношения в сфере образования — это отношения, выражающие правовое положение образовательного учреждения: основания возникновения и порядок осуществления права собственности, договорные и иные обязательственные, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения образовательных учреждений с другими организациями и гражданами.  
Управленческие отношения — отношения между образовательным учреждением и органом управления образованием, между органами управления образованием, между работником и администрацией.  
Финансовые отношения — это налоговые отношения, отношения по бюджетному финансированию и др.  
Земельные отношения — это отношения между образовательными учреждениями как землепользователями и органами местного самоуправления, государственными органами, организациями и гражданами.

 

Согласно ст 3. Закона «Об образовании в Российской Федерации»,  законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Структура законодательства об образовании  
Законодательство об образовании можно представить в виде трех схем.  
Схема 1. Правовая система России в области образования  
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации  
Национальное законодательство России  
Если между этими частями возникают противоречия, то они решаются по правилам ст. 15 Конституции Российской Федерации — применяются правила международного договора.  
Схема 2. Система национального законодательства России об образовании  
Законы Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации

Схема 3. Структура подзаконных актов в области образования  
 
Задачи законодательства об образовании  
Задачи законодательства Российской Федерации в области образования изложены также в  законе «Об образовании в Российской Федерации» . К ним относятся:

  1. разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
  2. обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
  3. создание правовых гарантий для свободного функциониро* вания и развития системы образования Российской Федерации;
  4. определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области;
  5. обеспечение равных условий для реализации права на образование.

 

 


Информация о работе Система законодательства об образовании