Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:39, реферат
Основным источником законодательства об образовании является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Законодательство об образовании включает нормы разных отраслей законодательства, в отличие от образовательного законодательства, которое включает только нормы, регулирующие отношения по обучению и воспитанию.
Система законодательства об образовании
Основным источником законодательства
об образовании является Закон РФ «Об
образовании в российской Федерации».
Законодательство об образовании включает
нормы разных отраслей законодательства,
в отличие от образовательного законодательства,
которое включает только нормы, регулирующие
отношения по обучению и воспитанию. Право
на образование — это составная часть
права на развитие.
Система образования существует в целях
создания условий для реализации права
человека на образование. У каждого человека
есть потребность в образовании, информации,
обучении. На удовлетворение этой потребности
и направлена деятельность системы образования.
Система образования согласно ст. 8 Закона
РФ «Об образовании» состоит из следующих
элементов:
Образовательные отношения — это совокупность педагогических, трудовых,
имущественных, управленческих, финансовых
и иных отношений, складывающихся в системе
образования и между образовательными
учреждениями и другими организациями,
а также между данными учреждениями и
гражданами.
Педагогические отношения — отношения,
складывающиеся между образовательным
учреждением, представителем которого
является педагог (воспитатель, учитель,
преподаватель, ассистент, доцент, профессор),
и обучающимся (воспитанником, учащимся,
студентом, слушателем и другими) по поводу
обучения и воспитания. Это целенаправленный
процесс обучения и воспитания в интересах
личности, общества, государства, в процессе
которого достигается определенный уровень
образования, установленный государством
в образовательном стандарте.
Трудовые правоотношения в
системе образования возникают между
образовательными учреждениями и трудящимися,
педагогическими и иными работниками
на основе заключения трудового договора
(контракта).
Имущественные правоотношения в сфере
образования — это отношения, выражающие
правовое положение образовательного
учреждения: основания возникновения
и порядок осуществления права собственности,
договорные и иные обязательственные,
имущественные и связанные с ними личные
неимущественные отношения образовательных
учреждений с другими организациями и
гражданами.
Управленческие отношения — отношения
между образовательным учреждением и
органом управления образованием, между
органами управления образованием, между
работником и администрацией.
Финансовые отношения — это налоговые
отношения, отношения по бюджетному финансированию
и др.
Земельные отношения — это отношения
между образовательными учреждениями
как землепользователями и органами местного
самоуправления, государственными органами,
организациями и гражданами.
Согласно ст 3. Закона «Об образовании в Российской Федерации», законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон: разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации; вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Структура законодательства
об образовании
Законодательство об образовании можно
представить в виде трех схем.
Схема 1. Правовая система России в области
образования
Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации
Национальное законодательство России
Если между этими частями возникают противоречия,
то они решаются по правилам ст. 15 Конституции
Российской Федерации — применяются правила
международного договора.
Схема 2. Система национального законодательства
России об образовании
Законы Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации
Схема 3. Структура подзаконных
актов в области образования
Задачи
законодательства об образовании
Задачи законодательства Российской
Федерации в области образования изложены
также в законе «Об образовании в Российской
Федерации» . К ним относятся: