Системно-деятельностный подход в формировании семейных ценностей учащейся молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:16, статья

Описание работы

Ценностные ориентации современной молодежи формируются в условиях изменений, которые происходят в семье, в семейном образе жизни, в учреждениях образования, средствах массовой информации и др. Распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи и потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия неблагоприятно влияют на формирование представлений о семейной жизни у детей и подростков, снижает престиж брака в глазах молодежи. Вследствие этого возникает необходимость совершенствования работы по воспитанию семейных ценностей, подготовки к вступлению в брак.
Процесс формирования семейных ценностей в учреждениях общего среднего образования наиболее эффективен, если является целенаправленным и осуществляется системно.

Файлы: 1 файл

Ульяновск, октябрь2013.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

Дубовец Е.Н.

Elenadubowets@yandex.by

 

 

Системно-деятельностный подход в формировании семейных ценностей учащейся молодежи

 

 

Ценностные ориентации современной  молодежи формируются в условиях изменений, которые происходят в  семье, в семейном образе жизни, в  учреждениях образования, средствах  массовой информации и др. Распространение  альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи  и потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия неблагоприятно влияют на формирование представлений о семейной жизни у детей и подростков, снижает престиж брака в глазах молодежи. Вследствие этого возникает необходимость совершенствования работы по воспитанию семейных ценностей, подготовки к вступлению в брак.

Процесс формирования семейных ценностей в учреждениях общего среднего образования наиболее эффективен, если является целенаправленным и осуществляется системно.

Применение системно-деятельностного подхода основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития учащихся. Системно-деятельностный подход в процессе воспитания семейных ценностей предполагает наличие системы как совокупности взаимосвязанных элементов и, вместе с тем, конкретное воплощение принципа системности на практике.

На основании теоретико-практического  исследования нами была разработана  модель подготовки учащейся молодежи к семейной жизни и выбору ценностных аспектов супружества и родительства в жизненной перспективе семейных отношений.

Основная цель моделируемой системы – выявление педагогических условий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, способствующего становлению ценностей семейной жизни, ориентирующего на подлинность супружеских отношений и ответственное родительство.

Педагогическая  значимость модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные, в плане формирования семейных ценностей, направления, приемы, способы педагогической деятельности, а также изучить и научно обосновать условия, при которых будут достаточно полно достигнуты желаемые результаты исследования.

Структура разработанной нами модели представляет целостное образование и состоит из четырёх основных блоков: целевого, содержательного, организационного и диагностико-результативного.

Целевой блок содержит цели и задачи содействия становлению позитивных установок на семейные ценности. В качестве методологической основы взяты принципы системного-деятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов в процессе формирования семейных ценностей учащихся.

Содержательный  блок определяет характеристику учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование знаний, ценностей и социальной компетентности в сфере личных перспектив семейно-брачных отношений.

Технологический блок реализуется через образовательную деятельность посредством методов управления учебным процессом (проблемное изложение, решение проблемных ситуаций) и форм организации обучения (лекции, практические работы, социально-психологический тренинг).

Диагностико-результативный блок включает в себя три основных критерия: когнитивно-гностический, ценностно-смысловой, мотивационно-конативный.

Когнитивно-гностический критерий ценностной ориентации предполагает отражение в сознании учащихся результата овладения знаниями о ценностных аспектах супружества и родительства в контексте семейно-брачных отношений. Данный критерий содержит следующие показатели: общие знания о супружестве и родительстве, знание своих личностных качеств, социально-ролевое распределение в семье, социальный опыт, воспитательный потенциал, прогнозирование развития семейных отношений, эмоционально-коммуникативную компетентность. Данный критерий дает представление о сформированности у учащихся личностных знаний о социальном опыте функционирования семьи как целостного организма.

Ценностно-смысловой  критерий включает следующие показатели: осознанность ценности супружества и родительства, осмысленность в семейной сфере, сформированность супружеского и родительского идеалов, доверие к людям, личностная идентификация с партнером, ценность родительства как личностная характеристика, эстетическое развитие. Данный критерий даёт представление о сформированности ценностных ориентаций в семейно-брачном мировоззрении, способствующих осознанности, самопринятию и осмысленности жизни в семейно-брачных отношениях, самоактуализации личности в жизненной перспективе через сформированные качественные характеристики супружеского и родительского поведения [1].

Мотивационно-конативный критерий. Выполняет преобразующую функцию, которая позволяет актуализировать ценностные ориентации на супружество и родительство как личностно значимые в перспективе семейно-брачных отношений, и состоит из следующих показателей: мотивация создания семьи, функционально-ролевое распределение, социально-психологический климат семейных отношений, саморегуляция, социальная активность вне семьи, эмоциональная и интимная близость, ответственность. Данный критерий даёт представление о сформированности нового, обогащённого образа семьи и позитивных стратегий поведения в супружеских и родительских отношениях (согласно схеме 1).

Важным фактором формирования семейных ценностей и подготовки к ответственному родительству является разработка и внедрение в практику образовательных учреждений специальных образовательных программ, направленных на пропаганду ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев.

Таким образом, предложенная нами модель позволяет осуществлять:

– развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и

 

Схема 1. Модель формирования семейных ценностей


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

-  формирование системы  семейных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

– формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

 

Литература

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.

2. Куровская, С.Н. Педагогика семьи / С.Н. Куровская. – Мн. Тесей, 2006. – 192с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявка на участие в  конференции

1. Дубовец Елена Николаевна

2. УО МГПУ имени И.П.  Шамякина, аспирант

3. Магистр педагогических  наук

4. Системно-деятельностный  подход в формировании семейных  ценностей учащейся молодежи

5. Республика Беларусь, город  Мозырь, ул. Бульвар Юности, дом 40, корпус 2, квартира 38.

6.Elenadubowets@eandex.by

7. Оплата в рамках договора о сотрудничестве (бесплатно)


Информация о работе Системно-деятельностный подход в формировании семейных ценностей учащейся молодежи