Сказка – основное средство для формирования всесторонне и гармонично развитой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:18, реферат

Описание работы

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного “я” и своей выгоды? Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

Содержание работы

Введение 3
I. Задачи нравственного воспитания дошкольника 4
II. Сказка в системе воспитания дошкольников 6
Учет психо-возрастных особенностей
при ознакомлении со сказкой 7
Классификация сказок и их воспитательное значение 9
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой 14
Приемы формирования восприятия сказки 15
III. Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми 18
IV. Специфика ознакомления со сказкой дошкольников,
имеющих общее недоразвитие речи 22
V. Использование сказки в работе с родителями 24
Заключение 26
Литература 27

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

Сказочное рисование

 

Все сказки, сказочные герои и сказочные сюжеты можно рисовать. Например: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Дождь в сказочной стране», «Мой маскарадный костюм» и др. Эти рисунки помогают специалистам исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность.

 

Медитации на сказку

 

Под музыку рассказывается медитативная сказка, дети находятся в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии. Цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия.

Так же во время медитации ребенок может перевоплощаться (в животных, камень, дом, полотенце и т.д.), погружаться в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), изображать растения, выполнять упражнения с зеркалом (мимика).

 

Условия пространства и времени

 

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, мягкий палас в центре комнаты, подставка для музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание ребят.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Эти занятия с использованием сказок, предоставляют ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.

 

 

IV. Специфика ознакомления со сказкой дошкольников,

имеющих общее недоразвитие речи

 

Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы, выразительно читать стихи, правильно используя тембр голоса и интонацию, легко воспроизводить многосложные слова. У него должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас.

Я работаю с детьми, имеющими отклонения от возрастных норм развития речи: они не могут соединить слова во фразы, у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребляемые слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги. Они обладают маленьким и бедным словарным запасом.

Детям с ОНР (общее недоразвитие речи) тяжело только потому, что им иногда бывает непонятен смысл текста. Когда произведение большое, ребенок не может вспомнить его начало, так как у таких детей наблюдается нарушение внимания и памяти, нарушение словесно-логического мышления.

Таким образом, специфика моей работы в группе для детей с ОНР определяется:

      • речевыми недостатками;
      • неполной сформированностью тесно связанных с речевой деятельностью процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
      • эмоционально-личностными особенностями таких дошкольников.

Сказка обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В течение длительного времени, пока связная речь у детей не будет сформирована в достаточной степени, на фронтальных занятиях использую только «простые» виды работ: слушание и разбор сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ коротких сказок, ответы на вопросы по содержанию. Вопросы продумываю, так как они должны быть четкими, короткими и понятными для детей.

Нецелесообразно в начале обучения знакомить детей с объемными сказками и требовать их пересказа.

Все виды работ по ознакомлению со сказкой сопровождаю наглядным материалом. Из-за речевых трудностей детей, особенностей их внимания, восприятия и мышления нам приходится готовить большое количество пособий: предметные и сюжетные картинки по сказкам, разнообразные дидактические пособия, наборы игрушек и предметов, так как перед чтением требуется уточнить значение большого количества понятий и слов.

Литературу для занятий и вечернего чтения систематизирую с учетом лексических тем: «Семья», «Домашние животные», «Птицы», «Времена года», «Город» и другие. При таком подходе облегчается планирование занятий, подбор литературы для чтения и в конечном итоге возрастает эффективность работы.

У детей с ОНР нередки личностные проблемы: сниженная самооценка, коммуникативные проблемы, тревожность, агрессивность и пр. Довольно непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых полноценное обучение и воспитание невозможно. Сказки мне в этом помогают. Ведь сказки – это уроки нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия.

 

V. Использование сказки в работе с родителями

 

Родители самые первые воспитатели ребенка. В каждой нормальной семье, естественно, родители и дети любят друг друга. Но какая эта любовь? Любовь ребенка к родителям может стать эгоистической, если она не одухотворена творением добра. Если для ребенка родители являются только источником радостей, они нужны ему будут только для этого. Надо воспитывать в детском сердце подлинно человеческую любовь. Ведь, чтобы жить в обществе, надо уметь поступиться своими радостями ради благополучия других людей.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью. Их поведение служит для ребят наглядным примером. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте.

Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желаемые результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

На развитие у ребенка нравственных качеств оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.

Задача детского сада - помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса.

Мы информируем родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Мы проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать сказку для развития связной речи и др.).

Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы («Там, на неведомых дорожках» - по произведениям А.С.Пушкина, «Радость» - по произведениям К.И.Чуковского, «Путешествие в страну сказки» по произведениям А.С. Пушкина, Х.Кр. Андерсена, Братьев Гримм, Ш. Перро). Костюмы героев выполняем вместе с родителями, также вместе украшаем группу.

Опыт проведения праздников по сказкам показывает, что на этих досугах царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества взрослых и детей. Желание делать друг для друга хорошее, радовать окружающих помогает детям и родителям объединиться в еще более тесный круг, наладить тот контакт, которого иногда не хватает в их отношениях. Обычно после таких праздников дети и родители не торопятся расходиться, каждому хочется высказать свое впечатление, поделиться радостью от своего выступления, вспомнить то, что больше всего понравилось и запомнилось. Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

Особая роль принадлежит родительскому собранию — наиболее ёмкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь обсуждаем наиболее важные вопросы детского чтения, родители делятся собственным опытом чтения книг в семье, рассматриваем рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного.

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах детей, беседую с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявляя происхождение тормозящих развитие факторов, обучая самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

 

 

Заключение

 

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

 

Литература

 

  1. Аникин В.П., Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977 г.
  2. Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996 г.
  3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., Москва “Мозаика-Синтез”, 2006 г.
  5. Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000 г.
  6. Бородиг А.М., Методика развития речи детей. Москва “Просвещение”, 1981 г.
  7. Бобкова Т.И.,  Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва “Творческий центр”, 2008 г.
  8. Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006 г.

 


Информация о работе Сказка – основное средство для формирования всесторонне и гармонично развитой личности