Сказка как средство развития речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 09:24, реферат

Описание работы

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что сказки являются эффективным средством связной речи дошкольников 4-5 лет.
Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Провести диагностику речи детей средней группы.
Разработать план-программу работы по формированию связной речи с помощью сказок и провести по нему серию занятий.
Провести диагностику связной речи детей после проведения работы.
Сделать анализ полученных результатов.

Файлы: 1 файл

реферат по развитию речи.docx

— 113.67 Кб (Скачать файл)

25.  Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.

26.  Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1987. – 120с.

27.  Расскажи мне сказку/Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

28.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с.

29.  Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

30.  Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990

31.  Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О.С,Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1990.- 137с.

32.  Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.

33.  Смирнова О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368с.

34.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

35.  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.

36.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..

37.  Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С.59-66

38.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М, 1999.

39.  Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

40.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

41.  Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

42.  Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 96 с.

 

Приложение

Блок 4 (4 занятия)

Сказка «Гуси лебеди»

Занятие №1

Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке:

- Понравилась сказка? Что  понравилось? Почему?

- А вот мне не все  понравилось. Что могло мне не  понравиться?

- Кто помог Аленушке  спасти братца Иванушку?

- А как бы вы поступили  на месте Аленушки, если бы  вам родители наказали заботиться  о младшем братике?

- …. Если бы вам печка  сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок?

- А как бы вы поступили  на месте печки, яблоньки и  речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?

Занятие №2

Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

- Отгадайте к какой сказке иллюстрация?

Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию.

- Почему сказка называется  Гуси-Лебеди?

- Давайте придумает другое  название сказки.

Игра «Назови ласково»

- Вам нравятся герои  сказки? А когда нам кто-то или  что-то понравится, мы называем  их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.

Игра «Задумай слово»

-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое  есть в сказке, но называть  его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.

Занятие №3

Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке.

Ход занатия.

- Отгадайте сказку по  словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».

- Давайте вспомним всех  героев этой сказки.

Игра «От каждого по словечку».

- А сейчас мы с вами  составим поезд. Поезд – это  предложение, а каждый из вас  назовет по одному слову –  это будут вагоны. Будем браться  за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно – он сможет поехать. (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-Ягу, печку, яблоньку.

Игра «А если бы…»

- А если бы печка, яблонька  и река отказались помогать  девочке, что тогда ей пришлось  бы сделать, чтобы спастись самой  и спасти братика?

Игра «Хорошо-плохо»

- Мышка помогла девочке  убежать от Бабы-Яги. Что в этом  хорошо, а что плохо?

- Река молочная. Что в  этом хорошо, а что плохо?

- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что  плохо.

Занятие №4

Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации.

-Какие герои в этой  сказке хорошие, а какие плохие?

- Гуси-Лебеди какие? Почему?

- А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?

- Баба-Яга какая? Почему?

- А если бы Баба-Яга  оказалась доброй, как тогда закончилась  бы сказка?

- Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку?

- Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а  Баба-Яга – доброй.

Блок 5 (4 занятия)

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Занятие №1

Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины, иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки:

- Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями?

- Почему?

- За что вы любите  своих друзей?

Составление схемы сказки.

- Давайте зашифруем сказку  на фланелеграфе.

- Какую полоску лучше  выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки?

Пересказ детьми сказки по схеме.

- Давайте придумаем загадки  про героев сказки, а потом  вы их загадаете родителям.

- Какой Пузырь? (круглый, легкий)

- А что еще такое  же? (воздушный шарик)

- Получилась загадка : круглый и легкий, но не воздушный шарик.

Придумывание загадок про остальных героев.

Занятие №2.

Цель: Формировать грамматический стой речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрации к сказке.

Ход занятия.

Узнать к какой сказке иллюстрация.

- Кто герои сказки?

- С чего начинается  сказка? Что было потом? Чем закончилась?

- Давайте придумаем историю  про Лаптя. Что с ним случилось до того, как он встретился с Пузырем и Соломинкой?

- Что такое лапти? Если  это обувь, то должно быть два  лаптя. Почему он оказался один? Что с ним произошло?

- Давайте придумаем что было потом, как Лапоть познакомился с Пузырем и Соломинкой.

- А как по другому можно назвать эту сказку?

Занятие №3

Цель: Формировать грамматический стой речи, умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрация к сказке.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадки про героев, которые сочинили дети два занятия назад.

- Из какой сказки эти  герои?

- Какое новое название  сказке мы придумали на прошлом  занятии?

- Что случилось с героями  в конце сказки? Вам нравится  такой конец?

- Почему?

- А как по другому можно перейти реку?

- Давайте придумаем новый  конец сказки, который нам будет  нравиться.

Игра «Скажи наоборот»

- Сейчас мы поиграем  в игру. Я буду говорить слова, а вы в ответ по очереди  будете называть слово наоборот. Например, если я скажу холодный, то наоборот будет – горячий.

Конец, легкий, длинный, худой, старый, грустный, добрый, хороший, твердый, день.

Игра «Хорошо-плохо»

- Что хорошего в том, чтобы жить вместе с друзьями? Что в этом плохого?

- Когда в лесу есть  речка, что хорошего и что плохого  в этом?

Занятие №4

Цель: Формировать грамматический стой речи, умение сравнивать. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Развивать умения составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Материал: иллюстрация к сказке.

Ход занятия.

- К какой сказке эта  иллюстрация?

- Герой какой сказки похож на Пузыря?

- Чем они похожи? Чем  различаются?

Игра «А если бы…»

- А если бы Пузырь  не лопнул, как он смог бы  спасти Лаптя и Соломинку?

- А если бы вместо  реки вдруг появилась глубокая  пропасть. Как тогда друзья перебрались  бы на другую сторону?

- Давайте придумаем новую  сказку. Представим, что, когда Лапоть, Соломинка и Пузырь подошли  к реке, на берегу сидела мятая  и порванная Газета и плакала.

- Что сказали друзья?

- Какую историю о себе  рассказала Газета, что с ней  произошло, что она стала такая  помятая, рваная и плакала?

- Что решили друзья, как  они поступят с Газетой?

- Чем закончилась сказка?

 


Информация о работе Сказка как средство развития речи детей