Социализация детей в условиях дошкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:11, статья

Описание работы

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

Файлы: 1 файл

статья о соц.docx

— 24.13 Кб (Скачать файл)

Социализация детей в  условиях дошкольного учреждения

Юдина Лариса Севостьяновна 
Педагог – психолог МАДОУ №215 г. Кемерово

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни  человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень  важными достижениями в социализации детей, так как  в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников  прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

Дошкольное учреждение –  социальный институт,  выполняющий первостепенную роль в социальном воспитании, социализации детей. Конфликты ребенка в процессе ранней социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения очень часто приводит к комплексу нарушений – дезадаптации. Дезадаптация  проявляется: во внешнем плане – в неадекватных  формах поведения, во внутреннем – в различных формах психосоматических расстройствах.

На характер адаптации  детей к ДОУ оказывают влияние ряд фрустрирующих факторов:

- отрыв от семьи, страх перед  незнакомыми взрослыми и другими  детьми 
- общение со сверстниками, если ребенок не имел достаточного опыта взаимодействия со сверстниками и не уверен в собственных коммуникативных способностях 
- личность педагога

В последнее время стали  актуальными проблемы дидактогенных заболевание, вызванных непедагогическим поведением воспитателя. Следует отметить, что педагоги сами часто имеют нарушения здоровья, сходные по структуре с заболеваниями воспитанников, например неврастенический синдром. Воспитатель и его воспитанники, находясь в едином психоэмоциональном кольце, оказывают взаимозаражающее действие. Поэтому в системе охраны здоровья детей важно нормализовать психоэмоциональное состояние воспитателя:

- нарушения внутрисемейных взаимоотношений:  отсутствие автономности (зависимость  от взрослых); сформировавшиеся в  результате неправильного воспитания  в семье привычки негативного  поведения; осознание ребенком  своей неуспешности на фоне других детей 
- индивидуально – личностные особенности ребенка 
- патология физического развития, слабое здоровье и т д.

В детском саду должны быть созданы оптимальные, адекватные условия  социальной среды, препятствующие возникновению  социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

Для этого необходимо:

- создание благоприятной предметно-развивающей  среды для социального развития  детей 
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей 
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей 
- формирование у детей социальных навыков 
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем

Проект стандарта дошкольного  образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой  в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения  ребёнка к себе, другим людям,  окружающему миру; 
- развитие  коммуникативной и социальной компетентности детей; 
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; 
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); 
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; 
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; 
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; 
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; 
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Сегодня актуальна коррекционно – развивающая работа с воспитанниками, направленная на развитие навыков конструктивного  общения, так как  количество детей с трудностями в общении и неблагополучным, эмоциональным самочувствием в группе сверстников увеличивается. Психологические исследования и практические наблюдения показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых высокий уровень тревожности, страхи, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость занимают значительное место. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления  полноценного контакта со сверстниками и со взрослыми.

Учитывая данные проблемы, в нашем дошкольном учреждении разработана  и реализуется  программа «Коррекционно – развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста». Форма проведения занятий  подгрупповая.

Возраст 6-7 лет по своей  психологической характеристике является первым  сензитивным периодом для восприятия этических норм, воспитания личностных черт в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самоприятие, самоуважения) и другим людям (принятие их, уважение к ним), это не только облегчает, «разрешает» общение, но и делает его нравственным. Ведь если человек уважает себя и других, то легко может общаться с ними без напряжений, опасений или страданий. В отличии, например, от ситуации когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек часто использует манипулятивные способы общения.

Занятия  по данной программе дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Это связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать.

Ребенок оказывается в  атмосфере принятия его другим, что  позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические  занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая  позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу, с самим собой и окружающими людьми. Деятельное сопереживание обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В.А. Сухомлинский рассматривал как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Холодное сердце, отмечал он, не может нести высоких чувств, стремлений идеалов. Таким образом, создаются условия для накопления детьми эмоционально-образных представлений среди себе равных. Без того происходит атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими, что самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности.

Данная программа основана на использовании игровой терапии, которая является одним из эффективных  условий личностного развития дошкольника. В отечественной педагогике и  психологии стало общепризнанным, что  игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка  и является ведущей деятельностью  в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Л. Френк предположил, что игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Нельзя не согласиться с Л.Френком, что  когда дети играют, они выражают  собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

Именно поэтому все  большее значение приобретает игровая  терапия – способ коррекции эмоциональных  и поведенческих нарушений у  детей, в основу которого положена игра.

Вышесказанное обусловило цель данной программы: помощь детям старшего дошкольного  возраста в приобретении навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- снизить у дошкольников эмоциональное  напряжение 
- создать в процессе занятий положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого 
- развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние другого 
- способствовать формированию у дошкольников умений выражать свое настроение 
- содействовать преодолению ребенком негативных  переживаний и снятие страхов 
- оказывать детям поддержку в формировании адекватной самооценки, самопринятии, уверенности в себе

Данная программа включает проведение психодиагностики следующими методами: наблюдения, тестирования, мониторинга. Программа включает 15 занятий продолжительностью  35 минут, рассчитана на 2 месяца при двух занятиях в неделю.

Структура занятий предполагает: вводную часть (приветствие), основную часть (сказка и игры, направленные на коррекцию тревожности, формирование адекватной самооценки у детей, снятие эмоционального напряжения, развития социальных эмоций), и заключительную часть, включающую (ритуал прощания).

Основные принципы игровых  занятий, на которые настроена программа, являются следующие:

1. Принцип свободного участия

Если упражнение веселое  и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей не хочет принимать  участие, необходимо найти для него игру, в которую он смог бы спокойно играть в другой части комнаты. Разрешить  детям спокойно выходить из игры и  спокойно в нее возвращаться.

2. Принцип взаимного уважения

Это своего рода кодекс правил взаимодействия.  Можно в беседе с детьми расширять это понятие, например:

- каждый имеет право высказать  свои мысли и предложения 
- каждый имеет право быть выслушанным 
- каждый имеет право выбора 
- спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосованием

3. Принцип осознанности

Перед началом занятия  взрослый целесообразно объяснить  детям его цель и структуру, чтобы  достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых  игр и упражнений, следует объяснить  их.

4. Принцип рефлексии

Для оценки эффективности, а  также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с  детьми подводит итоги: что больше всего  понравилось, что меньше всего понравилось, какой опыт приобрели.

Варианты. Можно использовать разные способы оценки каждой игры, например: поднятый вверх большой  палец означает, что игра в целом  понравилась, поднятые вверх большие  пальцы на обеих руках говорят  о том, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты свидетельствует  о восторге. Отрицательные впечатления  дети могут выразить топотом ног.

Такие оценки полезны для  планирования занятий, поскольку они  позволяют учитывать потребности  участников более непосредственно. Чтобы оценить работу группы и  свою собственную, стоит убедиться, что выбраны спокойные игры, вызывающие положительные эмоции.

После подведения итогов выполняется  финальное упражнение, которое должно быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и взявшись за руки, постоять немного с закрытыми  глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый немного  пожмет руку своему соседу, тот откроет  глаза и пожмет руку стоящему рядом  ребенку.

Движения передаются до тех  пор, пока дети не откроют глаза. Можно  коллективно выполнить какие-либо движения. Все зависит от вашей фантазии, главное, чтобы этот ритуал стабилизировал и вызывал приятные эмоциональные реакции.

Принцип проведения игры сказки.

Цель игры - сказки - снижение уровня тревожности дошкольника  путем снятия эмоционального и телесного  напряжения. Игры-сказки строятся по принципу концентричности по трем циклам.

Сказки первого цикла  направлены на снижение уровня тревожности  через:

- закрепление за детьми (с помощью  предлагаемой ему роли-образа) позиции  управляющего, режиссера 
- обучение придумыванию сюжета, объединение предметов по смыслу 
- обучение самостоятельному овладению ролью – образом

При этом вводимая взрослым роль – образ помогает ребенку  преодолеть зажатость и безынициативность. Особая внутренняя позиция, которая  при  этом складывается у ребенка, помогает ему справиться с тревожащей ситуацией.

Сказки второго цикла  направлены на снижение уровня тревожности  через закрепление у ребенка  умения решать проблемную ситуацию без  опоры на роль – образ. При этом, ребенок в начале игры наблюдает, как это делает взрослый, а затем сам заканчивает предложенные игровые истории. При этом, игровые задачи постепенно усложняются. Дети начинают сами придумывать проблемные ситуации и решать их. 
Сказки третьего цикла направлены на снижение уровня тревожности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений. На занятиях каждого цикла психолог рассказывает сказку. При этом, ребенку предлагается сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями. На занятиях первого цикла психолог может показывать движения и выполнять их вместе с ребенком. В ходе последующих циклов придумать движения предлагается самому ребенку.

Информация о работе Социализация детей в условиях дошкольного учреждения