Социальная адаптация человека к среде обитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 23:37, контрольная работа

Описание работы

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.
Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Сущность и содержание социальной адаптации………………………………..4
Виды адаптации…………………………………………………………………...5
Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов.....8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по соц. педагогике.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

 

 

 

Психолого-педагогический факультет

 

Кафедра психологии и социальной педагогики

 

По учебной дисциплине: социальная педагогика

 

 

Контрольная работа

на тему: «Социальная адаптация человека к среде обитания»

 

 

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 студентка III курса, з/о

                                                                                 группы АП, ППФ

                                                                                 Миронова А.В.

                                                                                 Проверил(а):

                                                                                 канд. пед. наук

                                                                                 Горбунова Т.В.

 

 

Чебоксары 2012

 

Содержание

 

Содержание………………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………….3

Сущность и содержание социальной адаптации………………………………..4

Виды адаптации…………………………………………………………………...5

Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов.....8

Заключение……………………………………………………………………….12  

Список  литературы……………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

 

 

  Социальная  адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.      

Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.      

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она  характеризует, с одной  стороны,   процесс     взаимодействия     объекта социальной работы с социальной средой, а с другой -  является отражением определенного результата социальной   работы,   который   может  выступать критерием   ее эффективности. Поэтому понимание  сущности адаптивных процессов,     их    механизма   -  необходимое     условие     профессионализма социального работника.   
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и содержание социальной адаптации     

 

    Социальная  адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.       

Социальная  адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды ради-

кальных экономических и социальных реформ.      

В настоящее время, усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни.       

Вместе  с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы.      

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.      

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, П.И. Царегородцева и других ученых [1].      

В процессе адаптации человек выступает  объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.      

Процесс адаптации - это широкая полифония  усвоения социальных ценностей через  механизмы социализации. Человек  как активный субъект осваивает  и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации("эффект Маугли"). 

 

Виды адаптации 

 

 

      Все виды адаптации взаимосвязаны между  собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация  человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.      

Социальная  адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.      

Социально-психологические  аспекты адаптации стали предметом  иссле-

дования таких психологов, как A.А. Бодалев, Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.Н. Березовина, О.Л. Берак, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и многих других исследователей. С учетом указанных и многих других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.      

Последнее предполагает требовательное, самокритичное  отношение 

человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.      

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.      

Педагогическая  адаптация. Это приспособление к  системе образования, обучения и  воспитания, которые формируют систему  ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.      

Адаптационные изменения представляют собой более  или менее созна-

тельные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.      

В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. В России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% - психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушении (среди дезадатированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем преступность взрослого населения.      

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию  рассматривают 

как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих  на них стимулов с целью их лучшего  восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. [2].      

В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия "стресс" и "адаптационный синдром". Стресс - это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.      

Стресс - неотъемлемый спутник жизни. Он может  не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных "ударов" жизни.      

Нормальная  жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее "комфортно", какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья.       

Так, для человека, оказывающегося без  работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу [2].      

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.      

Психологическая поддержка является частью более  широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).      

Профессиональная  адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.      

Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека - субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Информация о работе Социальная адаптация человека к среде обитания