Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:07, контрольная работа
Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.
Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.
№11
Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к условиям социальной среды.
Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс представляет естественное развитие адапационных возможностей. человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды,как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в)ней.
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников.
Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адапация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой местаработы; адаптация пенсионера. Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей.
Дезадаптация (от лат. приставки de... или фр. des...) — означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение. Чаще всего под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (типичной) или любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно.
Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.). какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельности в данных условиях среды. Формы ее проявления у каждого ребенка свои.
Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствующих средовым условиям, не типичным для этого человека, исходя из его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада, ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности.
Дезадаптированные дети. Это дети, которые по различным причинам нам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспособиться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик.
Дезадаптированный человек. Это человек, отличающийся от других людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности,отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности решать естественные для этой ситуации задачи.
Дезадаптированный ребенок. Ребенок, отличающийся от сверстников вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать естественные для его сверстников задачи.
Адаптация и дезадаптация свойственны каждому человеку. Они проявляются в различных жизненных ситуациях, помогая ему усваивать или утрачивать определенные социальные нормы и правила, приобретать или терять социальный опыт.
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
В процессе социализаций проявляется объективная потребность человека «быть как вс» параллельно с этим формируется и др. объективная потребность. Проявить себя свою индивидуальность, ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения и проявления их в результате чего происходит индивидуализация.
Таким образом в процессе развития ребенком в соцуме должна осуществляться его социализация где первой ступеней является социальной адаптации, если этого не происходит наблюдение др. явление дезадаптации и возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.
№29
рассмотрим
личностную характеристику социального
педагога. Рассматривая профессиональную
деятельность социального педагога, мы
должны выделить субъекта этой деятельности
— специалиста-профессионала, глубоко
разбирающегося в социальных и ситуативных
трудностях жизнедеятельности ребенка,
способного прийти ему на помощь, в совершенстве
владеющего комплексом общетеоретических
и специальных знаний, совокупностью необходимых
умений и навыков, обладающего определенными
способностями.
Что же это за человек — социальный педагог?
Каков его психологический портрет, его
личностная характеристика? На какую область
распространяется его компетенция? Чем
он принципиально отличается от представителей
других профессий?
В обыденной жизни мы часто замечаем, что
профессиональная принадлежность накладывает
своеобразный отпечаток на мышление человека,
его поведение, отношение к миру. Этот
феномен в психологии характеризуется
понятием «профессиональная ментальность».
Ментальность как характеристика личности
представляет собой совокупность определенных
социально-психологических установок,
ценностных ориентации, особенностей
восприятия и осмысления действительности,
отражающих отношение человека к миру
и определяющих его выбор способа поведения
в повседневных жизненных ситуациях. Ментальность
интегрирует в себе весь предшествующий
социокультурный опыт индивида и определяется
принадлежностью человека к той или иной
социальной группе по признаку пола, возраста,
национальности, профессии и др. С этой
точки зрения ментальность — характеристика
групповая, и поэтому может быть выделен
ряд ментальностей: национальная, возрастная,
половая и др.
Профессиональная ментальность в психологических
исследованиях характеризуется как комплекс
глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных
личностных особенностей человека, которые
присущи представителям определенной
профессии и обусловлены ею.
Несмотря на то, что каждый человек — неповторимая,
яркая индивидуальность, у всех представителей
профессии «социальный педагог» также
должны быть общие, специфические черты.
Попробуем определить, каковы же эти требования
к личностным особенностям социального
педагога как профессионала.
Несомненная трудность в определении
профессионально значимых личностных
характеристик этого специалиста состоит
в том, что социальная педагогика — новая
область педагогических знаний и только
что получившая официальное признание
сфера профессиональной деятельности.
Тем не менее ряд ученых исследуют личностные
характеристики социальных педагогов,
определяя их индивидуально-психологические
особенности и специальные способности.
В качестве специальных способностей
выделяют следующие: наблюдательность,
способность быстро ориентироваться в
ситуации, интуицию, эмпатию (способность
представить себя на месте другого человека
и понять его чувства, желания, идеи и поступки),
рефлексию и самоконтроль.
Кроме того, социальный педагог должен
обладать такими профессионально важными
для всех работников социальной сферы
качествами, как общительность, ориентация
на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность,
интерес к работе с людьми, твердость в
отстаивании своей точки зрения, оптимизм,
умение найти выход из спорных ситуаций,
старательность, нервно-психическая устойчивость.
Безусловно, к числу важнейших профессиональных
качеств специалиста относятся коммуникативные
качества, иначе говоря — умение общаться.
Определяя личностную характеристику
социального педагога, важно помнить,
что он работает в сфере «человек человек»,
которая предполагает способность успешно
функционировать в системе межличностных
отношений.
Социально-педагогическая деятельность
— многопрофильна и многоаспектна, но
в какой бы сфере деятельности ни работал
социальный педагог (от практика до управленца),
ему придется работать с людьми, и в первую
очередь — с детьми. Его профессиональная
компетентность будет определяться не
только интеллектом, но и особенностями
нервной системы: эмоциональной устойчивостью
и повышенной работоспособностью в процессе
общения, что позволит противостоять эмоциональной
усталости при работе с детьми и развитию
синдрома «эмоционального сгорания»,
выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических,
психолого-терапевтических и других специфических
процессах.
Важной характеристикой социального педагога
является характеристика «Я-образа», предполагающая
положительное отношение к самому себе,
высокую положительную самооценку, принятие
себя, ожидание позитивного отношения
со стороны партнера. Особенностью «Я-образа»
является высокая адаптивность социального
педагога, предполагающая открытость
в общении, способность принять другого
человека, малая степень внушаемости.
Таким образом, можно выделить следующие
личностные качества социального педагога:
— гуманистические качества (доброта,
альтруизм, чувство собственного достоинства
и др.);
— психологические характеристики (высокий
уровень протекания психических процессов,
устойчивые психические состояния, высокий
уровень эмоциональных и волевых характеристик);
— психоаналитические качества (самоконтроль,
самокритичность, самооценка);
— психолого-педагогические качества
(коммуникабельность, эмпатичность, визуальность,
красноречивость и др.).
Выделив личностные качества социального
педагога, не трудно понять, что не каждый
человек пригоден для социально-педагогической
работы. Определяющей здесь является система
ценностей социального педагога, где альтруизм
— способность
делать добро другому человеку, независимо
от его происхождения, веры, социального
статуса, приносимой им пользы обществу,
— переходит из разряда философских категорий
в стойкое психологическое убеждение.
№30
Понятие профессиональной компетентности
социального педагога включает единство
его теоретической и практической готовности
к осуществлению социально-педагогической
деятельности и характеризует его профессионализм.
Рамки компетенции любого специалиста
устанавливаются соответствующим нормативно-правовым
документом — квалификационной характеристикой,
представляющей собой обобщенные требования
к подготовленности специалиста на уровне
его теоретического и практического опыта.
Она является основополагающим документом
подготовки и профессиональной деятельности
специалиста и содержит его должностные
обязанности; характеристику труда; основные
знания и умения, которыми должен обладать
выпускник того или иного учебного заведения
либо практикующий специалист в данной
должности.
Квалификационная характеристика социального
педагога, которая была утверждена приказом
Государственного комитета СССР по высшему
образованию в 1991 г., состоит из трех частей:
«Должностные обязанности», «Должен знать»
и «Квалификационные требования».
В первой части «Должностные обязанности»
определены основные виды помощи, которые
оказывает социальный педагог ребенку.
К ним относятся:
— социально-информационная помощь, направленная
на обеспечение детей информацией по вопросам
социальной защиты, помощи и поддержки,
а также деятельности социальных служб
и спектра оказываемых ими услуг;
— социально-правовая помощь, направленная
на соблюдение прав человека и прав ребенка,
содействие в реализации правовых гарантий
различных категорий детей, правовое воспитание
детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым,
гражданским вопросам;
- социально-реабилитационная помощь,
направленная на оказание реабилитационных
услуг в центрах, комплексах, службах и
других учреждениях по восстановлению
психологического, морального, эмоционального
состояния и здоровья нуждающихся в ней
детей;
- социально-бытовая помощь, направленная
на содействие в улучшении бытовых условий
детей, проживающих в семьях группы риска;
- социально-экономическая помощь, направленная
на оказание содействия в получении пособий,
компенсаций, единовременных выплат, адресной
помощи детям, на материальную поддержку
сирот, выпускников детских домов; - медико-социальная
помощь, направленная на уход за больными
детьми и профилактику их здоровья, профилактику
алкоголизма, наркомании несовершеннолетних,
медико-социальный патронаж детей из семей
группы риска; - социально-психологическая
помощь, направленная на создание благоприятного
микроклимата в семье и микросоциуме,
в которых развивается ребенок, устранение
негативных воздействий дома, в школьном
коллективе, затруднений во взаимоотношениях
с окружающими, в профессиональном и личном
самоопределении;
- социально-педагогическая помощь, направленная
на создание необходимых условий для реализации
права родителей на воспитание детей,
преодоление педагогических ошибок и
конфликтных ситуаций во взаимоотношениях
детей с родителями, сверстниками, учителями,
предупреждение конфликтных ситуаций,
порождающих детскую беспризорность и
безнадзорность, обеспечение развития
и воспитания детей в семьях группы риска.
Все эти виды социальной помощи могут
реализовываться в разных формах: заочных,
очных, стационарных, комплексных.
Профессиональные знания включают знание:
— нормативно-правовой базы деятельности
(законов, подзаконных актов, постановлений,
распоряжений, инструкций, социально-правовых
и социально-экономических основ деятельности
социального педагога, системы учреждений,
оказывающих помощь ребенку);
— теории и истории социальной педагогики;
— методик и технологий социально-педагогической
деятельности по работе с различными категориями
детей в разных социумах;
— возрастной психологии, изучающей личность
ребенка, его физическое, духовное и социальное
развитие, нормальное и отклоняющееся
поведение;
— социологии, изучающей объединения
и группировки людей (семья, малая группа,
школьный коллектив, коллектив сверстников
и др.);
— методов социального управления и планирования
профессиональной исследовательской
деятельности. К профессиональным умениям
относятся:
— аналитические умения, предполагающие
теоретический анализ процессов, происходящих
в социуме и оказывающих негативное влияние
на состояние и развитие ребенка; анализ
состояния ребенка и окружающего его социума;
вычленение проблемы ребенка; анализ совместной
деятельности по устранению проблемы;
- прогностические умения, предполагающие
прогнозирование решения проблемы ребенка
посредством вовлечения его в специально
организованную социально-педагогическую
деятельность; прогнозирование развития
личности ребенка с учетом возникшей перед
ним проблемы. Социально-педагогическое
прогнозирование опирается на знания
сущности и логики социально-педагогического
процесса, закономерностей возрастного
и социального развития ребенка, характера
его проблемы. Прогностические умения
предполагают: выдвижение цели
деятельности и ее задач; отбор способов
осуществления деятельности; предвидение
результата; учет возможных отклонений
от намеченной цели; определение этапов
социально-педагогической деятельности;
распределение времени; планирование
совместной с ребенком деятельности;
- проективные умения, предполагающие
определение конкретного содержания деятельности,
осуществление которой обеспечит планируемый
результат. Проективные умения включают:
перевод цели деятельности в конкретные
задачи; учет специфики потребностей,
интересов, установок, мотивов, степени
их удовлетворенности у детей, подростков
и молодежи;
учет возможностей материальной базы
и своего личного опыта; отбор содержания,
методов и средств достижения поставленных
задач; создание социально-педагогической
программы деятельности для конкретного
ребенка;
- рефлексивные умения, предполагающие
самоанализ собственной деятельности
социального педагога на каждом из ее
этапов, осмысление ее положительных и
отрицательных сторон и степени влияния
полученных результатов на личность ребенка
и решение его проблемы;
- коммуникативные умения, предполагающие
владение культурой межличностного общения
и включающие: умение «слушать и слышать»
ребенка целенаправленно и со вниманием;
умение войти в ситуацию общения и установить
контакт; умение выявить информацию и
собрать факты, необходимые для понимания
проблемы ребенка; умение облегчить ребенку
ситуацию общения, создавать и развивать
отношения в позитивном эмоциональном
настрое, умение наблюдать и интерпретировать
вербальное и невербальное поведение
ребенка. Третья часть квалификационной
характеристики «Квалификационные требования»
включает в себя механизм получения категорий
и необходимые требования, которые предъявляются
к социальному педагогу для получения
определенной категории.