Социальная политика государства и организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:27, доклад

Описание работы

Всегда, а на современном этапе общественного развития особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют гуманизации труда, удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему проявлению личности. Вектор социального развития организации должен быть обращен на то, чтобы разнообразить и обогатить содержание трудовой деятельности, более полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы, хорошего отдыха, устройства семейных дел.

Файлы: 1 файл

управление персоналом.docx

— 29.15 Кб (Скачать файл)

                              Министерство Российской Федерации

по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий


Академия  гражданской защиты МЧС России

 

Дисциплина

Управление  персоналом в МЧС России

 

Доклад  на тему:

 

«Социальная политика государства и  организации»

 

 

                                                                                                      Выполнил:

                                                                                               Студент 391 уч. гр.

                                                                                 Кузнецов Д.В.

 

 

 

Химки - 2013 г.

         Организация,  как социальная система, устойчивая  форма объединения людей, имеющих  общие интересы и цели, характеризуется  разносторонностью функционирования. Ее развитие осуществляется по  крайней мере в трех направлениях  – техническом, экономическом,  социально. Первое из них в  основном связано с совершенствованием  средств и технологий производства, наличием нужного оборудования  и материалов, степенью механизации  и автоматизации трудовых процессов.  Второе направление выражает  формы собственности, уровень  специализации и кооперирования  производства, систему организации  и оплаты труда, структуру и  методы управления. Социальное же  развитие объемлет персонал организации  с его традициями, предпочтениями, интеллектуальным потенциалом и  профессионально-квалификационными  качествами, способы удовлетворения  материальных и духовных потребностей  работников, межличностные и межгрупповые  отношения, морально-психологическую  атмосферу в коллективе.    Следовательно, социальную среду организации, теснейшим образом связанную с  технической и экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные  условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражения их морально-этические ценности. Эту среду образуют: сам персонал организации с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам – полу, возрасту, образованию и т.д., а также разнообразными межличностными и межгрупповыми связями; социальная инфраструктура, включая объекты социального назначения; слагаемые качества трудовой жизни работников, так или иначе определяющие материальное и моральное вознаграждение труда, атмосферу солидарности, сотрудничества и взаимопомощи, степень сплоченности коллектива, престижность совместной работы.

Всегда, а  на современном этапе общественного  развития особенно, успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного  труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда  и быта благоприятствуют гуманизации  труда, удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему проявлению личности. Вектор социального развития организации должен быть обращен на то, чтобы разнообразить и обогатить содержание трудовой деятельности, более полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для эффективной работы, хорошего отдыха, устройства семейных дел.

Развитие  социальной среды выражается как  в форме объективных процессов, т.е. в связях между людьми по поводу их жизненных условий (труда, быта и  досуга), так и в субъективном, осознаваемом виде, т.е. в явлениях психологической  атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках. К факторам такого развития относятся условия, которыми характеризуются содержание изменений в социальной среде  и адекватные этим изменениям последствия. Они различаются по направленности и формам влияния на персонал как  непосредственно – в ходе, во время совместного труда, так  и опосредованно -  там, где работники  и их семьи живут, растят детей, общаются с друзьями, отдыхают .          Значительное, а нередко решающее влияние на социальную среду организации, уровень благосостояния и качество трудовой жизни работников оказывают и более общие факторы. Имеются в виду, социально-экономическое положение страны, духовно-нравственное состояние общества, социальная политика государства.


Рис.1.1. Общие  факторы, воздействующие на социальную

среду организации

Социально-экономическое  положение страны оценивается прежде всего по тому, находится ли она в данный момент на подъеме, в расцвете сил либо переживает спад, кризис и испытывает усиление социальной напряженности. В то же время события, происходящие в любой стране, являются неотъемлемой частью развития человеческой цивилизации в целом, выражением общих для мира тенденций.

Положение дел в России в последнее  время характеризует глубокий и  всеохватывающий кризис. По оценкам ученых и политиков, страна застряла на полпути в своем продвижении от сверхцентрализованной плановой экономики к утверждению рыночных отношений и социально устроенного государства. Начатые было реформы пока не приносят ощутимых и приемлемых для большинства россиян результатов. Вместо улучшения жизни они обернулись спадом производства, ослаблением притока инвестиций в экономику и социальную сферу, снижением доходов и обнищанием значительной части населения, ухудшением финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки и культуры.

 В России, по общему мнению, осуществление  назревших реформ должно идти  в русле взаимодействия экономической  и социальной эффективности. При этом предпочтение следует отдавать социальным целям с непременным учетом традиций и национальных особенностей страны.

     Духовно-нравственное состояние общества не в меньшей степени, чем экономика, материальная сфера, сказывается на укладе жизни в стране, уровне благосостояния населения. С ним неразрывно связаны реализация свобод и прав человека, утверждение индивидуальности и коллективных начал, своеобразие исторических традиций, стабильность нравственных устоев, в частности требований преобладающей в данном обществе трудовой морали, этики личного и общественного поведения, высоких критериев гражданской добродетели — всего того, из чего слагается менталитет народа, глубинная сущность его национального и социального характера, мировоззрения и идеалов.

Разумеется, упомянутые компоненты подвижны, переменчивы. Они могут как истончаться, утрачиваться, так и наращиваться, укрепляться. Исторический опыт учит, что успех, благополучие сопутствуют  тому обществу, которое постоянно  заботится о социальной сфере, воспроизводящей  социальные связи и отношения, способно опереться на энтузиазм и созидательный  настрой своих членов, обеспечить объединениям граждан и отдельным  личностям максимум возможностей для  реализации их общезначимых целей. Потому так важно достичь гармонии интересов  государства и гражданского общества, слить воедино действие объективных  закономерностей социального развития и сознательно предпринимаемые  усилия.

Российское  общество в настоящее время из-за пробуксовки проводимых реформ, кризисного положения в экономике и социальной сфере, разрушения прежнего, для многих ставшего уже привычным уклада, снижения до критической черты жизненного уровня, резкой переоценки социальных и нравственных ориентиров находится  в трудном положении. Отмечается, в частности, опасная тенденция  его расслоения по доходам, бросающаяся  в глаза поляризация бедности и богатства, увеличение числа обездоленных семей, оказавшихся на пороге нищеты. Наблюдается серьезное ослабление интереса к производительному труду  — аллергия к работе, усиление эгоизма, корыстолюбия и стяжательства, распространение  тех негативных проявлений рыночной стихии, которые сопровождаются спекулятивными махинациями, захватом чужого имущества, скорым, но неправедным обогащением, вымогательством, коррупцией, криминальным беспределом.

   Духовно-нравственное оздоровление российского общества, преодоление кризиса его доверия власти требует прежде всего ясно выраженного идеала, способного сплотить россиян, вдохнуть в них настрой на конструктивную деятельность, укрепить правовую культуру и чистоту нравственных устремлений.

Социальная политика государства  как мощная сила общественного развития предназначена выполнять ключевую роль в решении социальных проблем, встающих перед той или иной страной. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на экономические структуры и общественную поддержку, такая политика должна аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития, способствовать созданию оптимальных условий для жизни людей, совершенствованию социальных связей, взаимодействия и отношений между ними, осуществлять на деле социальную справедливость.

Основной объект воздействия социальной политики — социальная сфера, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Эта сфера охватывает разнообразные отношения между личностями, социальными группами и слоями в том их виде, в каком они складываются на конкретный исторический момент, включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы социальной инфраструктуры, в том числе учреждения здравоохранения, образования, науки и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Социальная сфера вбирает в себя систему социального обслуживания населения, социальной защиты и гарантий граждан, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны.

Содержание и конкретные задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение гарантии определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих социальные функций государство располагает такими действенными рычагами, как социальное законодательство, национальный бюджет, система налогов и сборов.

Практика  большинства стран подтверждает, что при всей объективной зависимости  решения социальных проблем от экономического и политического положения государства  социальная политика обладает и самостоятельностью, способна своими средствами содействовать  повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние  на стремление граждан к социальному  прогрессу. В современных условиях она должна быть приоритетной для  властных структур любого государства.

Следуя общепризнанным принципам, Конституция нашей страны (ст. 7) провозглашает, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это предполагает охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Приоритет социальной политики, равно как и социальной сферы, означает в первую очередь  поиск реальных путей к более  высокому уровню потребления, росту  продолжительности жизни, дальнейшему  развитию образования и культуры, экологическому благополучию, недопустимости каких-либо поползновений на свертывание  социальных программ и умаление гарантий. Люди в любой стране не довольствуются минимумом социальных улучшений, а  надеются на вполне обеспеченную, безопасную и цивилизованную жизнь. Они хотят, чтобы социальная политика продвигалась не «гуманизмом поневоле», а высокой  целью доведения «социального минимума»  до достойного человека уровня.

В жестких  условиях рынка отдельно взятые хозяйственные  единицы и предпринимательские  структуры не могут, да и не в состоянии  в полной мере заниматься социальной сферой. Эту важнейшую функцию  предназначены исполнять органы власти. Именно государство своей  регулирующей ролью обязано компенсировать, устранять недостатки, изначально свойственные рыночной стихии, устанавливать «правила игры». Оно, в частности, не вмешиваясь прямо в управление предприятиями, ценообразование и установление размеров оплаты труда, имеет возможность  и должно в соответствии с законами страны осуществлять контроль за тем, чтобы получение прибыли не наносило ущерба социальным целям рыночной экономики, чтобы заработная плата, предусмотренная  соглашениями между работодателями и профсоюзами, повышалась пропорционально  росту производительности труда, чтобы  рынок рабочей силы реагировал на безработицу и сужал ее масштабы, чтобы своевременно производились  социальные выплаты и принимались  другие меры социальной зашиты.

Социальная  политика не сводится к провозглашению государством социальных целей и  объявлению гарантий, а должна быть представлена системой конкретных мероприятий  по их реализации, рассчитанной на краткосрочную (обычно в течение года), среднесрочную (три-пять лет) и долгосрочную (десять и более лет) перспективу. Регулирование социальной сферы предполагает целенаправленное функционирование различных социальных институтов — системы ценностных установок, образцов и норм поведения, ветвей и учреждений государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей и других общественных организаций.

В Российской Федерации основы институционного  регулирования социальной сферы, установленные  Конституцией страны, предусматривают  проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии. При этом большинство  вопросов социальной политики являются предметом совместного ведения  Федерации и ее субъектов.

Информация о работе Социальная политика государства и организации