Социальная роль учителя в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:50, реферат

Описание работы

Самым важным фактором в школьной работе является, безусловно, учитель. Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель обшественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, обусловлены ролью школы. Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Личностная характеристика педагога………………………………………5
2. Профессиональная компетентность педагога……………………………8
3. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе.12
Заключение………………………………………………………………..……17
Список литературы……………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 38.80 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИИ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра психологии

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: «Педагогика»

Тема: «Социальная роль учителя в обществе»

                                                                                                                                          

 

  Выполнила:

                                                                                                  студентка 4-го курса                         

заочной формы  обучения 
   факультета психологии

                                                                                     специальность «Психология»

                      Шалыгина К.

 

 

 

                          Проверила:

доцент, к.п.н.Полякова Е.А.

 

 

Сергиев Посад

2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

    1. Личностная характеристика педагога………………………………………5

    2. Профессиональная компетентность педагога……………………………8

    3. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе.12

Заключение………………………………………………………………..……17

Список литературы……………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически  до самой смерти. Сила этого воспитательного  воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального  положения и статуса и так  далее. Так как в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с окружающим его обществом, допустимо будет  сказать, что результатом воспитания является личность. С точки зрения А.С. Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и  дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в  бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот "хаос" не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитания.

В обыденном сознании педагогическая деятельность предстает как рядовая, обычная, лишенная каких-либо тайн, ибо  каждый человек учился и видел  десятки учителей и тысячи уроков, многие из которых уже давно забыты. Многим на основе школьного опыта  педагогическая деятельность представляется монотонной, она может отпугивать кажущейся рутиной, повторяемостью уроков, действий, отдаленностью и  неочевидностью результатов. Бытует мнение, что труд учителя – неблагодарный  труд. И только ют, кто посвятил жизнь  педагогической деятельности, может  опровергнуть это суждение. "Сердце отдаю детям" – так назвал одну из своих книг В.А. Сухомлинский, проработавший  в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она  становится призванием.

Самым важным фактором в  школьной работе является, безусловно, учитель. Профессия Учителя, Педагога, как и профессия врача –  одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель обшественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, обусловлены ролью школы. Учителя. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия Учителя (Педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Личностная характеристика педагога

 Рассматривая профессиональную  деятельность педагога, выделяют три субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая  индивидуальность, у всех представителей профессии «педагог» также должны быть общие, специфические черты.

Каждый, кто выбирает профессию  педагога, берет на себя ответственность  за тех, кого он будет учить, и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать  собственные возможности, знать  свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности  саморегуляции, самооценки, эмоциональные  проявления, коммуникативные, дидактические  способности и т.д.). Во-вторых, педагог  должен обладать общей культурой  интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и  педагогического общения в частности. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения. В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности: уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись, к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других); передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация  общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика. В качестве специальных способностей можно выделить следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Определяя личностную характеристику педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек - человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая  атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных  ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для  того чтобы помочь ребенку, можно  определить основное правило - «Правило 7У»: «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка; «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему; «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»; «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела; «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь, мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление; «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать; «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

Педагогическая деятельность – многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни работал педагог (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, и в первую очередь  – с детьми. Его профессиональная компетенция будет определяться не только интеллектом, но и особенностями  нервной системы: эмоциональной  устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости  при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.

Особенности эмоциональной  сферы предполагают: эмоциональную  стабильность, преобладание положительных  эмоций, отсутствие тревожности как  черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой  педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного  отношения со стороны партнера. Особенностью «Я - образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять  другого человека, малая степень  внушаемости.

Выделив личностные качества педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для педагогической работы.

Перечисляя личностные особенности  педагога, нужно сказать, что они  не являются общими для разных уровней  и сфер педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства  и его культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности социального  педагога.

Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста  – важная составная часть его  допрофессиональной подготовки.

 

2. Профессиональная компетентность педагога

Понятие профессиональной компетентности педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А  для того, чтобы управлять процессом  развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (Л.И. Мищенко). Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности.

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Отражая единство содержательной и  операциональной структур педагогической деятельности, психолого-педагогическая подготовка будущего педагога предполагает достаточно широкие знания методологических основ педагогики; закономерностей  социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного  анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Поэтому психолого-педагогическая подготовка будущего педагога в первом своем приближении моделирует и  реализует методологию, теорию и  технологию педагогической деятельности, вкладывает основы гуманистически ориентированного мышления педагога.

Психолого-педагогические и  специальные (по предмету) знания -необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков.

Педагогические умения —  это совокупность последовательно  развертывающихся во внешнем или  внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач  развития гармоничной личности и  основанных на соответствующих теоретических  знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний, в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

К настоящему времени в  педагогической деонтологии сложилось  несколько подходов к классификации  педагогических умений. Их можно свести в три большие группы: но педагогическим функциям (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, О.А. Абдуллина и др.); по постановке и решению разного класса педагогических задач (И.Т. Огородников, Л.Ф, Спирин и др.); по этапам управления педагогическим процессом В.А. Сластенин. Л.И. Мищенко и др..

Однако чаще исследователи  идут по пути механического противопоставления умений знаниям и конкретным воспитательным задачам, руководствуясь такой формулой, как "умение — знание в действии". В результате и в теории, и на практике оказываются независимыми, рядоположенными довольно большие  группы умений (например, по осуществлению  эстетического, нравственного, физического  воспитания) Такой подход возможен, но нерационален.

Вот почему в педагогике все более утверждается мысль  о целесообразности разграничения  наиболее общих, так называемых интегральных или "сквозных" умений, которые  являются неотъемлемым компонентом  деятельности педагога любой специальности  при организации любого вида деятельности детей, и частных умений. Дело в том, что стремление обойти общие умения всегда остается безуспешным, а перечень частных умеют, доходит до нескольких десятков и даже сотен.

Ограниченное соединение различных подходов к обоснованию  состава педагогических умений диктует  логику построения модели профессиональной компетентности педагога от наиболее общих к частным умениям. Такими наиболее общими умениями являются умения педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанные  с умениями подвергать факты и  явления теоретическому анализу.

Информация о работе Социальная роль учителя в обществе