Социальная значимость педагогической профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 07:05, реферат

Описание работы

Профессия учителя является одной из древнейших. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. Постепенно из наблюдений, в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук – арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались их поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. Таким образом, в странах древнего Востока учителями были жрецы, составляющие привилегированную касту.

Файлы: 1 файл

1 Учитель и общество. Соц.роль.Функции.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В. А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в Достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В. А. Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В. А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.

Те или иные черты коллектива проявляются, прежде всего, в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива.

 

Творческая природа  труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Но в отличие от творчества в  других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Область проявления педагогического  творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все  ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к  решению педагогических задач, ибо  в творческой деятельности в  единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные Умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

В творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

К специфике труда педагога для  учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.

Множество факторов, определяющих специфику  труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая — некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.

 

Восстановление и становление  педагогической профессии: В первобытном обществе передача знаний вплетена в труд, деятельность детей. С ранних лет  усваивали знания о способах деятельности  (охоте, рыбалке) и овладевали  различными умениями и навыками. Лишь совершенствование орудий труда позволило добывать больше пищи, появилась возможность не привлекать больных и старых людей. Им вменялось в обязанность – присмотр за детьми. Позднее они специально передавали трудовые умения и навыки. Старейшины рода заботились о духовном развитии подрастающего поколения. Так воспитание становится сферой сознания человека и деятельности.

Возникновение педагогической профессии  имеет  объективные предпосылки:

  1. прогресс общества
  2. общество не топчется на месте

Знания, умения и навыки передаются поколению.

Слово учитель появилось гораздо  позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность и нужна  целенаправленная деятельность на приобретение знаний и умений,  такая деятельность получила название – обучение.

В Древней Греции учителем были наемные  граждане.  В средние века –  монахи, священники. Учитель по Далю – это наставник, воспитатель, поэтому  за профессией учителя закрепилась  воспитательная и образовательная  функции.

 

Особенности педагогической профессии: Профессия учителя относится к преобразующим профессиям и к классу управляющих, отсюда происходит становление и преобразование личности ребенка.

 

Этапы

Управление

 

Функции

Подготовительный 

Цель 

Диагноз

Прогноз

Проект

План

Целеполагающая

Диагностическая

Прогностическая

Проектная

Планирующая

Реализация 

Информация

Организация

Оценка

Контроль 

Коррекция

Информационная 

Организационная

Оценивающая

Контролирующая 

Коррекционная

Завершающий

Результат

Аналитическая


 

За педагогической профессией закрепилось 2 социальных функции:

Адаптивная – приспособление учащихся к конкретным требованиям общества.

Гуманистическая – это развитие личности учащегося, развитие его индивидуальности.

Идеи гуманизма отражены  в  трудах Адольфа Дистерверга, Толстого, на западе К.Роджерса.

Профессия носит коллективный характер. Творческая природа труда – это  понятие криативности. Наши психологи Громов, Моляко называют 7 признаков криативности:

  1. оригинальность
  2. эвристичность
  3. фантазия
  4. концентрирование
  5. четкость
  6. чувствительность
  7. активность

Объект деятельности – ребенок, но объект  деятельности  в педагогическом процессе должен стать субъектом, значит  должны возникнуть субъектно-объектные  отношения:

Субъект  в педагогическом процессе → Объект → Субъект

 

Методеятельность  – деятельность, направленная на  организацию и управление другой деятельностью.

 

Критерии педагогического  творчества:

  1. наличие глубоких всесторонних знаний, критическая переработка осмыслений.
  2. способность к самосовершенствованию, к самообразованию.
  3. разработка новых приемов.
  4. эффективное применение  опыта в новых условиях  способность к импровизации.

 

Професиограмма учителя.

Профессор Щербаков и психолог Кузьмина разработали профессиограмму учителя. Она не имеет жесткой структуры, однако имеется следующие функции:

  • Развивающая функция: познание – работа с научной литературой, умение познавать опыт других людей.
  • Исследовательская функция – вычленять необходимые вопросы, проблему для исследований.
  • Информационная функция – обеспечивает передачу знаний по средствам речи.
  • Побудительная функция – побуждает людей к познанию.
  • Конструктивно-организаторская – умение организовывать пед.процесс, спланировать.
  • Диагностическая функция – умение диагностировать пед.процесс, проанализировать свою работу.
  • Координирующая функция – направлена на предвидение и координацию влияния на человека.
  • Коммуникативная функция – умение правильно определить стиль руководства, стиль общения с коллективом.
  • Материнская функция – положительный эмоциональный фон на уроке.

Крупская Н.К. пишет: «Искусству преподавания нужно постоянно учиться».

Макаренко А.С. «Мастерство воспитания не является каким-то особым  искусством, требующим таланта, но эта специальность, которую надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».

 

Учитель должен обладать человеческими качествами:

Аттракцией – социальная установка  на уважение  человека, отношения  к человеку самоценность.

Эмпатия – умение сочувствовать, сопереживать.

Сензитивность – восприимчивость  к потребностям ученика.

Информация о работе Социальная значимость педагогической профессии