Социальное государство и социальное благополучие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

В общем, современная модель рыночной экономики предполагает определенное социальное выравнивание. Тут надо иметь в виду, что общественное сознание, во- первых, поднялось до понимания того, что рынок - это компромисс между его участниками. Последние самостоятельны, по собственной инициативе противостоят друг другу ( поскольку имеют противоположные интересы ), но и существенно зависят друг от друга : их интересы могут реализоваться только в результате “встречного” удовлетворения потребностей. Во-вторых, при насыщенности рынка и жесткой конкуренции, производители товаров и услуг заинтересованы в высоких доходах потребителей.
Необходимо, однако, отметить: рынок и полное равенство несовместимы.

Содержание работы

Введение………………………………………………...……3
1. Социальное государство……………. …….......................7
2. Социальное благополучие ……………………………..11 3.Пять элементов благополучия: определение……………6
Заключение…………………………………………………20
Список литературы………………………………………...22

Файлы: 1 файл

соц. благополучие..doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

 

 

 

 

 

 

Социальный институт

 

 

Кафедра социальная работа

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Современные теории социального благополучия»

 

 

Тема: «Социальное государство  и социальное благополучие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила: Яппарова Ольга

Михайловна

                                                                                 Студентка группы ЗСРз-111С

                                                                               Проверил: Панкратова Лариса                           

                                                                                                   Эльмировна

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………...……3

1. Социальное государство……………. …….......................7

2. Социальное благополучие ……………………………..11  3.Пять элементов благополучия: определение……………6 

                       Заключение…………………………………………………20

Список литературы………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

     На начальных этапах эволюции общества хозяйственный прогресс связан с резко выраженным неравенством, давлением одних слоев на другие. 
Зарождающиеся, да и современные рыночные отношения далеко не всегда обеспечивают равенство своих агентов.

     Индустриальная революция XVIII-XIX в.в. мощно стимулировала развитие рыночных отношений. Расцвет их сопровождался расширением личной свободы, усилием внимания к социальной справедливости. Все это породило в индустриальных странах тенденцию к сглаживанию социального неравенства. 
Подтверждением этому - формирование и рост в этих странах так называемого среднего класса - это та часть населения, которая имеет стабильный и достаточно высокий уровень доходов.

     В общем, современная модель рыночной экономики предполагает определенное социальное выравнивание. Тут надо иметь в виду, что общественное сознание, во- первых, поднялось до понимания того, что рынок - это компромисс между его участниками. Последние самостоятельны, по собственной инициативе противостоят друг другу ( поскольку имеют противоположные интересы ), но и существенно зависят друг от друга : их интересы могут реализоваться только в результате “встречного” удовлетворения потребностей. Во-вторых, при насыщенности рынка и жесткой конкуренции, производители товаров и услуг заинтересованы в высоких доходах потребителей.

     Необходимо, однако, отметить: рынок и полное  равенство несовместимы. 
     Это обусловлено, во-первых, персональными различиями участников рынка (различия имеют социальную, биологическую и социологическую природу). Во- вторых, - сущность самих рыночных механизмов: противоречиями процессов формирования рыночных стоимостей и рыночных цен, особенностями купли - продажи рабочей силы и т.п.

      Итак, современные развитые рыночные отношения создают возможности относительного социального равенства. Однако их практическая реализация требует определенных целенаправленных действий, основанных на некоторой совокупности принципов. Эти действия и представляют собой социальную политику, или социальные аспекты экономической политики государства.

     Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый связан с научным пониманием категории “свобода” применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: Свобода без ответственности не существует. Она дает шансы нести совместную ответственность (путем социального выравнивания) по отношению к тем гражданам, которые слабы или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учетом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. 
     Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп ( степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе. Таким образом, с одной стороны, экономическая политика должна быть ориентирована на сознание правовых и институциональных условий для самореализации групповых интересов, с другой,- сочетать их в рамках общего курса.

     При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальное государство.

     Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к "ночного сторожа", задача которой - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены "новому курсу" президента Ф. Рузвельта - программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг, названной "великой депрессией".

     Компетенция современного социального государства гораздо шире и распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и т.д. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально незащищенным группам, программы по созданию новых мест работы и развития системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойное проживание", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковы для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач.

     Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределения помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

     Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют:

  • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределения средств на социальные программы;
  • согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
  • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

     Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важной составной частью их программ.

     Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ней такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышении налогов, что в итоге негативно отражается на частной инициативе и может стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

     Действительно, в последние годы страны Запада столкнулись с некоторыми проблемами в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и спад экономики некоторых стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить демографическую изменившуюся ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей относительно остального населения. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое решение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальное  благополучие.

     Социальное благополучие – что же это такое? Можете ли вы купить это, можете ли вы научить себя этому или это нечто такое, чему вы учитесь на протяжении всей своей жизни и что, возможно, ослабевает при заболевании психическими недугами?

     Я верю в то, что мы все обучаемся этому всю свою жизнь с самого детства, проходя различные ситуации, принимая жизненные вызовы, испытывая разнообразные влияния и устанавливая социальные отношения и связи.

     Все начинается с нашей семьи, развивается в яслях и детском садике, в школе, на работе, в институте, с друзьями, знакомыми и в разных благоприятных и неблагоприятных жизненных ситуациях.

     Нет двух одинаковых детств, с одинаковыми и равномерно распределенными испытаниями. Но, тем не менее, вы можете иметь хорошую и социально благополучную жизнь. Для этого необходимо внимательно изучить всю свою жизнь, а также текущую ситуацию, и решить, хотите ли вы что-либо в ней изменить. От этого все и зависит.

     В процессе изучения образа жизни возникает необходимость в разработке укрупненных интегральных показателей, позволяющих охарактеризовать образ жизни (его структуру и динамику) как единство условий, сознания и деятельности социальных субъектов. Учеными предложено несколько вариантов системы показателей образа жизни.

     На основе анализа объективной и субъективной информации, полученной в результате реализации программы исследования, были определены три основных интегральных показателя образа жизни: 1) общественная активность, проявляемая субъектом во всех сферах деятельности; 2) культура образа жизни, воплощенная в деятельность, поведение и общение.

Методологической основой  анализа образа жизни служат положения марксизма о материалистическом понимании истории, первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, ленинская теория отражения.

Социальное благополучие выступает в качестве интегрального  показателя роста материального благосостояния и качества жизни. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие - это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

Основными детерминантами социального благополучия  людей выступают:

- уровень развития  производительных сил;

- система экономических  отношений, характеризующая место  и роль субъекта деятельности  в системе производства, распределения  и потребления;

- участие в управлении  производством и общественными  делами коллектива, региона, страны  в целом;

Информация о работе Социальное государство и социальное благополучие