Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 08:27, контрольная работа
Описание работы
Цель работы: Определить роль образования в социальном воспитании. Задачи работы: - выделить сущность социального воспитания; - охарактеризовать роль образования в жизни общества; - раскрыть социальные функции образования.
2. Ценности, имеющие конкретно-исторический
характер и определяющиеся идеологией
конкретного общество в тот или иной исторический
период его развития, т.е. зависящее от
политических, правовых, нравственных,
философских взглядов в которых осознаются
и выражаются отношения людей к действительности.
Понимание социального воспитания
как составной части развития и социализации
человека, а также подход к нему как субъект-субъектному
взаимодействию и определение его как
создание условий для целенаправленного
развития и духовно-ценностных ориентаций
позволяет выделить ряд принципов, которые
могут рассматриваться основанием организации
социального воспитания.
1. Принцип природосообразности.
(Аристотель, Я.А.Коменский, А. Дистервег.
К.Д.Ушинский).
Суть: социальное воспитание
должно основываться на научном понимании
взаимосвязи естественных и социальных
процессов, согласовываться с общими законами
развития природы и человека, развивать
у него ответственность за развитие самого
себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека
нужно воспитывать не только как мужчину
или женщину определенного возраста, не
только как жителя конкретной страны,
но и планеты в целом.
Данный принцип предполагает
необходимость учета индивидуальных
и возрастных особенностей ребенка при
решении задач воспитания.
Принцип культуросообразности (Дж.Локк, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др.)
Суть: социальное воспитание
должно основываться на общечеловеческих
ценностях культуры и строиться в соответствии
с ценностями, нормами , традициями конкретной
национальной , региональной культур ,
не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Принцип дополнительности в социальном воспитании.
Суть: Предполагает подход к
развитию человека как к совокупности
взаимодополняющих процессов. Социальное
воспитание рассматривается как один
из факторов развития , наряду с природными,
социальными , культурными факторами.
Этот принцип позволяет рассматривать
социализацию как сочетание стихийного,
частично направляемого, относительно
социально контролируемого процессов
развития человека. Принцип дополнительности
позволяет рассматривать воспитание как
совокупность взаимодополняющих процессов
семейного, религиозного , социального
воспитания.
4. Принцип центрации социального
воспитания на развитии личности.
Суть: признание приоритета
личности. Воспитательно-образовательные
учреждения и организации , общности воспитуемых
могут рассматриваться лишь как средство
развития личности с признанием ее приоритета
по отношению к обществу, государству,
социальным институтам
5. Принцип ориентации
на социально-ценностные отношения.
Суть: детям предъявляются разнообразные
объекты мира с точки зрения их значимости
для жизни человека.
6. Принцип гуманистической
направленности воспитания.
7. Принцип коллективности социального
воспитания.
Суть: Социальное воспитание
осуществляется в коллективах различного
типа , дает детям опыт жизни в обществе
, опыт взаимодействия с окружающим миром,
создает условия для позитивного самопознания,
самоопределения, самореализации и самоутверждения.
8. Принцип диалогичности
социального воспитания
Система социального воспитания
может функционировать на национальном
(государственном), региональном и локальном
уровнях.
Система социального воспитания
- совокупность государственных организаций,
деятельность которых направлена на реализацию
воспитательной политики государства.
Она включает в себя различные
воспитательные организации, такие как
:
- учебно-воспитательные учреждения
различного типа;
- учреждения для детей, подростков
с ослабленным здоровьем;
- учреждения для одаренных
детей;
- учреждения для детей и подростков
с ограниченными возможностями, социальными
наклонениями;
- организации занимающиеся
перевоспитанием и реабилитацией детей.
Структурными компонентами
системы социального воспитания наряду
с совокупностью учреждений являются
также:
- средства выделяемые государством
для функционирования системы воспитания:
материальные, финансовые, духовные;
- кадры, необходимые для реализации
функционирования системы социального
воспитания: организаторы воспитания
на национальном, региональном, локальном
уровнях; воспитатели - профессионалы,
воспитатели – волонтеры;
- ценности, культивируемые
государственной системой воспитания,
которые адекватны социально-политической,
экономической, идеологической системам
общества;
- органы управления воспитания;
- объекты социального воспитания.
Основные цели системы социального
воспитания:
1. Формирование способности
личности к активному функционированию
в конкретной социальной ситуации.
2. Обеспечение полноценного
развития личности как неповторимой
человеческой индивидуальности.
3. Формирование социальной
активности личности, способной
к индивидуальной творческой
деятельности по преобразованию
действительности и себя.
4. Формирование личности
готовой принять на себя ответственные
дела и решения и в полной
мере реализующей свою индивидуальность.
М.И. Рожков считает, главная
цель социального воспитания формирование
социальности как интегративного качества
личности в процессе планомерного создания
условий для его относительно целенаправленного
саморазвития как субъекта социальных
отношений.
Таким образом, социальное воспитание
- это целенаправленное создание материальных,
духовных, организационных условий для
развития человека. Иначе говоря, социальное
воспитание – это воспитание в широком
смысле, влияние на человека всех субъектов
его социального окружения.
Социальное воспитание в нашем
понимании – это системный процесс, направленный
на разнообразные виды взаимодействия
воспитательной системы образовательных
учреждений с широким кругом социума.
2. Роль образования
в жизни общества
Образование - важнейшая предпосылка
решения основных задач общества, государства,
специфическая отрасль общественной жизни,
необходимое условие общественного воспроизводства
и успешной трудовой деятельности, формирования
кадров работников для народного хозяйства,
государственного и политического устройства,
для всех сфер развития общества. На основе
образования формируется и всесторонне
развивается личность, ее основные качества,
ее вхождение в жизнь. Образование - багаж
ученого, условие научного познания мира
и его закономерностей, реализации объективных
потребностей общества в постоянном накоплении
и обновлении знаний. Образование - сфера
приобщения людей к культуре и искусству.
Уровень образования - мерило
цивилизации и культуры любого общества,
важный показатель его прогрессивного
развития. Особое значение имеет взаимодействие
образования с социальной структурой
общества. С одной стороны, социальная
структура, выражающая сложившиеся общественные
отношения, определяет уровни, темпы и
содержание образования. С другой стороны,
развитие профессионального и специального
образования оказывает решающее влияние
на социальную структуру, изменение соотношения
между численностью социальных групп
- рабочих, крестьян, интеллигенции и т.
п. Именно в результате образования сложились
кадры высококвалифицированных рабочих,
возникла специализация труда сельскохозяйственных
работников. С учетом особенностей образования
и его роли в жизни общества можно определить
образование как процесс и результат овладения
обучающимися знаниями, умениями и навыками,
развития мировоззрения, идейно-политических
взглядов и нравственности, а также творческих
задатков и способностей, вследствие чего
процесс образования приобретает индивидуальное
своеобразие. Иными словами, образование
- процесс и результат формирования личности-индивида,
включенного в систему общественных отношений,
определившего отношение к обществу, к
трудовой деятельности, к другим людям.
В этом и состоит цель образования на любых
уровнях и этапах развития общества.
Организационная структура
образования состоит из ряда уровней -
дошкольного, общеобразовательного, профессионального
и специального (среднего и высшего). В
совокупности образование - непрерывное
обучение, преемственно связывающее низшие
и высшие ступени обучения и продолжающееся
после их завершения. Содержание структуры
образования состоит из двух компонентов:
обучение и воспитание, в осуществлении
которых действует субъект образования
- педагог и объект образования - учащийся,
между которыми постоянно существует
органическая связь, взаимодействие и
сотрудничество. Воспитание - целостная
система со специфической структурой,
состоящей из ряда элементов - трудового,
нравственного, политического, экономического
мировоззренческого, национально-патриотического,
эстетического физического воспитания,
взаимодействующих и взаимопроникающих
друг в друга. В каждом из элементов воспитания
есть аспекты других элементов, наиболее
полно выражающихся в трудовом и нравственном
воспитании, играющих ведущую роль в системе
и воздействующих на все другие части.
Целое, каким есть вся система воспитания,
взаимодействует с ее отдельными элементами,
поэтому в каждом из элементов находят
выражение общие принципы воспитания.
Но каждый вид воспитания обладает относительной
самостоятельностью, потому что имеет
специфические особенности и оказывает
влияние на весь процесс воспитания, обогащая
или наоборот, обедняя, в зависимости от
уровня развития и эффективности.
Важнейшей закономерностью
развития всей системы образования, выступает
единство взаимосвязанных ее структурных
элементов: обучения и воспитания. Но они
неравнозначны и неидентичны. Константин
Ушинский подчеркивал, что в системе образования
воспитание играет ведущую роль, а обучение
- средство воспитания. Без поддержки воспитания
и без его опоры обучение не может дать
положительных результатов. Обучение,
оторванное от воспитания, есть только
развитие ума, накопление знаний, а воспитание
- формирование личности, развитие и укрепление
всех ее духовных способностей, ее характера.
Соединение процесса обучения и воспитания
обеспечивает, прежде всего, привитие
учащимся навыков самостоятельного мышления,
овладение культурой мышления, чтобы они
могли отражать внешний мир и собственное
«Я», свой интеллектуальный потенциал.
На такой основе формируются мировоззрение
личности, ее нравственные нормы и социальная
позиция, потому что, по определению Иммануила
Канта, человек может стать человеком
только через воспитание.
Еще мыслители Древней Греции
отмечали ведущую роль в обучении воспитания,
видели недостаточность образования без
воспитания. Так, Протагор считал, что
образование не дает ростков в душе, если
оно не проникает до значительной глубины.
А глубину дает воспитание. По мнению Демокрита,
воспитание перестраивает человека и,
преобразуя, создает ему вторую природу.
Акцент на значимости воспитания не означает
недооценки роли обучения, потому что
без обучения нет и воспитания. Обучение
не только средство воспитания, но и его
теоретическая основа. Вне знания нет
и не может быть и сознания. Важное значение
в процессе образования имеет правильное
сочетание и взаимопроникновение обучения
и воспитания. Обучение и воспитание -
диалектическое единство. Воспитание
не есть нечто внешнее по отношению к обучению,
вносимое извне, потому что в самом обучении
объективно заложены потенциальные элементы
воспитания. С другой стороны, воспитание
дает и дополнительные знания. И обучение,
и воспитание осуществляется не автоматически,
а в зависимости от личности педагога,
его мировоззрения и квалификации. Поэтому
и результаты обучения и воспитания у
разных педагогов неодинаковы, хотя и
достигаются при усвоении одних и тех
же отраслей знания.
Знания могут излагаться по-разному
- узко, когда они, пополняя умственный
багаж учащегося, не обогащают его сознания,
и глубоко, когда происходит обратная
связь и знания превращаются в убеждения.
А это возможно лишь при условии, что сообщаемые
знания связаны с современностью, с общественной
практикой, сочетаются с определенными
выводами воспитания. А если их не делает
педагог, то это не исключает ошибочность
выводов, к которым может прийти школьник
или студент. Многие излагаемые предметы
в большинстве не имеют практической направленности
и целеустремленности на использование
и применение, на превращение знаний в
убеждения и претворение в активную жизненную
позицию. В большинстве учащиеся воспринимают
преподаваемые дисциплины лишь как сумму
знаний, которые необходимо усвоить, чтобы
получить соответствующую оценку, но не
видят в них ориентиров в практической
деятельности. Знания, сами по себе, отмечал
Антон Макаренко, еще не создают нужных
качеств характера и поведения людей,
если они не превращаются в убеждения.
О связи между знаниями и практической
деятельностью учащихся хорошо сказал
немецкий педагог Альфред Дистерверг:
«Печальное явление, когда головы учеников
наполнены большим или малым количеством
знаний, но он не научился их применять...
Хотя он кое-что знает, но ничего не умеет».
Эффективность обучения и воспитания
зависит не только от субъекта, но и от
объекта воспитания, потому что вступают
во взаимодействие с теми знаниями и убеждениями,
которые уже достигнуты до вуза в средней
школе или путем самообразования. Философ
Георг Гегель подчеркивал, что «каждый
индивидуум имеет собственное чувство,
собственные ощущения и особенное мировоззрение».
Поэтому-то в одних случаях обучение и
воспитание попадают на благоприятную
почву, пополняя знания и углубляя мировоззрения.
В иных случаях, наоборот, обучение и воспитание
вступают в противоречие с прежними знаниями
и взглядами, с уже сложившимися познавательными
потребностями и интересами. Все это означает,
что обучение, и особенно воспитание, имеют
весьма сложный, противоречивый характер,
потому, что воспринимаются через призму
определенного «Я», уже в той или иной
мере сложившегося у учащегося. Поэтому
прав Гегель, утверждая, что духовное развитие
не просто спокойный процесс, совершающийся
без борьбы, а тяжелая недобровольная
работа, направленная против самого себя.
В современных условиях особую
роль воспитании и обучении школьников
и студентов играют общественные и гуманитарные
науки, непосредственно формирующие их
мировоззрение и интеллектуальную культуру,
личностные качества. По своему характеру
естественнонаучные предметы несут также
немалый воспитательный заряд, что достигается
при условии гуманитаризации учебного
процесса.