Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….50
Специальную литературу же о сексе читают всего лишь 26,7%, остальные же 73,3% не считают специальную литературу важным источником получения информации об интересующих их вопросах о сексе. Это потому, что сейчас хорошо развиты информационные технологии, такие как интернет, телевидение, где подростки могут легко получить любую интересующую их информацию.
Рисунок 1.3 - Диаграмма процентных показателей основных источников получения информации о сексе у подростков.
Также на вопрос анкеты «Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения?» подростки ответили следующим образом:
Рисунок 1.4 - Диаграмма процентных показателей понимания подростков словосочетания «половые отношения».
Брак, как обязательным элементом для вступления в сексуальные отношения считают лишь 23,3%, остальные же 76,7% так не думают.
Основными способами предохранения (контрацепции) от нежелательной беременности, предполагаемыми подростками, являются:
Наиболее же эффективными способами, среди них, ученики считают презервативы – 63,3%, воздержание – 26,4%, прерывание полового акта – 10%, таблетки – 3,3%.
Также 70% опрошенных учеников 70% думают, что ранняя половая жизнь не сможет причинить вред, 16,7% думают, что нет, и 13,3% не знают ответа на этот вопрос. Среди негативных последствий ранних половых отношений подростки выделяют:
Такие мнения свидетельствуют о том, что подростки плохо осведомлены о вреде ранних половых связей и не до конца осознают последствия.
На вопрос «Кому бы вы сообщили, что вы (ваша подруга) беременны(а)?» подростки ответили следующим образом:
Исходя из этих данных, можно предположить, что подростки доверяют своим родителям и друзьям больше, чем медицинским специалистам и педагогам. Это говорит о том, что учителя не уделяют достаточного внимания ученикам, не интересуются их интересами, хобби, их жизненными ценностями и приоритетами, что в следствии и вызывает появление отклонений в поведении подростков.
Рисунок 1.4 - Диаграмма процентных показателей людей, которым бы подростки сообщили о беременности.
В завершении анкеты был
задан вопрос о том, нужны ли курсы
по половому воспитанию, и 83,3% опрошенных
подростков ответили, что нужен. Это
свидетельствует о том, что в
школе слабо развита
Анкета для подростков по половому воспитанию.
Материал: перечень вопросов.
Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 10 вопросов, выбирая вариант ответа и предлагая свой.
В анкетировании прияли участие 30 человек, среди которых 15 – мужского пола и 15 женского. Количество опрашиваемых 14 лет – 8 учащихся (26,7%) и 15 лет – 22 (73,3%).
После проведения анализа анкет было установлено, что 70% опрошенных имели сексуальный опыт, 30% не имели. При анализе анкет по половому признаку было установлено, что среди опрошенных девушек секс был у 53,3%, не был у 47,7%. У опрошенных же из мужской половины сексуальный опыт имел место у 86,7%, не было такого опыта у 13,3% мальчиков.
Рисунок 2.1 - Диаграмма процентных показателей сексуального опыта подростков.
Мнения опрошенных учащихся разошлись на счет того, в каком возрасте все-таки происходит половое созревание у подростков. 30% считают, что половое созревание проходит в 12-13 лет, еще 30% думают, что в 14-15 лет, 23,3% - в 16-17 лет и 16,7% - в 10-11 лет. Это свидетельствует о неосведомленности учеников о возрасте полового созревания и о том, что может происходить в этом возрасте с их организмом и как к этим изменениям относится.
Иерархия мотивов среди
У девушек на первом месте находится мотив взаимной любви (53,1%), далее: расчет на вступление – 13,4%; самоутверждение, чувство зрелости – 13,4%; любопытство – 13,4%; стремление к получению удовольствия – 6,7%. У парней же первое место занимает то, что это модно, престижно – 46,5%, потом идет взаимная любовь – 26,7%, далее: самоутверждение, чувство зрелости – 13,4%; стремление к удовольствию – 6,7% и любопытство – 6,7% опрошенных. Такая расстановка мотивов связана с бурным половым созреванием, всплеском гормонов, а также с индивидуально-личностными особенностями подростков, которые нужно учитывать как родителям, так и педагогам.
Как ты думаешь, каков должен быть мотив вступления в интимную связь?
Рисунок 2.2 - Диаграмма процентных показателей мотивов вступления в интимную связь подростков.
Еще 53,3% из всех реципиентов - 80% среди опрошенных девушек и 66,7% среди опрошенных парней - считают, что невозможно забеременеть при первом половом контакте, если не предохраняться, а большая часть – 46,7% - 20% среди девушек и 33,3% среди парней - думают, что беременность может случиться. Такое явление среди подростков обосновано плохой осведомленность подростков в некоторых вопросах о сексе, в частности о первом половом контакте.
На вопрос о том, чтобы девушки сделали, если бы узнали, что беременны, ими были предложены следующие варианты решения этого вопроса:
Рисунок 2.3 - Диаграмма процентных показателей решений девушек по проблеме подростковой беременности.
Мальчики же на этот вопрос ответили следующим образом:
Рисунок 2.4 - Диаграмма процентных показателей решений парней по проблеме подростковой беременности.
Оставить ребенка решили 63,4% опрошенных подростков - 80% среди девушек и 46,4% среди парней; сделать аборт посчитали нужным 33,3% - 13,4% среди девушек и 53,6% среди парней; не знают, как поступит в такой ситуации 3,3% подростков, 6,7% среди девушек и 0% среди парней. Возможно, такое распределение процентов среди парней и девушек связано с материальными заботами и будущим обеспечением ребенка и семьи. Вот почему 76,6% считают, что подросток в современном обществе не может обеспечить самостоятельно себя и своего потенциального ребенка, 10% думают, что может, 6,7% считают это возможным и 6,7% нужна помощь родителей.
Среди отрицательных последствий аборта подростками были выделены следующие:
- среди девушек 73,2%,
- среди парней 79,9%;
- среди девушек 13,4%,
- среди парней 13,4%;
- среди девушек 6,7%,
- среди парней 6,7%;
- среди девушек 6,7%,
- среди парней 0%.
Рисунок 2.5 - Диаграмма процентных показателей последствий аборта по мнению реципиентов.
Исходя из этих данных, можно отметить,
что у подростков недостаточно широки
знания на счет абортов, они мыслят
в очень узком кругу и
С течением времени подростковая беременность становится частым явлением в жизни общества. На это оказывает большое влияние ранняя сексуальная жизнь подростков, которую большая часть из них начала случайно. Также у подростков слабые или недостаточные знания о ранних сексуальных отношения и их последствиях и последствиях аборта. Но все же более 80% реципиентов считают необходимыми и даже обязательными познавательные занятия о сексе и половой жизни или курс по половому и семейному воспитанию.
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности
Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума.
В своей профессиональной деятельности
педагог социальный имеет дело с ребенком
в процессе его развития, воспитания, социального
становления. В деятельности социального
педагога можно выделить следующие основные
составляющие: диагностическую, прогностическую,
коррекционную, реабилитационную, охранно-защитную,
предупредительно-
Для успешной реализации профилактической деятельности социальный педагог должен обладать следующими личностными качествами:
Социально-педагогическая профилактика — это совокупность социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Целью профилактической деятельности с учащимися, склонными к появлению такого явления как подростковая беременность, является устранение негативных факторов окружающей среды, влияющих на личность и жизнь подростков.
Социально-педагогическая профилактика может быть реализована путём решения следующих задач:
1. Создание форм активной и действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного подростка и его родителей.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности