Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….50 

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 234.58 Кб (Скачать файл)
      • Телевидение, интернет – 46,7%;
      • От сверстников, одноклассников, друзей – 33,3%;
      • Из специальной литературы – 6,7%;
      • От родителей – 6,7%;
      • От учителей – 0%;
      • Варианты, предложенные подростками: не помню – 3,3% и от всего вместе – 3,3%.

Специальную литературу же о сексе читают всего лишь 26,7%, остальные же 73,3% не считают специальную  литературу важным источником получения  информации об интересующих их вопросах о сексе. Это потому, что сейчас хорошо развиты информационные технологии, такие как интернет, телевидение, где подростки могут легко получить любую интересующую их информацию.

Рисунок 1.3 - Диаграмма процентных показателей основных источников получения информации о сексе у подростков.

 

Также на вопрос анкеты «Что вы понимаете под словосочетанием  «половые отношения?» подростки  ответили следующим образом:

      • 76,6% из всех опрошенных учащихся считают, что это секс;
      • 13,3% думают, что это ухаживания;
      • 10% подростов, принявших участие в анкетировании, понимают под этим словосочетание брак, семью.

Рисунок 1.4 - Диаграмма процентных показателей понимания подростков словосочетания «половые отношения».

 

Брак,  как обязательным элементом для вступления в сексуальные  отношения считают лишь 23,3%, остальные же 76,7% так не думают.

Основными способами предохранения (контрацепции) от нежелательной беременности, предполагаемыми подростками, являются:

Наиболее же эффективными способами, среди них, ученики считают презервативы – 63,3%, воздержание – 26,4%, прерывание полового акта – 10%, таблетки – 3,3%.

Также 70% опрошенных учеников 70% думают, что ранняя половая жизнь  не сможет причинить вред, 16,7% думают, что нет, и 13,3% не знают ответа на этот вопрос. Среди негативных последствий  ранних половых отношений подростки  выделяют:

    1. Беременность – 46,8%;
    2. Заболевания – 23,3%;
    3. Никакие – 20%;
    4. Аборт – 3,3%;
    5. Бесплодие – 3,3%;
    6. Старение организма – 3,3%.

Такие мнения свидетельствуют  о том, что подростки плохо  осведомлены о вреде ранних половых  связей и не до конца осознают последствия.

На вопрос «Кому бы вы сообщили, что вы (ваша подруга) беременны(а)?» подростки ответили следующим образом:

      • Родителям, родственникам – 70%;
      • Друзьям – 13,3%;
      • Доктору/врачу – 13,3%;
      • Классному руководителю/учителю – 3,4%.

Исходя из этих данных, можно  предположить, что подростки доверяют своим родителям и друзьям  больше, чем медицинским специалистам и педагогам. Это говорит о  том, что учителя не уделяют достаточного внимания ученикам, не интересуются их интересами, хобби, их жизненными ценностями и приоритетами, что в следствии и вызывает появление отклонений в поведении подростков.

Рисунок 1.4 - Диаграмма процентных показателей людей, которым бы подростки сообщили о беременности.

 

В завершении анкеты был  задан вопрос о том, нужны ли курсы  по половому воспитанию, и 83,3% опрошенных подростков ответили, что нужен. Это  свидетельствует о том, что в  школе слабо развита информационная сторона по проблеме сексуальных  отношений и подростковой беременности. Хотя во многих школах и существует факультатив по половому воспитанию, но его посещают единицы, т.к. многие не хотят тратить на это свое время, как ученики, так и учителя, поэтому всегда этой проблемы касаются вскользь.

 

 

Анкета для подростков по половому воспитанию.

Материал: перечень вопросов.

Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 10 вопросов, выбирая вариант ответа и предлагая свой.

В анкетировании прияли участие 30 человек, среди которых 15 – мужского пола и 15 женского. Количество опрашиваемых 14 лет – 8 учащихся (26,7%) и 15 лет – 22 (73,3%).

После проведения анализа  анкет было установлено, что 70% опрошенных имели сексуальный опыт, 30% не имели. При анализе анкет по половому признаку было установлено, что среди опрошенных девушек секс был у 53,3%, не был у 47,7%. У опрошенных же из мужской половины сексуальный опыт имел место у 86,7%, не было такого опыта у 13,3% мальчиков.

Рисунок 2.1 - Диаграмма процентных показателей сексуального опыта подростков.

 

Мнения опрошенных учащихся разошлись на счет того, в каком возрасте все-таки происходит половое созревание у подростков. 30% считают, что половое созревание проходит в 12-13 лет, еще 30% думают, что в 14-15 лет, 23,3% - в 16-17 лет и 16,7% - в 10-11 лет. Это свидетельствует о неосведомленности учеников о возрасте полового созревания и о том, что может происходить в этом возрасте с их организмом и как к этим изменениям относится.

Иерархия мотивов среди подростков, в общем, выстроилась следующим образом:

      • Взаимная любовь – 50%;
      • Самоутверждение, чувство зрелости – 13,3%;
      • Модно, престижно – 13,3%;
      • Любопытство – 10%
      • Расчет на вступление в брак – 6,7%;
      • Стремление к получению удовольствия – 6,7%.

У девушек на первом месте находится  мотив взаимной любви (53,1%), далее: расчет на вступление – 13,4%; самоутверждение, чувство зрелости – 13,4%; любопытство  – 13,4%; стремление к получению удовольствия – 6,7%. У парней же первое место занимает то, что это модно, престижно – 46,5%, потом идет взаимная любовь – 26,7%, далее: самоутверждение, чувство зрелости – 13,4%; стремление к удовольствию – 6,7% и любопытство – 6,7% опрошенных. Такая расстановка мотивов связана с бурным половым созреванием, всплеском гормонов, а также с индивидуально-личностными особенностями подростков, которые нужно учитывать как родителям, так и педагогам.

 

Как ты думаешь, каков должен быть мотив вступления в интимную связь?

Рисунок 2.2 - Диаграмма процентных показателей мотивов вступления в интимную связь подростков.

 

Еще 53,3% из всех реципиентов - 80% среди опрошенных девушек и 66,7% среди опрошенных парней - считают, что невозможно забеременеть при первом половом контакте, если не предохраняться, а большая часть – 46,7% - 20% среди девушек и 33,3% среди парней - думают, что беременность может случиться. Такое явление среди подростков обосновано плохой осведомленность подростков в некоторых вопросах о сексе, в частности о первом половом контакте.

На вопрос о том, чтобы девушки  сделали, если бы узнали, что беременны, ими были предложены следующие варианты решения этого вопроса:

      • 46,4% - оставить ребенка;
      • 13,4% - скрыть от всех;
      • 13,4% - аборт;
      • 13,4% - рассказать родителям;
      • 13,4% - выйти замуж за отца ребенка, создать семью.

 

Рисунок 2.3 - Диаграмма процентных показателей решений девушек по проблеме подростковой беременности.

 

Мальчики же на этот вопрос ответили следующим образом:

      • 40% - аборт;
      • 39,9% - оставить ребенка;
      • 6,7% - поддержать;
      • 6,7% - рассказать родителям;
      • 6,7% - не знаю.

Рисунок 2.4 - Диаграмма процентных показателей решений парней по проблеме подростковой беременности.

 

Оставить ребенка решили 63,4% опрошенных подростков - 80% среди девушек и 46,4% среди парней; сделать аборт посчитали нужным 33,3% - 13,4% среди девушек и 53,6% среди парней; не знают, как поступит в такой ситуации 3,3% подростков, 6,7% среди девушек и 0% среди парней. Возможно, такое распределение процентов среди парней и девушек связано с материальными заботами и будущим обеспечением ребенка и семьи. Вот почему 76,6% считают, что подросток в современном обществе не может обеспечить самостоятельно себя и своего потенциального ребенка, 10% думают, что может, 6,7% считают это возможным и 6,7% нужна помощь родителей.

Среди отрицательных последствий  аборта подростками были выделены следующие:

      • Бесплодие у девушек – 76,6% реципиентов:

- среди девушек 73,2%,

- среди парней 79,9%;

      • Не знают последствий – 13,3%:

- среди девушек 13,4%,

- среди парней 13,4%;

      • Нет никаких последствий – 6,7%;

- среди девушек 6,7%,

- среди парней 6,7%;

      • Болезни органов половой системы – 3,3%:

- среди девушек 6,7%,

- среди парней 0%.

Рисунок 2.5 - Диаграмма процентных показателей последствий аборта по мнению реципиентов.

 

Исходя из этих данных, можно отметить, что у подростков недостаточно широки знания на счет абортов, они мыслят в очень узком кругу и предполагают самые распространенные варианты, забывая  обо всех сложностях функционирования женского человеческого организма. Поэтому более 80% подростков, участвовавших  в анкетировании, считают необходимыми познавательные занятия о сексе  и половой жизни и даже обязательными  и принудительными, что возможно уменьшило риск возникновения подростковой беременности и количества беременных девочек-подростков.

С течением времени подростковая беременность становится частым явлением в жизни  общества. На это оказывает большое  влияние ранняя сексуальная жизнь  подростков, которую большая часть  из них начала случайно. Также у  подростков слабые или недостаточные  знания о ранних сексуальных отношения  и их последствиях и последствиях аборта. Но все же более 80% реципиентов  считают необходимыми и даже обязательными познавательные занятия о сексе и половой жизни или курс по половому и семейному воспитанию.

 

 

2.2. Рекомендации по организации  профилактической деятельности  социального педагога в случае  подростковой беременности

 

Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума.

В своей профессиональной деятельности педагог социальный имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В деятельности социального педагога можно выделить следующие основные составляющие: диагностическую, прогностическую, коррекционную, реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую.

Для успешной реализации профилактической деятельности социальный педагог должен обладать следующими личностными качествами:

    1. Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.
    2. Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, симпатии.
    3. Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.
    4. Открытость – способность быть искренним, уметь говорить о своих внутренних чувствах и мыслях.
    5. Конкретность – умение конкретно отвечать на вопросы.
    6. Коммуникабельность – интерес к другим людям, легкость в общении с ними.
    7. Уважение, честность.
    8. Конфиденциальность, сохранение тайны.

Социально-педагогическая профилактика — это совокупность социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Целью профилактической  деятельности с учащимися, склонными к появлению такого явления как подростковая беременность, является устранение негативных факторов окружающей среды, влияющих на личность и жизнь подростков.

Социально-педагогическая профилактика может быть реализована путём решения следующих задач:

1. Создание форм активной и действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного подростка и его родителей.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности