Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированых подростков в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:01, статья

Описание работы

На современном этапе развития общества серьезные трудности переходного периода в России породили множество факторов пагубно повлиявших на детей, на их развитие и воспитание. Кризисные явления в семье, падение жизненного уровня, психоэмоциональная перегрузка родителей, обострение межнациональных конфликтов, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов негативно сказываются на благополучии несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

статья Наташа.docx

— 23.42 Кб (Скачать файл)

УДК  316.614

ББК    88.93

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированых подростков в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Черемисова Н.С.

г. Ишим, Российская Федерация

На современном  этапе  развития общества серьезные  трудности переходного периода в России породили множество факторов пагубно повлиявших на детей, на их развитие и воспитание. Кризисные явления в семье, падение жизненного уровня, психоэмоциональная перегрузка родителей, обострение межнациональных конфликтов, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов негативно сказываются на благополучии несовершеннолетних. В результате действия всех названных факторов отмечается резкий рост дезадаптации детей и подростков, выражающейся в широком спектре негативных проявлений.

Все это ставит принципиально новые задачи  перед  педагогической  наукой, предъявляет  повышение  требования  к научному изучению  проблемы и разработке методического обеспечения воспитательно-профилактического, социально-реабилитационного  процессов  в образовательном  и  реабилитационном пространстве  и  критериев  диагностики их эффективности.

Различные аспекты социально – педагогической реабилитации дезадаптированных подростков становились вниманием ученых: выявлены проблемы и определена сущность социально-педагогической реабилитации (П.Г. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,  Г.М. Андреева, В.В. Зайков, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева и другими); дана характеристика дезадаптированных подростков (С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, В.М. Астапов, А.И. Захаров, Р.В. Овчарова, В.Г. Степанов); разработана методика работы социального педагога  в реабилитационном центре (Г. И. Камаева).

Дезадаптивное  поведение подростков — общественно  опасное  явление, которое несет потенциальную угрозу самому субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям и обществу в целом. В последние годы продолжает расти количество детей и подростков с нарушенным поведением.  По  данным статистики  МВД на  сегодня  бродяжничает свыше 1 млн. несовершеннолетних детей и подростков. Число  детей-сирот  превысило  500 тысяч, 40 процентов детей подвергается насилию в семьях и столько же испытывают насилие в школах.  Смертность  подростков от суицида возросла на 60 процентов. До 20 процентов подростков имеют опыт употребления наркотических и токсикоманических средств. Лишь 10 процентов нуждающихся в психокоррекционной помощи могут ее получить. Ситуация  приближается к критической, что позволило сформулировать проблему нашего исследования: поиск педагогических условий, способствующих успешной социально-педагогической реабилитации  дезадаптированных подростков в реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Термин  «дезадаптация»  в отечественной психолого-педагогической литературе появился сравнительно недавно. Его употребление неоднозначно и противоречиво, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптации по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда  разные подходы к трактовке дезадаптации.

По мнению  Л.С. Выготского,  с  позиций  онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные,  переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его «ситуации социального развития», вызывающее необходимость  реконструкции  сложившегося модуса адаптивного поведения. Исходя из этого подхода дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Данного понятия дезадаптации мы будем придерживаться в нашем исследовании [9].

А.С. Беличева под социальной дезадаптацией понимала социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниям, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром. [5]

Проведенный анализ содержания понятия «дезадаптация» показал, что все точки зрения сводятся к определению ее как  результата  внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, проявляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимодействий личности.

Мы будем опираться на определение Н.Р. Сидорова,  который  под социальной дезадаптацией  понимал  неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений  [20].

Из множества факторов  формирования дезадаптации подростков мы, вслед за  Ю.А. Александровским, выделяем: запущенность как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку; депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, близких, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей; фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей.

Для того чтобы устранить данные факторы следует социально реабилитировать ребенка, то есть выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе.

Социальная реабилитация ребенка по определению В.А. Никитина – это комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на восстановление способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде. Основным ее видом является социально-психологическая реабилитация, роль которой повышение уровня психического и физического здоровья ребенка, его социально-психологическое возрождение; информирование о потенциальных возможностях ребенка; обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми [25].

Педагогическая реабилитация. Это комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д. [25].

Итак, на основе объединения содержания понятий «социальная реабилитация» и «педагогическая реабилитация» можно дать определение социально-педагогической реабилитации.

Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получении образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации.

Исследователь  Т.И. Зубкова утверждает, что социально-педагогическая реабилитация — сравнительно новая область профессиональной  деятельности,  возникшая  как  одно  из  направлений  в системе комплексной реабилитации несовершеннолетних. Основная ее задача  - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе [9].

Для нашего исследования мы разработали специальную реабилитационную программу тренинговых упражнений, направленную на реабилитацию  дезадаптированных подростков. Она построена с опорой на принципы групповой работы, индивидуальной работы и работы в парах. Экспериментальная работа проводилась на базе автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационного центра  для несовершеннолетних «Согласие»» города Ишима с включением 10 подростков из числа опекаемых центром в возрасте 13-14 лет.

Таким образом, исходя из проведенной нами диагностики на констатирующем этапе, следует вывод о том, что  подростки в реабилитационном центре имеют в основном высокий уровень социальной дезадаптированности по всем критериям (50%), так как  подростки негативно относятся к окружающим (сверстникам, педагогам), совершают разрушительные для себя поступки; в каждом слове и действии окружающих видят скрытый умысел, направленный против них; скрывают в себе желание унизить; самооценка завышенная, неадекватно воспринимают информацию от окружающих, не достаточно грамотно выражают свои мысли; отвергаются сверстниками; вспыльчивы; не умеют завершать конфликт конструктивными способами; сами являются зачинщикам конфликта; 30% имеют средний уровень дезадаптированности, так как подростки не совершают разрушительных действий, идут на контакт, наблюдается низкая самооценка; 20% имеют низкий уровень социальной дезадаптированности: к окружающим относятся с безразличием, самооценка адекватная, конфликты избегают.

Констатирующий этап показал необходимость реализации педагогических условий социально - педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Для опытно-экспериментальной части  исследования мы использовали следующие условия социально - педагогической реабилитации:

    • восстановление утраченных навыков  социально одобряемого

поведения «трудного» подростка, его социальный статус, преодоление отчуждения от основных институтов социализации (семьи, школы);

  • разработка специальной реабилитационной программы тренинговых упражнений, направленной на реабилитацию дезадаптированных подростков.

Реабилитационная программа тренинговых упражнений включает в себя 3 этапа:

I этап - ориентировочный (1- 2 занятия).

Цель этапа: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулирование правил группы.

II этап – основной (3-9 занятия).

Цель этапа: коррекция  агрессивности у подростков, развитие навыков  общения, повышение самооценки, создание условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков.

III этап - закрепляющий (10 занятие).

Цель этапа: закрепление позитивных изменений в личности подростка и формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

По окончании работы по реабилитационной программе тренинговых упражнений, мы перешли к третьему, завершающему этапу исследования – повторной диагностике. Она осуществлялась теми же методиками, что и на первом этапе.

Результаты повторной диагностики показали, что высокий уровень социальной дезадаптированности снизился до 20%, средний уровень дезадаптированности повысился до 50%, так как подростки не совершают разрушительных действий, идут на контакт, наблюдается низкая самооценка; 30% перешли на низкий уровень социальной дезадаптированности: к окружающим относятся с безразличием, самооценка адекватная, конфликты избегают.

Анализ результатов дает основания утверждать, что созданные педагогические условия способствуют успешной социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков.

Научный руководитель - к.п.н., доцент Болтунова Г.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированых подростков в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних