Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:01, статья
На современном этапе развития общества серьезные трудности переходного периода в России породили множество факторов пагубно повлиявших на детей, на их развитие и воспитание. Кризисные явления в семье, падение жизненного уровня, психоэмоциональная перегрузка родителей, обострение межнациональных конфликтов, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов негативно сказываются на благополучии несовершеннолетних.
УДК 316.614
ББК 88.93
Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированых подростков в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Черемисова Н.С.
г. Ишим, Российская Федерация
На современном этапе развития общества серьезные трудности переходного периода в России породили множество факторов пагубно повлиявших на детей, на их развитие и воспитание. Кризисные явления в семье, падение жизненного уровня, психоэмоциональная перегрузка родителей, обострение межнациональных конфликтов, резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов негативно сказываются на благополучии несовершеннолетних. В результате действия всех названных факторов отмечается резкий рост дезадаптации детей и подростков, выражающейся в широком спектре негативных проявлений.
Все это ставит принципиально
новые задачи перед педагогической
наукой, предъявляет повышение
требования к научному изучению
проблемы и разработке методического
обеспечения воспитательно-
Различные аспекты социально – педагогической реабилитации дезадаптированных подростков становились вниманием ученых: выявлены проблемы и определена сущность социально-педагогической реабилитации (П.Г. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г.М. Андреева, В.В. Зайков, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева и другими); дана характеристика дезадаптированных подростков (С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, В.М. Астапов, А.И. Захаров, Р.В. Овчарова, В.Г. Степанов); разработана методика работы социального педагога в реабилитационном центре (Г. И. Камаева).
Дезадаптивное поведение подростков — общественно опасное явление, которое несет потенциальную угрозу самому субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям и обществу в целом. В последние годы продолжает расти количество детей и подростков с нарушенным поведением. По данным статистики МВД на сегодня бродяжничает свыше 1 млн. несовершеннолетних детей и подростков. Число детей-сирот превысило 500 тысяч, 40 процентов детей подвергается насилию в семьях и столько же испытывают насилие в школах. Смертность подростков от суицида возросла на 60 процентов. До 20 процентов подростков имеют опыт употребления наркотических и токсикоманических средств. Лишь 10 процентов нуждающихся в психокоррекционной помощи могут ее получить. Ситуация приближается к критической, что позволило сформулировать проблему нашего исследования: поиск педагогических условий, способствующих успешной социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Термин «дезадаптация» в отечественной психолого-педагогической литературе появился сравнительно недавно. Его употребление неоднозначно и противоречиво, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптации по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда разные подходы к трактовке дезадаптации.
По мнению Л.С. Выготского, с позиций онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его «ситуации социального развития», вызывающее необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения. Исходя из этого подхода дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Данного понятия дезадаптации мы будем придерживаться в нашем исследовании [9].
А.С. Беличева под социальной дезадаптацией понимала социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниям, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром. [5]
Проведенный анализ содержания понятия «дезадаптация» показал, что все точки зрения сводятся к определению ее как результата внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, проявляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимодействий личности.
Мы будем опираться на определение Н.Р. Сидорова, который под социальной дезадаптацией понимал неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений [20].
Из множества факторов формирования дезадаптации подростков мы, вслед за Ю.А. Александровским, выделяем: запущенность как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку; депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, близких, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей; фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей.
Для того чтобы устранить данные факторы следует социально реабилитировать ребенка, то есть выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе.
Социальная реабилитация ребенка по определению В.А. Никитина – это комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на восстановление способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде. Основным ее видом является социально-психологическая реабилитация, роль которой повышение уровня психического и физического здоровья ребенка, его социально-психологическое возрождение; информирование о потенциальных возможностях ребенка; обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми [25].
Педагогическая реабилитация. Это комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на овладение клиентом необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, коммуникации и т. д. [25].
Итак, на основе объединения содержания понятий «социальная реабилитация» и «педагогическая реабилитация» можно дать определение социально-педагогической реабилитации.
Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получении образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации.
Исследователь Т.И. Зубкова утверждает, что социально-педагогическая реабилитация — сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации несовершеннолетних. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе [9].
Для нашего исследования мы разработали специальную реабилитационную программу тренинговых упражнений, направленную на реабилитацию дезадаптированных подростков. Она построена с опорой на принципы групповой работы, индивидуальной работы и работы в парах. Экспериментальная работа проводилась на базе автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Согласие»» города Ишима с включением 10 подростков из числа опекаемых центром в возрасте 13-14 лет.
Таким образом, исходя из проведенной нами диагностики на констатирующем этапе, следует вывод о том, что подростки в реабилитационном центре имеют в основном высокий уровень социальной дезадаптированности по всем критериям (50%), так как подростки негативно относятся к окружающим (сверстникам, педагогам), совершают разрушительные для себя поступки; в каждом слове и действии окружающих видят скрытый умысел, направленный против них; скрывают в себе желание унизить; самооценка завышенная, неадекватно воспринимают информацию от окружающих, не достаточно грамотно выражают свои мысли; отвергаются сверстниками; вспыльчивы; не умеют завершать конфликт конструктивными способами; сами являются зачинщикам конфликта; 30% имеют средний уровень дезадаптированности, так как подростки не совершают разрушительных действий, идут на контакт, наблюдается низкая самооценка; 20% имеют низкий уровень социальной дезадаптированности: к окружающим относятся с безразличием, самооценка адекватная, конфликты избегают.
Констатирующий этап показал необходимость реализации педагогических условий социально - педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для опытно-экспериментальной части исследования мы использовали следующие условия социально - педагогической реабилитации:
поведения «трудного» подростка, его социальный статус, преодоление отчуждения от основных институтов социализации (семьи, школы);
Реабилитационная программа тренинговых упражнений включает в себя 3 этапа:
I этап - ориентировочный (1- 2 занятия).
Цель этапа: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулирование правил группы.
II этап – основной (3-9 занятия).
Цель этапа: коррекция агрессивности у подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки, создание условий для самовыражения и раскрытия личностного потенциала подростков.
III этап - закрепляющий (10 занятие).
Цель этапа: закрепление позитивных изменений в личности подростка и формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
По окончании работы по реабилитационной программе тренинговых упражнений, мы перешли к третьему, завершающему этапу исследования – повторной диагностике. Она осуществлялась теми же методиками, что и на первом этапе.
Результаты повторной диагностики показали, что высокий уровень социальной дезадаптированности снизился до 20%, средний уровень дезадаптированности повысился до 50%, так как подростки не совершают разрушительных действий, идут на контакт, наблюдается низкая самооценка; 30% перешли на низкий уровень социальной дезадаптированности: к окружающим относятся с безразличием, самооценка адекватная, конфликты избегают.
Анализ результатов дает основания утверждать, что созданные педагогические условия способствуют успешной социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков.
Научный руководитель - к.п.н., доцент Болтунова Г.М.