Социально-педагогическаяработа с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:22, реферат

Описание работы

Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы деятельности,
включая и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня
жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали
характерными признаками социального кризиса. В результате высокой поляризации
общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим
количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и
неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность,
которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных
уровней и типов.

Содержание работы

Содержание
Введение.
1. Социально-демократический портрет молодежи.
2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.
3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
4.Заключение.
5. Литература.

Файлы: 1 файл

социально-педагогическаяработа с молодежью.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном

уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой

«Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994

годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов

выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в

наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким  образом, впервые закреплена

позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального

обслуживания молодежи.

Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи

определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных

действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов

учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по

делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных

объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается

создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных

целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей,

исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению

российских информационных центров к европейской компьютерной информационной

сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку

информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для

молодежи является одной из важнейших государственных задач в области

социально-экономического и культурного развития России.

Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование

информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в

конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом –

при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения

в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские

объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.

Тем не менее, перспектива развития системы социального обслуживания молодежи

видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная

часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными

объединениями при поддержке органов государственной власти и местного

самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной

молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.

Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути

решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка

молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха;

поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.

 

 

 

 

  Роль  и место социальных служб в решении  молодежных проблем.  

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть

реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности

социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как  обеспечение наиболее

благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого

человека, способствующая социальному становлению личности,

обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни

общества.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность

по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых

людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному

функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей

в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту

жительства или в трудовых коллективах.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и

молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и

развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании

подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-

педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи

существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания

медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные

состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения

девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;

Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий

квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по

телефону;

Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности

несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от

благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении,

обществе;

Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц,

вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную,

социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую

очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;

Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и

методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи,

организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

«Молодежные» проблемы при всей  их специфике невозможно решить в отрыве от

системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного

порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в

современный период в условиях разобщенности отдельных программ и

ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают

значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным

становлением единой системы в масштабах страны.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Всемирная программа действий, касающаяся молодежи,

обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для

деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения

положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление

национального потенциала  и расширение количественных и качественных

возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни

общества. В процессе реформирования России предпринимаются попытки

применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось

осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную

социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления.

Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении

необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство

снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные

затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал

посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с

молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект

воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

-       создание системы социального обслуживания молодежи как

государственно-общественной целостной системы социально-психологического

сопровождения человека;

-       выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения

несовершеннолетних и молодежи;

-       оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи,

оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

-        увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности

контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

-       достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость

в помощи социального работника (конечная цель).

Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля,

сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них.

Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 % нуждающихся в

социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы

оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной

работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной

межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы

социальных служб с разветвленной инфраструктурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Отв. ред.

д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. –

(Серия «Высшее образование»).

2. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство

«Союз», 1994 г. (Часть 1).

3. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.

Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2001 г. – (Серия «Высшее образование»).

 



Информация о работе Социально-педагогическаяработа с молодежью