Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 10:22, реферат
Перестроечные процессы 90-х годов в России затронули все сферы деятельности,
включая и социальную политику. Безработица, обнищание, резкое падение уровня
жизни, увеличение количества бездомных детей и многое другое стали
характерными признаками социального кризиса. В результате высокой поляризации
общества, т.е. непропорционального деления на богатых и бедных, с подавляющим
количественным превосходством последних, индивидуальное недовольство и
неудовлетворенность постепенно сформировали высокую социальную напряженность,
которая реально стала проявляться в локальных социальных конфликтах разных
уровней и типов.
Содержание
Введение.
1. Социально-демократический портрет молодежи.
2. Сущность и принципы государственной молодежной политики.
3. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
4.Заключение.
5. Литература.
Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном
уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой
«Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994
годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов
выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в
наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена
позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального
обслуживания молодежи.
Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи
определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных
действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов
учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.
Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по
делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных
объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается
создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных
целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей,
исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению
российских информационных центров к европейской компьютерной информационной
сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку
информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для
молодежи является одной из важнейших государственных задач в области
социально-экономического и культурного развития России.
Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование
информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в
конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом –
при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения
в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские
объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.
Тем не менее, перспектива развития системы социального обслуживания молодежи
видится в максимальном приближении к такому положению, когда значительная
часть этой деятельности будет выполняться молодежными общественными
объединениями при поддержке органов государственной власти и местного
самоуправления. Это и должно составить важный принцип государственной
молодежной политики, а значит, и социальной политики в России.
Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути
решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка
молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха;
поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.
Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть
реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности
социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее
благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого
человека, способствующая социальному становлению личности,
обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни
общества.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность
по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых
людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному
функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей
в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту
жительства или в трудовых коллективах.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и
молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и
развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании
подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-
педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи
существует следующая структура социальных служб:
Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания
медико-психолого-
состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения
девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи;
Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий
квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по
телефону;
Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности
несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от
благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении,
обществе;
Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц,
вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную,
социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую
очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и
методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи,
организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.
«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от
системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного
порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в
современный период в условиях разобщенности отдельных программ и
ведомственного противостояния. Социальные службы для молодежи испытывают
значительные трудности, обусловленные, в частности, крайне медленным
становлением единой системы в масштабах страны.
Заключение.
Всемирная программа действий, касающаяся молодежи,
обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для
деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения
положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление
национального потенциала и расширение количественных и качественных
возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни
общества. В процессе реформирования России предпринимаются попытки
применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось
осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную
социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления.
Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении
необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство
снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные
затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал
посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с
молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект
воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:
- создание системы социального обслуживания молодежи как
государственно-общественной целостной системы социально-психологического
сопровождения человека;
- выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения
несовершеннолетних и молодежи;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи,
оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности
контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость
в помощи социального работника (конечная цель).
Несмотря на создание и расширение сети социальных служб различного профиля,
сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них.
Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 % нуждающихся в
социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы
оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной
работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной
межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы
социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
Литература.
1.Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Отв. ред.
д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. –
(Серия «Высшее образование»).
2. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство
«Союз», 1994 г. (Часть 1).
3. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.
Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2001 г. – (Серия «Высшее образование»).
Информация о работе Социально-педагогическаяработа с молодежью