Социально-педагогические идеи Н.И. Пирогова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:06, реферат

Описание работы

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И.Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности.

Файлы: 1 файл

История соц пед Реферат.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Или переменить направление  общества.

Или,наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе,неминуемой и роковой,доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.

Пойти первым путем,рассуждает далее Пирогов,это значило бы “искажать то,что нам осталось на земле Святого,Чистого и Великого...”  “Изменить направление общества есть дело промысла и времени”.Остается третий путь, .т .е “приготовить нас  воспитанием к внутренней борьбе...,доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.Приготовить нас с юных лет к этой борьбе,значит именно“сделать нас людьми,т.е.тем,чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире,заботясь сделать из нас,с самого нашего детства,негоциантов,солдат,моряков,духовных пастырей или юристов”.

В этом рассуждении  выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова. /Красновский А. А.Педагогические идеи Н.И.Пирогова.- М.:Учпедгиз,1949. -С.37-38/.

Подводя итог под вышесказанным,можно сделать,что наивысшая общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл и назвал своим именем “торговое”направление жизни,показал его противоречие со всем,что еще осталось в жизни “святого”,раскрыл разлагающее влияние “меркантильного направления”на подрастающее поколение и поставил на очередь дня вопрос о том,что же можно сделать путем воспитания,чтобы преодолеть развращающее влияние “торгового направления”в общественной жизни.

Еще раз позволю  себе заметить,что данные высказывания Пирогова (в частности о дурном влиянии торгового направления  в обществе)крайне точно характеризуют  сегодняшнее положение общества, особенно положение молодежи.

 

 

 

Педагогическая  деятельность Н. И. Пирогова.

 

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся  в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и  после защиты диссертации на степень  доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний.

B возрасте 26 лет  он стал профессором хирургии  сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической  академии в Петербурге. В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной «сестер милосердия».Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.

В 1856 году появилась  статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным. 
В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его «красным» (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

Когда в 1861 году Пирогов был уволен с должности  попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные  проводы. Герцен написал в «Колоколе», что увольнение Пирогова — это «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем  молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году. 
 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические  взгляды Н. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального  образования и идея общечеловеческого  воспитания.

 

В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»,— писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,— восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование.

Статья «Вопросы жизни», главной идеей которой  была защита общечеловеческого образования, произвела большое впечатление  на современников, вызвала ряд откликов на нее со стороны передовой педагогической общественности. Ее приветствовала как буржуазно-либеральная, так и буржуазно-демократическая и революционно-демократическая пресса. Однако революционеры-демократы под высоконравственным, культурным человеком понимали стойкого революционера — борца с крепостничеством и царизмом; идеал человека, как его понимал Пирогов, сформулирован в духе абстрактного гуманизма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система народного образования и проблемы дидактики.

 

Пирогов предложил  новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал  школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы — прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Главное место  в системе средней школы Пирогов  отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и  литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал  внимание учителей на необходимость  отбросить старые, догматические  способы преподавания и применять  новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

Требуя, чтобы  учителя и руководители прогимназий  и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость. Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма. 
К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.

 

 

 

Проблемы  дисциплины учащихся.

 

Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших  условий успеха обучения и нравственного  воспитания. Он осуждал произвол, казарменный  режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к  детям и требовал гуманности и  сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

В своей статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), которая явилась откликом на служебный отчет директора гимназии Одесского учебного округа, Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розг антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены.

Однако он не был до конца последовательным в  этом вопросе. В следующем, 1859 году Пирогов  опубликовал циркуляр по Киевскому  учебному округу «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором, принципиально отвергая розгу, на практике считал, однако, невозможным обойтись без нее и лишь советовал применять ее в гимназиях как исключительную меру и только по постановлению педагогического совета.

Когда Н. А. Добролюбов выступил со справедливой критикой этой позиции и двойственности Пирогова, тот опубликовал «Отчет о следствиях введения по Киевскому учебному округу правил о проступках и наказаниях учеников гимназий». Он ссылался на то, что эти правила были выработаны совещанием директоров Киевского учебного округа, и он, попечитель округа, не считал себя вправе отменять или исправлять коллегиальное решение. Пирогов указывал, что в результате введения «Правил» число случаев применения телесных наказаний за год снизилось в несколько раз по сравнению с предыдущими годами.

Добролюбов  ответил новой статьей, бичующей примиренчество Пирогова и отказ  его от ранее провозглашенных  прогрессивных принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение  педагогического наследия Пирогова

Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить слова В. И.Ленина:“Исторические заслуги судятся не по тому ,чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому ,что они дали нового сравнительно с своими предшественниками”.Никто не сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как ученого, новатора, трудами которого ,начиная с его ранней молодости, пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных странах мира.

На протяжении всей своей жизни ,Пирогов непрестанно  прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

Он искренне стремился к осуществлению в  нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Наряду с  большими принципиальными педагогическими  вопросами Пирогов в своих  литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения. /Красновский А.А.Педагогические идеи Н.И.Пирогова.- М.:Учпедгиз,1949.-С.175-182/.

Из всего  вышесказанного можно сделать следующие  выводы.

1. Пирогов внес  значительные улучшения в работу  педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.

Информация о работе Социально-педагогические идеи Н.И. Пирогова