Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:46, реферат
Л.Н. Толстой жил в эпоху бурного роста общественно-политического движения, реформ, которые открыли новые возможности для общественного развития, породили процессы обновления в воспитании и образовании. Его педагогическая деятельность осуществлялась во времена подъема прогрессивной демократической - педагогической мысли, широкого общественно-педагогического движения.
1.Введение
2.Идея свободного воспитания
3.Воспитание в семье
4.Яснополянская школа
5. Использование социально – педагогического наследия Л. Н. Толстого в современных условиях
Пермский государственный
Реферат на тему «Социально-педагогические идеи Л.Н. Толстого»
Выполнила студентка
факультета
социальной педагогики
группы 1331
Клевцова Дария
Пермь, 2013
Содержание
1.Введение
2.Идея свободного воспитания
3.Воспитание в семье
4.Яснополянская школа
5. Использование социально – педагогического наследия Л. Н. Толстого в современных условиях
Введение
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) -великий русский писатель, мыслитель, педагог, чье творчество оставило глубокий след в интеллектуальной жизни России и в отечественной педагогике. Педагогика-это вторая творческая вершина его могучего таланта. :Педагогическое творчество Л.Н.Толстого многогранно. Художественные произведения, литературно-педагогические статьи, публицистика, философские эссе, мемуарная литература составляют богатейшее историко-культурное, педагогическое наследие России. Оно заключает в себе огромное количество социально-педагогических идей, которые, с одной стороны, оказали определенное влияние на духовную жизнь общества и школы дореволюционной России, с другой — нашли подтверждение в последующем развитии образования в нашей стране и за рубежом.
Л.Н. Толстой жил в эпоху бурного роста общественно-политического движения, реформ, которые открыли новые возможности для общественного развития, породили процессы обновления в воспитании и образовании. Его педагогическая деятельность осуществлялась во времена подъема прогрессивной демократической - педагогической мысли, широкого общественно-педагогического движения.
Интерес к социально-педагогическим идеям Л.Н. Толстого обусловлен потребностью развивающейся науки - социальной педагогики — в исследовании исторических основ ее становления и развития.
Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельностью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение спустя 10 лет в 1859 году и вел занятия в течение 1861-1862 гг.
Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой занимался с перерывами до конца своей жизни (это 1870-е годы и последний период- 1890-е и 1906 годы).
Самым интересным и плодотворным периодом педагогической деятельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народного образования.
Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.
Родившийся ребёнок является по мнению писателя первообразом гармонии, правды, красоты и добра. Все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие ... к достижению высшего идеала гармонии».
Протестуя против современной ему педагогики и школы с господствующими в ней методами принудительного обучения, Лев Николаевич выдвигает тезис: «Критериум педагогики только один- свобода». Педагогическая наука обязана обеспечивать свободное развитие личности ребенка, поступательный характер его образования. Так толстой определил основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятельности. И он создает теорию «свободного воспитания».
Идея свободного воспитания.
Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.
Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”.
Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей. Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.
Учение Толстого о свободном воспитании было своеобразным протестом, борьбой против подавления личности ребенка, против царской педагогики и казенной школы. Понимание свободы не является простым. Толстой не одобрял восприятия свободы в духе анархии и вседозволенности. Он писал, что самый легкий путь воспитания — шлепки и насилие, а самый трудный, но верный — побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию.
Свобода в воспитании, по Толстому, — это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил Ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния.
В этом видна забота Толстого о том, чтобы воспитание и обучение не подавили все то, что заложено природой, а развили в полной мере задатки и дарования ребенка.
Воспитание в семье
Л. Н. Толстой был сторонникам
семейного воспитания и обучения
детей дошкольного и раннего
школьного возраста. Воспитание детей
он считал одной из самых важных
задач и обязанностей родителей.
Главным условием первоначального
семейного воспитания детей Толстой считал
здоровый семейный уклад, согласие родителей,
взаимное уважение между ними, единый
подход их к детям и делу воспитания, примерное
поведение отца и матери, постоянное нравственное
самоусовершенствование их, близость,
тесное общение родителей с детьми.
Родителям необходимо воспитывать
у детей с раннего возраста любовь и привычку
к труду. “Привычка к праздной жизни для
человека хуже всех бедствий жизни». Поэтому
в высшей степени важно, чтобы дети приучались
еще с ранних лет работать.
Самообслуживание,
посильный ручной, ремесленный труд, труд
в сельском хозяйстве не только помогут
им в будущем стать самостоятельными людьми,
но и будут содействовать их нравственному
воспитанию.
Воспитание детей в семье должно быть
направлено на гармоническое развитие
их сил и способностей. Родители должны
охранять и укреплять здоровье детей,
умственно развивать их, беседуя с ними,
читая детские книжки, при этом они должны
обращать внимание на воспитание эстетических
чувств детей.
Л. Н. Толстой выступал против применения
телесных наказаний в семенном воспитании
детей и защищал так называемые естественные
наказания детей, которые, по его мнению,
учат их связывать причину с последствиями
дурных поступков. Л.Н. Толстой создал
замечательные учебные книги “Азбуку”,
“Книги для чтения”. Его рассказы и книжки
для детей реалистичны, народны, глубоко
патриотичны. Они широко использовались
и в семейном воспитании, и в дошкольных
учреждениях, служили умственному, - нравственному
и эстетическому воспитанию детей. Многие
его рассказы о природе и людях, а также
сказки используют и в настоящее время
в советских детских садах, школах, читают
детям дома.
Яснополянская школа
Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.
Главная цель которую он ставил, открывая Яснополянскую школу, - воспитать творческую личность. «Никакого урока (дом. задания), - пишет Толстой – ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет так же весело, как вчера».
В этой школе занятия строились
в форме свободных бесед
Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.
Идеи Толстого, которые легли в основу создания Яснополянской школы и обучения в ней:
Основная задача школы — восприятие творческой личности ребенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Средствами развития творческих сил детей Толстой считал:
Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых «особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу вопросов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю». «Вне училища, — писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на воздухе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа».
Использование социально – педагогического наследия Л. Н. Толстого в современных условиях
Опыт Толстого-педагога не забыт, наоборот, его социально-педагогические идеи очень актуальны в современном образовании и воспитании. Современная школа как никогда нуждается в воспитании и обучении на принципах свободы, творчества, взаимопроникновения и понимания.
Некоторые из социально-педагогических идей педагога просматриваются и в наше время, в современных условиях. В основном это идеи гуманистического направления, которые обозначили принципиально новый подход к воспитанию личности ребенка. Но не во всех школах мы можем увидеть это на практике.
Допустим, идею Толстого
о постоянном изучении
Многие из социально-
Информация о работе Социально_педагогические взгляды Л.Н. Толстого