Социально_педагогические взгляды Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Л.Н. Толстой жил в эпоху бурного роста общественно-политического движения, реформ, которые открыли новые возможности для общественного развития, породили процессы обновления в воспитании и образовании. Его педагогическая деятельность осуществлялась во времена подъема прогрессивной демократической - педагогической мысли, широкого общественно-педагогического движения.

Содержание работы

1.Введение
2.Идея свободного воспитания
3.Воспитание в семье
4.Яснополянская школа
5. Использование социально – педагогического наследия Л. Н. Толстого в современных условиях

Файлы: 1 файл

Социально-педагогические идеи Л.Н.Толстого.docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Социально-педагогические идеи Л.Н. Толстого»

 

 

 

Выполнила студентка 

факультета

социальной педагогики

группы 1331

Клевцова Дария

 

 

                                     

                         Пермь, 2013

 

Содержание

1.Введение

2.Идея свободного воспитания

3.Воспитание в семье

4.Яснополянская школа

5. Использование социально – педагогического наследия Л. Н. Толстого в современных условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Лев Николаевич Толстой (1828-1910) -великий русский писатель, мыслитель, педагог, чье творчество оставило глубокий след в интеллектуальной жизни России и в отечественной педагогике. Педагогика-это вторая творческая вершина его могучего таланта. :Педагогическое творчество Л.Н.Толстого многогранно. Художественные произведения, литературно-педагогические статьи, публицистика, философские эссе, мемуарная литература составляют богатейшее историко-культурное, педагогическое наследие России. Оно заключает в себе огромное количество социально-педагогических идей, которые, с одной стороны, оказали определенное влияние на духовную жизнь общества и школы дореволюционной России, с другой — нашли подтверждение в последующем развитии образования в нашей стране и за рубежом.

  Л.Н. Толстой жил в эпоху бурного роста общественно-политического движения, реформ, которые открыли новые возможности для общественного развития, породили процессы обновления в воспитании и образовании. Его педагогическая деятельность осуществлялась во времена подъема прогрессивной  демократической - педагогической мысли, широкого общественно-педагогического движения.

  Интерес к социально-педагогическим идеям Л.Н. Толстого обусловлен потребностью развивающейся науки - социальной педагогики — в исследовании исторических основ ее становления и развития.

  Впервые Толстой стал заниматься педагогической деятельностью в 1849 году, но занятия носили эпизодический характер. Серьезно же взялся за организацию школы и обучение спустя 10 лет в 1859 году и вел занятия в течение 1861-1862 гг.

  Надо отметить, что педагогической деятельностью Толстой занимался с перерывами до конца своей жизни (это 1870-е годы и последний период- 1890-е и 1906 годы).

  Самым интересным и плодотворным периодом педагогической деятельности был первый период 60-х годов, где Толстой раскрылся как педагог-мыслитель, педагог-художник, как видный деятель народного образования.

  Стержнем всего педагогического творчества Толстого стала проблема духовно-нравственных основ развития личности. Впервые в истории русской педагогики Толстой связывал проблемы целей, содержания, методов обучения и воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.

  Родившийся ребёнок является по мнению писателя первообразом гармонии, правды, красоты и добра. Все его дальнейшее психическое развитие «есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие ... к достижению высшего идеала гармонии».

  Протестуя против современной ему педагогики и школы с господствующими в ней методами принудительного обучения, Лев Николаевич выдвигает тезис: «Критериум педагогики только один- свобода». Педагогическая наука обязана обеспечивать свободное развитие личности ребенка, поступательный характер его образования. Так толстой определил основополагающее начало в своих педагогических исканиях и деятельности. И он создает теорию «свободного воспитания».

 

Идея свободного воспитания.

   Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества.

  Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться. По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что “детский возраст есть первообраз гармонии”.

  Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей. Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

  Учение Толстого о свободном воспитании было своеобразным протестом, борьбой против подавления личности ребенка, против царской педагогики и казенной школы. Понимание свободы не является простым. Толстой не одобрял восприятия свободы в духе анархии и вседозволенности. Он писал, что самый легкий путь воспитания — шлепки и насилие, а самый трудный, но верный — побудить ребенка к самовоспитанию, самоусовершенствованию.

  Свобода в воспитании, по Толстому, — это результат педагогических усилий, когда создаются условия к проявлению лучших сил Ребенка, когда он не подвергается давлению со стороны воспитателя и вместе с тем находится в сфере его нравственного и интеллектуального влияния.

  В этом видна забота Толстого о том, чтобы воспитание и обучение не подавили все то, что заложено природой, а развили в полной мере задатки и дарования ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание в семье

Л. Н. Толстой был сторонникам  семейного воспитания и обучения детей дошкольного и раннего  школьного возраста. Воспитание детей  он считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. 
   Главным условием первоначального семейного воспитания детей Толстой считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость, тесное общение родителей с детьми. 
   Родителям необходимо воспитывать у детей с раннего возраста любовь и привычку к труду. “Привычка к праздной жизни для человека хуже всех бедствий жизни». Поэтому в высшей степени важно, чтобы дети приучались еще с ранних лет работать. 

          Самообслуживание, посильный ручной, ремесленный труд, труд в сельском хозяйстве не только помогут им в будущем стать самостоятельными людьми, но и будут содействовать их нравственному воспитанию. 
Воспитание детей в семье должно быть направлено на гармоническое развитие их сил и способностей. Родители должны охранять и укреплять здоровье детей, умственно развивать их, беседуя с ними, читая детские книжки, при этом они должны обращать внимание на воспитание эстетических чувств детей. 
 
   Л. Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семенном воспитании детей и защищал так называемые естественные наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями дурных поступков. Л.Н. Толстой создал замечательные учебные книги “Азбуку”, “Книги для чтения”. Его рассказы и книжки для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях, служили умственному, - нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о природе и людях, а также сказки используют и в настоящее время в советских детских садах, школах, читают детям дома. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яснополянская школа

Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей.

Главная цель которую он ставил, открывая Яснополянскую школу, - воспитать творческую личность. «Никакого урока (дом. задания), - пишет Толстой – ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет так же весело, как вчера».

В этой школе занятия строились  в форме свободных бесед учителя  с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон  божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка.

Определенного учебного плана, программы  обучения и твердого расписания учебных  занятий не было. Хотя обязательного  ежедневного посещения школы  от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали.

Идеи Толстого, которые легли  в основу создания Яснополянской  школы и обучения в ней:

  1. Отсутствие всяких средств подавления личности ребенка, полная свобода. Главный принцип — не понуждать, а побуждать.
  2. Искренняя любовь к детям, уважение к личности ребенка, гуманное отношение к ним.
  3. Вера в творческие силы детей, стремление сохранить их индивидуальность.
  4. Постоянное создание в школе «наивыгоднейших условий» для развития познавательной активности и творчества учащихся.

Основная задача школы — восприятие творческой личности ребенка и создание условий для ее творческого самовыражения. Средствами развития творческих сил  детей Толстой считал:

  • тщательно наготовленные и интересные уроки, на которых создается атмосфера творческих исканий;
  • художественное рассказывание (на уроках истории, географии и др.);
  • писание сочинений;
  • рисование, пение, музыка;
  • игры, прогулки, экскурсии;
  • физкультура и труд;
  • физические эксперименты и опыты.

Любил Толстой прогулки с детьми, во время которых «особенно ярко раскрывались души детей, и их пытливый ум задавал массу вопросов, когда нет предела доверию и любви к своему учителю». «Вне училища, — писал Толстой, несмотря на всю свободу его, на воздухе между учениками и учителями устанавливаются новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия, те самые отношения, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа».

Использование социально – педагогического  наследия Л. Н. Толстого в современных  условиях

    Опыт Толстого-педагога не забыт, наоборот, его социально-педагогические идеи очень актуальны в современном образовании и воспитании. Современная школа как никогда нуждается в воспитании и обучении на принципах свободы, творчества, взаимопроникновения и понимания. 

   Некоторые из социально-педагогических идей педагога просматриваются и в наше время, в современных условиях. В основном это идеи гуманистического направления, которые обозначили принципиально новый подход к воспитанию личности ребенка. Но не во всех школах мы можем увидеть это на практике.

   Допустим, идею Толстого  о постоянном изучении особенностей  своих ребят, интерес к индивидуальности  каждого ученика сегодня мы  можем назвать индивидуальным  подходом в обучении.  Стремление  к гармоническому развитию всех  сил и способностей каждого ребенка - личностно- ориентированный подход. Опора на положительные качества личности и вера в оптимистическое их развитие, реализация потребности ребенка ощущать себя "неповторимым" человеком, создание ему возможности чувствовать себя именно в центре внимания и заботы учителя, как это происходит в семье (ситуация успеха). Да и сама идея гуманизации обучения и воспитания так же есть в наше время.

  Многие из социально- педагогических  идей Л. Н. Толстого очень  востребованы на сегодняшний  день, и отражаются в современной  теории и практике. Это доказывает  то, что Лев Николаевич - один из  тех великих педагогов, который  внес большой вклад в обучение  и всестороннее, гармоничное воспитание  ребенка.

 

 

  

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально_педагогические взгляды Л.Н. Толстого