Социально-психологическая адаптация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс социально-психологической адаптации подростков
Объект исследования: социально-психологическая адаптация подростков.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации подростков.
Задачи:
Рассмотреть концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации.
Изучить виды адаптации
Выявить психологические особенности подросткового возраста
Установить форму процесса прохождения социальной адаптации у подростков

Файлы: 1 файл

Оглавление.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

     Поиск идентичности может разрешаться по-разному. Некоторые молодые люди после периода экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно принимает ценности своей семьи и избирает поприще, предопределенное родителями. В известном смысле их идентичность кристаллизируется в весьма раннем возрасте. Некоторые молодые люди на пути длительных поисков идентичности сталкиваются со значительными трудностями. Нередко идентичность обретается ими лишь после мучительного периода проб и ошибок. В ряде случаев человеку так и не удается достичь прочного ощущения собственной идентичности. В прежние времена формирование устойчивой идентичности было делом более простым, так как набор возможных идентификаций был ограничен. В наше время набор этот практически неисчерпаем. Любой культурно заданный стандарт, в принципе, доступен каждому. Средства массовой информации и произведения массовой культуры обрушивают на общество целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью конкретного социума. Одних они смущают и сбивают с толку, для других служат стимулом к дальнейшему поиску прочной и нестандартной основы для самоидентификации. Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать в этот период молодой человек, является размывание чувства своего «Я». Эриксон указывает четыре основные линии развития неадекватной идентичности:

     1)  уход от близких взаимоотношений. Юноша может избегать слишком тесных межличностных контактов, боясь утратить в них собственную идентичность. Это нередко приводит к стереотипизации и формализации отношений или к самоизоляции;

     2) размывание времени. В этом случае юноша неспособен строить планы на будущее или вообще утрачивает ощущение времени. Считается, что такого рода проблемы связаны с боязнью изменений и взросления, обусловленной, с одной стороны, неверием в то, что время способно принести какие-либо перемены, а с другой - тревожным опасением, что перемены все-таки могут произойти;

     3) размывание способности к продуктивной работе. Здесь молодой человек сталкивается с невозможностью эффективно использовать свои внутренние ресурсы в какой-либо работе или в учебе. Любая деятельность требует вовлеченности, от которой индивид стремится защититься. Эта защита выражается либо в том, что он не может найти в себе силы и сосредоточиться, либо в том, что он с головой уходит в какую-нибудь одну деятельность, пренебрегая всеми остальными;

     4) негативная идентичность. Нередко молодой человек стремится найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые. Потеря чувства идентичности часто выражается в презрительном и враждебном неприятии той роли, которая считается нормальной в семье или в ближайшем окружении подростка. Такая роль в целом или любые ее аспекты - будь то женственность или мужественность, национальная или классовая принадлежность и т.д. - может стать тем фокусом, в котором сосредоточится все презрение, на какое способен молодой человек. Таким образом,  мы выявили, что основными психологическими особенностями подросткового периода являются: качественная перестройка познавательных механизмов, «чувство взрослости», «школьной дезадаптация», личная идентичность. А также, взгляды Эриксона оказали огромное влияние на представления о юношестве и значении этого периода в становлении личности. В частности, общеупотребимыми стали такие используемые Эриксоном эмоционально насыщенные понятия, как «кризис идентичности» или «обыденная психопатология юношеского возраста». Широкое признание получило представление о том, что смятение - нормальное явление в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности.

 

 

 

 

 

2.2.Процесс социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте

 

Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возможен одного из признанных авторитетов в области возрастной психологии и воспитания, лишь при достижении высшей стадии развития мышления .Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм. К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Ложь, двуличие взрослых вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно вернуть доверие человека, весь мир для которого черно-белый, если вы уже ступили хотя бы одной ногой на черную его сторону.13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров. Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности. Есть путь «вечного подростка», находящегося в мнимо свободном полете, и есть путь формирования социально-психологической самостоятельности, осознанной, лично сформированной и принятой нормативности. По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15-ти лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость - это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства, пронесенное через все бури и потрясения детства и подростничества. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений. К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным. В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакция группирования - через общение познание и оценка себя, утверждения своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, что бы завоевать внимание ровесников:

     1) общественно значимые поступки - спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, который способен направить на это.

     2) анти-социальные проявления - хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями.

     Изучив психологические особенности и процесс протекания социально-психологической адаптации у подростков, сделаем выводы:

  1. Основными психологическими особенностями подросткового периода являются: качественная перестройка познавательных механизмов, «чувство взрослости», «школьной дезадаптация», личная идентичность. А также, взгляды Эриксона оказали огромное влияние на представления о юношестве и значении этого периода в становлении личности. В частности, общеупотребимыми стали такие используемые Эриксоном эмоционально насыщенные понятия, как «кризис идентичности» или «обыденная психопатология юношеского возраста». Широкое признание получило представление о том, что смятение - нормальное явление в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности.
  2. Процесс социальной адаптации у подростков имеет свои особенности и специфику.

 

Заключение

В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

  1. Существуют концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации. Выяснили, что адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно

 

  1. Установлено, что существует несколько видов адаптации: физиологическая, психологическая и социальная

 

  1. Основными психологическими особенностями подросткового периода являются: качественная перестройка познавательных механизмов, «чувство взрослости», «школьной дезадаптация», личная идентичность. А также, взгляды Эриксона оказали огромное влияние на представления о юношестве и значении этого периода в становлении личности. В частности, общеупотребимыми стали такие используемые Эриксоном эмоционально насыщенные понятия, как «кризис идентичности» или «обыденная психопатология юношеского возраста». Широкое признание получило представление о том, что смятение - нормальное явление в развитии молодого человека и что кризисные моменты характерны скорее для конца периода юности.

 

  1. Процесс социальной адаптации у подростков имеет свои особенности и специфику.

 

Таким образом, в процессе изучения мы выяснили, что процесс адаптации у подростков отличается от других возрастных групп и протекает со своей индивидуальной спецификой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г.С. Абрамова  - М.: Просвещение, 2000. – 622с.
  2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / Г.С, Абрамова . – М.: Академия, 2007. – 318с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высш. шк / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 375с.
  4. Василенко, Т.Д. Психология. Тестовый контроль знаний: учеб. Пособие / Т.Д. Василенко, В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2005. -110с.
  5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб пособие / О.Б. Дарвиш.- М.: Владос Пресс, 2008. – 264с.
  6. Мардщахаев, Л.В. Социальная психология: учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2008. – 269с.
  7. Сорокумова, Е.А. Возрастная психология: учеб пособие / Е.А. Сорокумова. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.
  8. Спеплтинг, А.П. Психология: учеб.пособие / А.П. Сперлинг. – Минск: Поппури, 2008. – 431с.
  9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. Пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 671с.
  10. Психология: учебник/ отв.ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2008. – 748с.
  11. Пиаже, Ж.Ж. Избранные психологические труды: учеб. пособие / Ж.Ж. Пиаже. -   М.: София, 2008 - 378с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-психологическая адаптация личности