Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 07:10, реферат
Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении школой, определив место директора в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное – это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.
Данная работа представляет собой выявление социально-психологических проблем руководства педагогическим коллективом, а также попытку выделить типичные ошибки руководителей общеобразовательных учреждений, проанализировать их причины и главное – показать, что надо сделать, чтобы их избежать.
Введение
1. Проблема в стиле отношений
2. Проблема в планировании работы школы
3. Проблемы в подготовке и проведении педагогических советов
4. Проблема в работе с номенклатурной документацией
5. Проблема в организации платных дополнительных образовательных услуг
6. Проблема "трудного" учителя
7. Проблема конфликтов в педагогическом коллективе
7.1 Причины конфликтов
7.2 Предупреждение конфликтов
7.3 Способы решения конфликтов
Заключение
Литература
Проявите внимание к посетителю,
имейте терпение выслушать. Покажите,
что вы союзники, т.к. оба заинтересованы
в судьбе ребёнка. Старайтесь опираться
в своих ответах на Закон РФ
“Об образовании” и “Типовое положение
об общеобразовательном
Бывает трудно сдерживаться, но директор школы профессионал в области обучения и воспитания, и он не имеет права быть некорректным.
А стиль отношений руководителя
школы с учащимися точно
“Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям”, сформулированные Карнеги, совсем не бесполезны для руководителя школы:
“Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует Вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.”
2. Проблема в планировании работы школы
Вопросу планирования работы
школы посвящено большое
Поставим перед собой
вопрос: будет ли работать школа, у
которой вообще нет годового плана?
Мы вынуждены ответить, что будет.
Учителя по – прежнему ежедневно
будут приходить на работу, давать
уроки по своему предмету, выполнять
государственную программу
Ещё в работе Г.И. Горской “Организация учебно-воспитательного процесса в школе” указывалось, что “практическое планирование является началом всякого руководства. От качества плана и его продуманности зависит успех работы школы. План призван организовать деятельность каждого педагога”. В книге “Управление современной школой” под редакцией М.М. Поташника сформулированы функции управления: "прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, корригирование, стимулирование…” Следовательно, “планирование” – обязательная функция управления.
План работы начинается с
анализа за истёкший год. И тут
оказывается, что разные администраторы
разных школ по-разному понимают, что
такое “анализ работы”. Как правило,
добросовестно перечисляется
Следовательно, анализ работы в годовом плане школы – это, прежде всего сравнение: вот задачи, которые мы ставили, а вот их выполнение. Даже есть смысл разделить страницы по вертикали, слева записать, какие задачи ставились, а справа – как они решены, а если не решены, то почему.
Подводя итог разделу “Анализ работы”, укажем на типичную ошибку руководителей школ – за анализ принимается фотография того, что сделано коллективом школы за учебный год.
Из объективного анализа
вычленяются задачи на новый учебный
год. С точки зрения автора, их не
может быть много, их должно быть две
– три. Но это задачи, без решения
которых школа не может развиваться,
это задачи, над которыми должен
работать весь педагогический коллектив.
Если Вы, например, пришли к выводу на
основе анализа, что учащиеся школы
очень плохо умеют читать, а
это важнейший навык в
Отсутствует система в годовом плане работы, т.е. проводится некачественный анализ; не вытекают из анализа; ВШК не вытекает из поставленных задач; не определена конкретная система мер по выполнению задач.
План не представляет из себя единого логического и стилистического целого.
Анализ не строится на принципе реального отчёта о том, что планировала школа и что она сделала.
В плане записывается большое количество задач, которые педагогический коллектив не может выполнить в течение учебного года.
Отсутствуют конкретные задачи каждому звену управления или самоуправления для решения общей задачи.
ВШК существует сам по себе, не помогает в решении поставленной на год задачи или задач, часто является одноразовым.
3. Проблемы в
подготовке и проведении
Педагогический совет
– важнейший орган коллективной
мысли учителей. На его заседания
выносятся вопросы, требующие присутствия
всех членов педагогического коллектива.
Решениями педагогического
переводе, оставлении на повторный год обучения и, наконец, об исключении учащегося из школы.
На педагогическом совете обсуждается и утверждается план работы школы. Именно на заседаниях педагогического совета обсуждаются все важнейшие вопросы содержания образования и принимаются решения, обязательные для всех членов педагогического коллектива.
Подготовка и проведение педагогического совета, может быть, одно из самых трудных мероприятий для администрации школы. Анализ протоколов заседаний педагогических советов очень многих школ позволяет выделить следующие типичные ошибки руководителей:
Недостаточна личная роль директора школы в подготовке и проведении педагогических советов.
Тематика педагогических советов не всегда адекватна задачам, поставленным в годовом плане школы.
Педагогический совет является таковым только по форме, а в действительности – по содержанию – либо инструктаж, либо лекция.
Решения педагогических советов не носят конкретного характера: не определены ответственные и сроки выполнения. Каждый последующий педагогический совет не начинается с проверки выполнения решений предыдущего. Таким образом, педагогический коллектив приучается к мысли, что педагогический совет – это говорильня, а его решения никого и ни к чему не обязывают.
Роль директора школы
явно недостаточна в работе педагогических
советов. Директор становится только человеком,
который “ведёт” педагогический
совет. Он не выступает с серьёзным
анализом работы школы. Дело в том, что
директор и не может этого сделать:
уроков, которые он посетил в течение
года сам, недостаточно для серьёзного
анализа, взять материал у своих
заместителей по учебно-воспитательной
работе и неудобно, и не хочется
смотреть на всё их глазами. Вот тогда
– то и выступают на августовских
педагогических советах заместители
директора школы по учебной и
воспитательной работе по очереди, а
директор ведёт педагогический совет
как председатель любого собрания.
Да и в выработке решений
Действительно, тематика педагогических советов многих школ оторвана или весьма далека от тех задач, которые сформулированы в общешкольном плане. Но кто, же тогда и как будет решать эти задачи? Получается, что задачи сами по себе, а педагогические советы – сами по себе. В принципе, так быть не должно, т.к. каждый педсовет должен решать какую – то часть общей задачи.
В нашем случае необходимо знать:
Точные данные о состоянии здоровья учащихся школы о количестве хронически больных детей и т.д. (по медицинским картам).
Как организовано горячее питание учащихся в школе. Обеспечение питанием учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. (Щадящее питание).
Как соблюдается санитарно – гигиенический режим в школе. Соблюдение правил техники безопасности при работе с учащимися. Проектирование, наличие не менее двух 20 – минутных перемен, их организация, медицинское обслуживание, влажная уборка помещений, организация дежурства, световой режим, работа комиссии по предупреждению травматизма и т.п. Анализ расписания учебных занятий.
Как организуется здоровый образ жизни, режим дня школьника. (Результаты анкетирования родителей и учащихся, антиалкогольная, антиникотиновая и т.д. пропаганда. Реальное состояние дел в школе по этому вопросу).
Что показывают итоги внутришкольного контроля по проверке дозировки домашних заданий по всем предметам учебного цикла во 2 – 11 – х классах.
Состояние физкультурно – оздоровительной работы с учащимися школы. (Организация утренней зарядки, физкультпауз; анализ уроков физкультуры; система секционной и кружковой работы.).
Из всего перечисленного выбираем до начала учебного года четыре главных для нашей школы темы для педсоветов. Определяем ответственных, подбираем группу учителей по подготовке каждой темы. Создаём группу по подготовке и проведению анкетирования. Желательно определить место для большинства членов коллектива. По каждому педагогическому совету принимаем конкретные решения. В зависимости от главной задачи (или задач) будет меняться тематика, но сохранится один и тот, же принцип: каждый педагогический совет приблизит нас к решению общей задачи. Естественно, что вторыми вопросами на таких педсоветах будут стоять оперативные вопросы, которые необходимо решить в Вашей школе.
Вдумаемся в выражение “педагогический совет”. Первое слово “педагогический” определяет состав участников, т.е. это учителя, воспитатели, председатель родительского комитета школы. Второе слово “совет” означает, что есть некая проблема, которую каждый в отдельности либо не может решить, либо сомневается в правильности своего решения. Тогда мы собираемся вместе, чтобы обсудить проблему, посмотреть и, наконец, принять решение. Но определим для себя, что это возможно тогда, когда сама проблема мне интересна, она меня затрагивает, я понимаю, что
буду выполнять принятое решение. Обязательным условием для всего этого является, прежде всего, положение, при котором каждый заранее знает тематику педагогических советов, включён в группу по подготовке какого – то из них, либо в группу по подготовке принятия решения. Чем больше учителей будет конкретно привлечено к работе по подготовке педсовета, тем больше будет людей, заинтересованных в его работе.
Очень важным условием для любого педагогического совета является принятие конкретных решений, подчёркиваем – конкретных. Каждое принятое решение должно отвечать на вопросы: что делаем? Кто делает? Когда делает? Решения типа: “совершенствовать учебно – воспитательную работу”, “повысить уровень обученности учащихся” и т.д., и т.п. – абсолютно никого не вдохновляют и никого ни к чему не обязывают. Может быть, в этом одна из причин лёгкости, с которой педагогические коллективы голосуют за такие решения? Проголосовать и скорее закончить, т.к. конкретно ко мне это не имеет никакого отношения. Одним словом, решения должны быть проверяемыми. И есть одно совершенно обязательное требование: каждый последующий педагогический совет должен начинать с отчёта о выполнении решений предыдущего.
Существует два совета руководителям школ:
Первый – надо очень внимательно отнестись к человеку, которого Вы назначаете секретарём педагогического совета. Грамотно вести протоколы, правильно записывать выступления – это достаточно трудная задача. Нам всем просто необходимо помнить, что педсовет прошёл, а протокол хранится в школе вечно.
Второй – при всей занятости хотя бы один раз в течение года прочитывайте протоколы педагогических советов. В некоторых школах, особенно если менялись директора, оказывается, что за последние 7 – 8 лет многократно проводились педагогические советы с абсолютно одинаковой тематикой, да и решения принимались одинаковые!
4. Проблема в
работе с номенклатурной
“Номенклатурная документация” или “Номенклатура дел” утверждена Министерством образования РФ для общеобразовательных школ. В принципе, любой документ из этого списка школа обязана иметь, и всё, что указано в этом списке, может потребовать любой проверяющий школу. Необходимо отметить, что список дел не только не уменьшается, но, наоборот, увеличивается. На сегодня комитетом образования утверждён список, в котором: тридцать видов дел по разделу “Канцелярия”; четырнадцать – по разделу “Учебно – воспитательная работа”; девять – по разделу “Кадры”.
Причём, как правило, все перечисленные документы имеют длительный срок хранения – от трёх до 50 лет, а многие хранятся “постоянно”. Работа с документами, бумагами всегда была достаточно сложной для директора школы. Многие неприятности руководителя школы как раз тесно связаны с этими “бумагами”.
Информация о работе Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом