Социальный педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:42, доклад

Описание работы

С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г - лицо, осуществляющее комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности по месту жительства обучающихся в учреждении. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от педагога, воспитателя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Файлы: 1 файл

соц пед.docx

— 39.87 Кб (Скачать файл)

С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г - лицо, осуществляющее комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности по месту жительства обучающихся в учреждении. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от педагога, воспитателя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

 

Таблица 1.

Направления деятельности

Содержание

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

проведение социальной паспортизации  классов, учебного учреждения, микрорайона;

изучение и анализ культурно-бытовых  отношений в семьях учащихся;

изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью  выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер  по его оптимизации;

определение центров социально-культурного  влияния на учащихся в микрорайоне  школы с целью изучения их воспитательного  потенциала и организации взаимодействия;

социально-педагогическая диагностика  с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

Социально-педагогическая защита прав ребенка

выявление и поддержка  учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;

защита прав и интересов  учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной  ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам  несовершеннолетних, суд, прокуратура  и т. д.);

защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися  насилию и агрессии со стороны  взрослых и т. п.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося 

раннее выявление неблагополучных  семей;

создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим  детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с  приемными детьми и т. д.;

пропаганда здорового  образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей  и подростков;

психолого-педагогическое просвещение  с целью создания оптимальных  условий для взаимопонимания  в семье;

духовно-ценностное просвещение;

содействие включению  родителей в учебно-воспитательный процесс;

организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

Социально-педагогическое консультирование

организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных  ситуациях;

консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей  по разрешению социально-педагогических проблем и др.

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

раннее выявление и  предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных  видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН));

организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

способствование пропаганде здорового образа жизни;

повышение уровня правовой грамотности  учащихся и их родителей с целью  профилактики девиантного поведения;

организация реабилитации детей  испытывающих различные затруднения  в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений.

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного  процесса, социально-педагогической деятельности;

развитие взаимопонимания  и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями

Поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)

забота о больных, инвалидах  и бедных;

благотворительные мероприятия  для сверстников и пожилых  людей;

работа в службах социальной защиты;

благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры;

проведение игр и творческих занятий с детьми;

другое, все, что способствует личностному и профессиональному  самоопределению подростка, приобщает  его к общечеловеческим ценностям.

Организационно-методическая деятельность

анализ и обобщение  опыта социально-педагогической деятельности;

участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,

накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследов


 
 
 
 
 
 

Функции деятельности социального педагога.

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет  следующие функции: 

  • аналитико-диагностическую;
  • прогностическую;                                      
  • организационно-коммуникативную;
  • коррекционную;                                            
  • координационно-организаторскую;
  • функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
  • охранно-защитную;
  • психотерапевтическую;
  • социально-профилактическую;
  • реабилитационную.

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог: изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению особо одаренных школьников; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.  
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы. 
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции: способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.  
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он: старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.  
Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.  
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога: оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.  
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;  
взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.  
Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог: заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния школьников; оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха школьников.  
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».  
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

5 Понятие «деятельность» рассматривается различными науками: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой. Деятельность подразумевает активность. В психологии под деятельностью понимают активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.

Педагогическая  деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений  младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях. Целью  любой профессиональной деятельности выступает производство общественно  ценного продукта. Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и  развитие учащихся. Профессионально-педагогическая деятельность -это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки. В связи с этим выделяют духовную и практическую, репродуктивную и творческую, индивидуальную и коллективную, профессиональную деятельность.

В психологии деятельность понимают как многоуровневую систему, компонентом которой являются цель, мотивы, действия и результат (А.Н. Леонтьев). Центральное место в анализе  деятельности занимают мотивы и цель.

Цель — осознанный желаемый результат.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и  формируется как отражение социально-культурного  развития в обществе с учетом духовных и природных возможностей личности и запросов общества в квалифицированных  специалистах. В ней заключены  интересы и потребности различных  социальных и этнических групп и  общества в целом, с одной стороны, и потребности, интересы и стремления отдельной личности - с другой.

Педагогическая  деятельность – чрезвычайно широкое  явление, охватывающее многие сферы  человеческой жизни. Ее содержанием  являются обучение, воспитание и развитие человека, в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни  попадает многократно. На жизненном  пути каждого человека встречаются  люди, которые его и учат, и  воспитывают.

Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто  это делает в начале нашей жизненного пути?

Философ М.С. Каган  считал, что у человечества есть два величайших изобретения. Это  изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе. Именно благодаря им человек становится культурным существом. В данном параграфе речь пойдет о семье. Вдумаемся в слова ученого: «Семья становится долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества, а это может произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей». Именно в семье начинается процесс очеловечивания ребенка, взращивания в нем человека.

Можно ли назвать  родителей первыми учителями  ребенка? Можно. Об этом свидетельствует  народная мудрость, такого мнения придерживались многие выдающиеся люди: «Воспитание  и наставление начинаются с самых  первых лет существования и продолжаются до конца жизни» ( Платон ); «Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам» ( Ж.Ж. Руссо ); «В первое время важнее всего материнское воспитание» (Гегель); «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?» ( В.Г. Белинский ). Обратите внимание на последнее высказывание... Дать направление сердцу и уму... За этими словами скрывается огромная и напряженная жизнь матери и отца, воспитывающих детей.

«...Именно семья  использует возможности, предоставляемые  культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в  ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его  как индивидуальность, а не социальную функцию...».

Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, наставников, умных «поводырей» по отношению к детям, если они стремятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые «романы воспитания», «семейные романы», мы не видим, чтобы родительское воспитание осуществлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподобилась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, – школе. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей – в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу.

Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев  мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.

Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизнеописаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое влияние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего  ребенка.

Писателя В.В. Набокова в детстве воспитывала «длинная череда английских бонн и гувернанток», специально приглашенные домашние учителя. Однако влияние матери было ни с  чем не сравнимо. «Вот запомни, – говорила она с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу».

В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее  планируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семейная жизнь  с ее повседневными событиями, заботами, отношениями, радостями и драмами  – постоянная череда уроков, которые  дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком  на всю жизнь, формируя его собственные  педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей.

Ни одна семья  не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы.

При благоприятном  стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать  в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение  воспитательных функций может стать  плодотворным. Может стать... Вместе с тем на реализацию этой возможности  влияет целый ряд факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное.

Стать педагогом-родителем  очень трудно. И некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием  ребенка в семье. В ряде книг они  изложили свои взгляды на педагогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практику воспитания и образования  детей в семье. История образования  и педагогики немыслима без этих книг: «Мысли о воспитании» Д. Локка, «Семейное воспитание ребенка и  его значение» П.Ф. Лесгафта, «Родительская  педагогика» В.А. Сухомлинского, «Книга для родителей» А.С. Макаренко...

Знание, понимание  ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость – необходимые условия для  педагогической деятельности родителей.

Информация о работе Социальный педагог