Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:42, доклад
С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г - лицо, осуществляющее комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности по месту жительства обучающихся в учреждении. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от педагога, воспитателя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
С о ц и а л ь н ы й п е д а г о г - лицо, осуществляющее комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности по месту жительства обучающихся в учреждении. Успешное решение сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от педагога, воспитателя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
Таблица 1.
Направления деятельности |
Содержание |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов |
проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
Социально-педагогическая защита прав ребенка |
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов
учащихся (обращение особого внимания
на оказавшихся в трудной защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
Обеспечение социально-педагогической
поддержки семье в формировании
личности учащегося |
раннее выявление создание банка данных
по неполным семьям, семьям, имеющим
детей с особенностями пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; духовно-ценностное просвещение; содействие включению
родителей в учебно- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. |
Социально-педагогическое консультирование |
организация и проведение
индивидуальных консультаций для учащихся,
оказавшихся в трудных консультирование и консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. |
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация |
раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН)); организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни; повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; организация реабилитации детей
испытывающих различные затруднения
в системе разнообразных |
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка |
сосредоточение внимания
администрации учебного учреждения
на проблемах и потребностях учащихся,
учителей, родителей при планировании
и организации учебно- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями |
Поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) |
забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми; другое, все, что способствует
личностному и |
Организационно-методическая деятельность |
анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам, накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследов |
Функции деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Реализуя аналитико-
Прогностическая
функция социального педагога заключается
в том, что он: на основе анализа социальной
и педагогической ситуации прогнозирует
процесс воспитания и развития личности
школьника, оказывает помощь в саморазвитии
и самовоспитании его личности, определяет
перспективы развития обучающегося в
процессе социализации; планирует собственную
социально-педагогическую деятельность
на основе анализа результатов предыдущей
работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной
функции: способствует включению субъектов
воспитательной деятельности - общественности,
учреждений дополнительного образования
и др. в процесс социального воспитания
подрастающего поколения, в совместный
труд и отдых; позволяет ему участвовать
в формировании гуманистической системы
взаимоотношений в детской и подростковой
среде, а также оказывать влияние на отношения
детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция
социального педагога заключается в том,
что он: старается оградить обучающихся
(воспитанников) от негативных влияний
социальной среды; осуществляет коррекцию
самооценки школьников и помогает им избавиться
от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую
функцию, социальный педагог: организует
социально значимую деятельность детей
и подростков в открытой микросреде; включает
обучающихся в различные виды продуктивной
деятельности с учетом психолого-педагогических
требований к ней; организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; координирует деятельность
всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической
поддержки и помощи воспитанникам
побуждает социального педагога: оказывать
квалифицированную психолого-педагогическую
помощь обучающемуся (воспитаннику) в
саморазвитии, самопознании, самооценке,
самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
устанавливать доверительные отношения
с клиентом.
Охранно-защитная
функция социального педагога заключается
в том, что он: использует весь комплекс
правовых норм, направленных на защиту
прав и интересов обучающихся (воспитанников)
и их объединений; содействует применению
мер государственного принуждения и реализации
юридической ответственности лиц, допускающих
прямые или опосредованные противоправные
воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую
функцию, социальный педагог: заботится
об обеспечении положительного эмоционального
состояния школьников; оказывает им помощь
в разрешении межличностных конфликтов,
снятии депрессивного состояния; содействует
в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической
функции предполагает, что социальный
педагог: организует систему профилактических
мер по предупреждению отклоняющегося
(девиантного) поведения и преступного
(делинквентного) поведения детей и подростков;
влияет на формирование их нравственно-правовой
устойчивости; организует систему мер
социального оздоровления детей из семей
группы социального «риска».
Реабилитационная
функция социального педагога заключается
в том, что он организует систему мер по
социально-педагогической реабилитации
и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних),
вернувшихся из мест лишения свободы,
спец.учреждений, по разнообразным причинам
(болезнь, инвалидность, стресс, употребление
наркотиков, сексуальная агрессия, лишение
свободы, и др.) испытывающих различные
затруднения, которые приводят к социальной
дезадаптации.
5 Понятие «деятельность» рассматривается различными науками: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой. Деятельность подразумевает активность. В психологии под деятельностью понимают активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.
Педагогическая
деятельность представляет собой особый
вид социальной деятельности, направленной
на передачу от старших поколений
младшим накопленных
В психологии деятельность понимают как многоуровневую систему, компонентом которой являются цель, мотивы, действия и результат (А.Н. Леонтьев). Центральное место в анализе деятельности занимают мотивы и цель.
Цель — осознанный желаемый результат.
Цель педагогической
деятельности разрабатывается и
формируется как отражение
Педагогическая деятельность – чрезвычайно широкое явление, охватывающее многие сферы человеческой жизни. Ее содержанием являются обучение, воспитание и развитие человека, в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого человека встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.
Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашей жизненного пути?
Философ М.С. Каган
считал, что у человечества есть
два величайших изобретения. Это
изобретения культурного
Можно ли назвать
родителей первыми учителями
ребенка? Можно. Об этом свидетельствует
народная мудрость, такого мнения придерживались
многие выдающиеся люди: «Воспитание
и наставление начинаются с самых
первых лет существования и
«...Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, особенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию...».
Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, наставников, умных «поводырей» по отношению к детям, если они стремятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые «романы воспитания», «семейные романы», мы не видим, чтобы родительское воспитание осуществлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспитании своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподобилась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, – школе. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности родителей – в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неявной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу.
Даже если родители профессионально занимаются педагогической деятельностью, в большинстве случаев мы не можем сказать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.
Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизнеописаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое влияние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего ребенка.
Писателя В.В. Набокова в детстве воспитывала «длинная череда английских бонн и гувернанток», специально приглашенные домашние учителя. Однако влияние матери было ни с чем не сравнимо. «Вот запомни, – говорила она с таинственным видом, предлагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, поднимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного весеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу».
В семейном воспитании
нет специальных уроков, заранее
планируемых бесед о
Ни одна семья не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы.
При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответствующего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным. Может стать... Вместе с тем на реализацию этой возможности влияет целый ряд факторов: социальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родителями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое решение или выстрадать собственное.
Стать педагогом-родителем очень трудно. И некоторые ученые считали, что родители должны получить педагогические знания, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. В ряде книг они изложили свои взгляды на педагогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практику воспитания и образования детей в семье. История образования и педагогики немыслима без этих книг: «Мысли о воспитании» Д. Локка, «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафта, «Родительская педагогика» В.А. Сухомлинского, «Книга для родителей» А.С. Макаренко...
Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная привязанность, духовная близость – необходимые условия для педагогической деятельности родителей.