Социология досуга молодежи в пространстве города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание тех целей и ценностных ориентиров, которыми руководствует человек при выстраивании собственного видения досуга. Немаловажная роль при определении границ досуга, а также форм его проведения, принадлежит этнокультурным стереотипам, конституирующим определенные образы досуга и транслирующим данные образы в рамках охватываемого этими стереотипами сообщества. С другой стороны, культура досуга представляет собой предмет, выражаясь образно, «общественного договора, поскольку предполагает соотнесение с аналогичными форами проведения свободного времени в рамках иных субкультур и социальных образований

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Город как пространство досуга молодежи…………………………………4
1.1 Город как «фабрика досуга»………………………………………………4
1.2Средний город……………………………………………………………….7
1.3Крупный город……………………………………………………………..10
1.4Мегаполисы…………………………………………………………………13
2. Досуг в информационном пространстве культуры………………………17
2.1Компьютерные игры как стратегия досугового поведения……………..20
2.2Интернет-технологии как фактор изменения культуры досуга…………………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………..28
Литература……………………………

Файлы: 1 файл

SOTsIOLOGIYa_DOSUGA_MOLODEZhI_V_PROSTRANSTVE_GOROD.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Интернет как  вид досуговой деятельности организуется не только дома, но и в различных компьютерных клубах, Интернет-кафе. Вместе с тем функционирование подобных предприятий в сфере досуга молодежи связано с рядом проблем. Многими исследователями высказываются опасения по поводу «губительного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми сомнительного содержания на психику молодого человека». В целом результаты исследования подтверждают мнение Е. Викентьевой о том, что зачастую «сотрудников игровых клубов, кроме прибыли, ничего не касается», поскольку не ведется контроль над продолжительностью и временем пребывания в клубе, над самими занятиями молодежи, отсутствуют необходимые санитарные условия и пр.

Интернет, таким  образом, оказывая влияние на формирование социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, в определенной мере формирует личность человека. Это значит, что необходимо развивать позитивный потенциал виртуального пространства и противодействовать возможным негативным последствиям пребывания в нем. Говоря о характере потребностей, реализуемых через Интернет, А.И. Ковалева отмечает: «Сеть, в отличие от масс-медиа, никоим образом не связана рамками приличия и хорошего вкуса, поэтому в Интернете картина пристрастий, вкусов и потребностей пользователей получает адекватное отражение». Аналогичную точку зрения высказывает и Х.М. Энценсбергер: «Интернет не является ни проклятием, не благословением; он просто отражает состояние сознания своих пользователей».

Как можно убедиться, современные исследователи по-разному  оценивают значение Интернета и представляют социокультурные последствия его внедрения и распространения. Многие не разделяют точку зрения, что глобальную информационную систему можно оценивать только как значительный прогресс в социокультурном развитии человечества. Обоснована и тенденция в исследованиях социокультурных представлений о системе Интернет описывать совокупность позитива, раскрывающего возможности познания, развития, самосовершенствования. Сам компьютер, Интернет – техническое достижение качественно нового уровня, средство, раскрывающее самые широкие возможности человека в отношении культурно-научных изменений. Другой вопрос – для достижения каких целей это средство используется, чем наполняется его содержание.

Если попытаться рассмотреть Интернет как форму, замещающую другие формы досуга, например того же чтения, то, скорее всего, мы зайдем в тупик, поскольку не сможем найти достаточных оснований для того, чтобы это доказать. Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением, что компьютер по своему воздействию на человека ближе к книге, чем к телевизору. Кроме того, возможно расширение или замещение Интернетом живого общения, других видов досуговой деятельности, например таких, как посещение концертов, кино, театров.

Интересны результаты социологического исследования во Франции, изучившего 24 тысячи французских семей, использующих персональные компьютеры в домашних условиях. Результаты показали, что в семьях, имеющих доступ к системе Интернет, уровень вовлеченности людей в культурно-досуговую практику превышает средний (по показателям посещений культурно-досуговых мероприятий, занятиями различными видами творческой деятельности.

Рассмотренные выше формы применения компьютера в  сфере досуга молодежи, хотя и не исчерпывают всего их многообразия, однако в определенной степени иллюстрируют те инновации, обусловленные техническими достижениями, которые характеризуют современные увлечения молодежи в сфере досуга.

Новые возможности  создает компьютеризация и в  сфере производства культуры, формирующая  новые увлечения, находящие свое место в досуге молодежи: компьютерная мультипликация (в качестве примера может послужить Масяня – героиня компьютерной мультипликации школьницы из Санкт-Петербурга), компьютерная живопись (в частности – «фракталы» -составление узоров, получаемых по определенным правилам с использованием компьютерных программ), компьютерная графика (в июле этого года в г. Омске был открыт первый в России детский Центр компьютерной графики), web-дизайн (подобные молодежные увлечения начинают включать в различные соревнования, примером чему могут быть Национальные Дельфийские игры, в которых традиционно принимают участие танцоры, музыканты и художники).

Особый интерес  представляет компьютерная живопись. В настоящее время реальностью  становятся даже выставки таких картин, первая из которых несколько лет назад состоялась в Лондоне, а сейчас аналогичные выставки с спехом проходят уже по всему миру, в том числе и в России.  Увлекающаяся подобным изобразительным искусством молодежь вполне допускает, что через 10-15 лет появится школа компьютерной живописи, и ее ученики будут развивать складывающиеся в настоящее время традиции компьютерной живописи, привносить свое.Учитывая весь спектр последствий распространения Сети, крайне важно поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, предотвратив тем самым хотя бы частично некоторые негативные последствия, связанные с новым видом досуговой практики молодежи – Интернетом.

Можно подвести следующие итоги рассмотрению стратегий  виртуализации досуга в условиях развития современных коммуникативных и информационных технологий:

1. Город, являясь  сосредоточением культурных и  технологических ресурсов, выступает  центром развития новых информационных  технологий, которые деконструируют  структуру его культурного пространства, способствуя изменения отношения к досугу и конкретным формам его реализации.

2.Компьютеризация  и интернетизация культурного  пространства способствуют образованию  виртуальных стратегий досугового  поведения, в которых пребывание  в виртуальном пространстве становится элементом престижного поведения и важным фактором повышения собственного статуса в глазах сверстников. Данная тенденция отчетливо прослеживается на примере возникновения двух основных форм виртуального досуга: компьютерные игры и Интернет.

3. Компьютерные  игры становятся фактором институциализации  отдельной субкультуры геймеров, в рамках которой возникает  собственная шкала и ценностей  и критерии престижного потребления.  Условием повышения статуса в  рамках данной субкультуры является  прохождение игр, символически являющееся аналогом архаической инициации. Самореализация в рамках данной субкультуры может приводить к социальной изоляции по отношению к другим группам населения, поскольку виртуальная культура досуга резко отличается по своим ценностным приоритетам от других способов престижного потребления.

4. Другой формой  виртуального досуга становится  Интернет, либо те формы досуга, реализация которых непосредственно  связана с пребыванием в киберпространстве  (например, флеш-моб). Данная субкультура, возникшая в 90-ых годах, достаточно быстро утратила свое культурное единство, сохранив в качестве базовой ценности безусловную ценность постоянного нахождения в Интернете, получения новой информации и поддерживания коммуникативных связей.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Следует констатировать, что культура молодежного досуга в последнее время претерпевает значительные изменения, связанные  с реализацией общекультурных тенденций  изменения и развития. Узкодисциплинарные социологические и социально-психологические  исследования не в состоянии в полной мере охватить специфику поднимаемой проблемы, что делает особенно актуальной философско-культурологическую постановку вопроса о функциях и структурных характеристиках молодежного досуга в рамках современного культурного пространства.

В настоящее  время молодежная культура становится отдельным сегментом культурного  пространства, на который нацелены интересы политических партий, транснациональных  корпораций и культурных учреждений, потому что именно в этой культурной среде зарождаются ростки будущего общества, в котором предстоит жить следующим поколениям. В обществе потребления молодёжи активно навязываются красиво упакованный суррогат иных культур, продукты массовой культуры, разнообразные и часто противоречащие, противостоящие друг другу политические, идеологические и религиозные идеи и мифы. Свобода выбора жизненного пути относительна. Она ограничивается достигнутым уровнем общественного развития. Проблема состоит в том, готов ли молодой человек иметь дело с неизмеримо возросшим многообразием выбора продуктов материального и духовного производства.

Ему приходится выбирать среди движущихся ценностей  и целей, число которых неуклонно  возрастает. Таким образом, поиски себя, своей индивидуальности и социального  статуса осложняются изобилием и сложностью выбора. Чтобы заявить о себе, общество следует удивить, поразить, повергнуть в ужас. На это и рассчитаны одежда, манеры, жаргон, специфические увлечения молодых, их досуг.

Досуг – самая  простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность: умение руководить, принимать решение, организовывать. Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В реализации возможностей для саморазвития личности, для культурного, физического и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени. Изучение структуры и форм проведения досуга имеет большое значение в характеристике культурного уровня молодежи. Понятие «досуг» традиционно включает в себя совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Артемьев А.И. Социология  личности. – М.:Академия, 2001. – 256 С. 

2.Афанасьев В. В. Историческая  социология Данилевского, Шпенглера  и Сорокина // Социс, 2005, № 5. с. 129-137.

3. Баранов Г.С. Модели  и метафоры в социологии Маркса // Социс, 1992, № 6. с. 128-142.

4.  Барг М.А. Цивилизационный  подход к истории // Свободная  мысль, 1991. № 3. С. 67-78.

5. Бармина Д.А. Общественные  организации в среде студенчества // Вестник Уральского государственного  технического университета, 2003, № 4. С. 15-22.

6. Викторов А. Досуг  – дело серьезное // Воспитание  школьников, 2001, № 5. С. 47-53.

7. Вишняк А.И., Тарасенко  В.И. Культура молодежного досуга  – К.: Наукова думка, 1988. – 72 С. 

8.Горшков М.К., Тихонова  Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998, Т. 68, № 6. С. 56-69.

9. Грушин Б.А. Свободное  время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс, 1967. – 175 С. 

10.Демин М.В. Мотив человеческой  деятельности: характер, содержание, функции // Философия и общество, 1999, № 3. С. 56-67.

11.  Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Наука, 1990. – 284 С.

12.  Иванов В.Н. Социальные  технологии в современном мире. М.: ИС РАН, 1996. – 335 С.

13.Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. – Л.: Лениздат, 1974. – 166 С.


Информация о работе Социология досуга молодежи в пространстве города