Содержание дидактики как теории обучения и образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:28, контрольная работа

Описание работы

Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики - процесс обучения

Содержание работы

Содержание дидактики как теории обучения и образования...................3
Принципы дидактики....................................................................................5
Виды научений по их признакам.................................................................7
Список использованных источников.....................................................................9

Файлы: 1 файл

кр по психологии и педагогике вариант 25.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Содержание дидактики как теории обучения и образования...................3
  2. Принципы дидактики....................................................................................5
  3. Виды научений по их признакам.................................................................7

Список использованных источников.....................................................................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание дидактики как теории обучения и образования

Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Впервые это слово появилось  в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Дидактика как наука изучает  закономерности, действующие в сфере  ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных  целей и задач. Благодаря этому  она выполняет две главные  функции:

  1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
  2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

 

  1. Принципы дидактики

Принципы дидактики осмысливаются  и разрабатываются в педагогической науке на протяжении нескольких веков. Их основоположником считается великий  славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670).

Важнейшей составной частью дидактики  являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя  на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней  форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор  содержания занятий.

К наиболее важным дидактическим принципам  относятся:

  • Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
  • Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
  • Обучение должно быть наглядным.
  • Обучение должно быть активным и сознательным.
  • Обучение должно быть доступным.
  • Обучение должно быть систематическим и последовательным.
  • Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых  отражаются новые требования общества к обучению.

В наше время, когда фонды наук обновляются  весьма стремительно, трансляция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл. Знания сегодняшнего дня "завтра" могут устареть и оказаться малоэффективными (например, открытие клинической криминологией гена социальной психопатии перевернёт современные представления о профилактике и борьбе с преступностью). Знаний завтрашнего дня у нас, естественно, нет. Но мы можем развивать интеллект студентов с установкой на восприятие завтрашних знаний. В этом и состоит принцип развивающегося обучения.

Принцип опережающего обучения призван  обеспечить определенный дидактический  ритм преподавания и усвоения учебного материала. Суть в том, что при  переходе от одной учебной темы к  другой может образоваться своеобразный вакуум. В этом случае обучающимся необходимо некоторое дополнительное время для осмысления связи между предыдущей темой и последующей. Принцип опережающего обучения заключается в том, что преподаватель стремится заблаговременно создать "мост" между темами таким образом, чтобы в процессе изучения предшествующей темы захватить "плацдарм" темы последующей.

Принцип обучения на высшем уровне трудностей предполагает такое построение образовательного процесса, когда обучаемые работают на определенном пределе их умственных возможностей. Без постоянного напряжения интеллект может уподобиться  дряблым мускулам человека, не занимающегося  физическими упражнениями. Принцип  обучения на высшем уровне трудности  побуждает учащихся заниматься с  предельным напряжением умственных сил.

Перечисленные принципы, всю их совокупность не рекомендуется рассматривать  как некий свод законов. Относиться к ним ко всем и к каждому  в отдельности следует творчески, гибко, не шаблонно. И это прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны, они должны читаться в конкретном социальном контексте, должны как можно полнее отражать реальные социальные потребности общества.

 

  1. Виды научений по их признакам

А) Вербальное - приобретение нового опыта  через словесное воздействие;

Б) Оперантное - приобретение опыта конкретных действий по методу проб и ошибок;

В)  Условно-рефлекторное - возникновение  новых форм поведения по механизму  условных рефлексов.

Вербальное  научение, т. е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Если говорить шире, то в данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы, среди которых язык выступает в качестве одной из таких систем. К ним также можно отнести символику, используемую в математике, физике, во многих других науках, а также графическую символику, применяемую в технике и искусстве, в географии, геологии и иных областях знаний.

Оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т. е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок.  Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения . Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.

 Условно-рефлекторное. Начало его исследованиям было  положено работами И. П. Павлова.  Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, которые способны породить условно рефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условно-рефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.

Условные  стимулы могут быть связанными, с  условными реакциями по времени  или в пространстве. Например, определенная, ставшая привычной обстановка, в  которой неоднократно оказывается  во время кормления младенец, условно-рефлекторным путем может начать вызывать у  него органические процессы и движения, связанные с приемом пищи. Слово  как некоторое сочетание звуков, ассоциированное с выделением в  поле зрения или держанием в руке какого-либо предмета, может приобрести способность автоматически вызывать в сознании человека образ данного  предмета или движения, направленные на его поиск.

 

 

Список  использованных источников

  1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.
  3. Кроль В.М. Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2001.
  4. Крысько В. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ, 2004.
  5. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2005.
  6. Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
  7.   http://vaniorolap.narod.ru/index.html - Педагогика      

Информация о работе Содержание дидактики как теории обучения и образования