Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – организация системы коррекционно-логопедических занятий с использованием игровых приемов.
Предмет исследования – особенности фонематического восприятия у детей с ФФН.
Цель исследования – на основе изучения особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН разработать систему игровых приёмов коррекции нарушений фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий у данной категории детей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме обучения детей с ФФН
1.1. Исторические аспекты изучения и коррекции нарушений фонематического восприятия
1.2 Современные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического восприятия
1.2.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
1.2.2 Особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН
1.2.3 Современные методики развивающего обучения для детей с ФФН.
Глава 2. Особенности развития фонематического восприятия у детей
5-6 лет с ФФН (экспериментальное исследование)
2.1. Цель, задачи, принципы проведения исследования
2.2. Организация обследования фонематического восприятия детей старшей логопедической группы с ФФН
2.3 Результаты обследования и их обсуждение
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
3.1 Принципы коррекционной работы
3.2 Направления коррекционной работы
3.3 Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
Заключение
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСАКСовершенствование системы коррекционно.doc

— 560.50 Кб (Скачать файл)

Дети называют все картинки. Потом выбирают картинки со звуком «а» и ставят их перед аистом.

Когда вечером за вами придут мамы, куда вы пойдете?

У звуков тоже есть свои дома. Они называются буквами.

У звука [а] тоже есть свой домик.

Демонстрируется буква “А”.

Знакомство с буквой “А”

Что вам напоминает буква а? Ответы детей.

Выкладывание буквы “А” из палочек. Сложить букву “А” из трех пальчиков. Нахождение буквы “А” в буквенных кассах.

Вы тоже можете нарисовать в тетрадях домик для звука [а]– букву “А”.

Но перед этим сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

К нам вновь прилетел аист. Изобразим его. Аист будет летать, пока звучит звук [а]. Когда я произнесу другой звук, аист, аист замрет.

Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперёд. Птица «летит», пока логопед произносит слова с заданным звуком и замирает, когда произносится слово без заданного звука.

Написание буквы “А”

Соедините точки у вас в тетрадях, и у вас получится буква “А”.

Раскрасьте её красным карандашом.

Ниже нарисованы две фигуры. Одна из них – буква “А”. Найдите её и раскрасьте. Другую фигуру зачеркните, чтобы звук [а] не перепутал с ней свой домик.

Итог занятия

С каким звуком познакомились?

Анализ работы. 

 

Индивидуальное занятие

Тема: Звук [а].

Цель: развитие фонематического слуха на материале гласных звуков.

1. Учить выделять звук [а]среди  других звуков, в слогах, в словах.

2. Развивать подвижность артикуляционного  аппарата.

3. Развивать речевое и фонематическое  восприятие, внимание.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: фигурки пяти инопланетян, изображения космических кораблей, ракеты, счетные палочки, тетрадь, карандаши, предметные картинки с изображением предметов, начинающихся со звука [а] и доступных для произношения ребенка.

Лексический материал: звук, слово, инопланетяне, космический корабль, ракета.

Ход занятия:

Организационный момент.

Помнишь, к нам прилетали инопланетяне Ам и Ма?

Психогимнастика.

Изобрази, как двигается худенький Ма. Он очень быстрый, любопытный, все старается рассмотреть, потрогать. Покажи, как ходит полненький Ам. Он солидный, неторопливый. Он очень осторожный и с опаской разглядывает незнакомые предметы.

Ам и Ма пригласили нас в гости. И прислали за нами летающую тарелку. Большая летающая тарелка гудит громко «УУУ», а маленькая – тихо: «ууу». Послушай, какой корабль за нами прислали: большой или маленький? (Логопед громко произносит звук «У». После ответа ребенка показывает картинку с космическими кораблями и предлагает ребенку показать большой корабль).

Основная часть.

Перед тем, как отправиться в гости, надо хорошо подготовится. Сделаем волшебную зарядку.

Артикуляционная гимнастика.

(Индивидуально, в зависимости от  нарушения звукопроизношения ребенка).

Дыхательное упражнение «Ракета».

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий вдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

Пока мы летим, давай подумаем, что мы подарим нашим друзьям. Ам и Ма рассказывали, что они очень любят звук «а» и все песенки с этим звуком. Мы сейчас поймаем для наших друзей звук «а» и его песенки. Представляешь, как обрадуются наши друзья!

Развитие фонематического слуха.

Игра «Охотники»

Логопед предлагает сделать вид, что ребенок спит (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав:

звук [а] – а, у, и, у, а, а, а, о, у, а, и, о, ы, а, о, э

песенку звука [а]– ам, ап, ам, ом, ум, ап, оп, ип, ап, ах, ам, ох, ум, аф

слово со звуком [а]– аист, утка, астра, ирис, азбука, апельсин, лимон, арбуз...

Логопед показывает красивый полотняный мешочек, наполненный мелкими предметами:

- Все наши подарки я сложила  в этот мешочек. Когда мы прилетим, ты подаришь его нашим друзьям.

Вот мы и прилетели!

Логопед показывает изображения инопланетян.

Повторим приветствие: мна – мно – мну, нпа – мны –мну, мта- мту –мто –мтэ, мты – мта – мто – мтэ.

Подари наш подарок. Что надо сказать при этом?

Динамическая пауза. Развитие фонематического восприятия.

Все очень обрадовались подарку и принялись танцевать и петь песенки. Когда жители этой планеты поют песенки со звуком «а», они обязательно хлопают в ладоши.

Вместе весело живем,

дружно песенку поем:

ам, ом, ам, ом, ам, ом.

И ты не зевай,

вместе с нами запевай:

ой, ай, ой, ай, ой, ай!

(Движения произвольные, на слоги  со звуком «а» хлопки в ладоши).

Развитие внимания, памяти.

Игры с картинками «Какая картинка пропала?», «Что изменилось?».

Сложи для наших друзей ракету из палочек. Они будут ее беречь и вспоминать тебя. (Складывание ракеты из палочек по образцу).

Наши друзья благодарят тебя. Нам пора срочно улетать – скоро начнется буря. Попрощаемся.

Работа в тетради.

Пока мы летим, посмотри на подарок, который приготовлен специально для тебя. Жители этой планеты решили подарить тебе изображение своей самой большой и самой красивой ракеты. Они нарисовали ее для тебя в тетради.

Но они очень торопились. Посмотри на то, что они тебе нарисовали. Сравни с настоящей ракетой, все ли на месте?

Логопед показывает рисунок. Ребенок сравнивает с тем, что нарисован в тетради и дорисовывает недостающие детали. Раскрашивает.

Итог занятия.

Какой звук больше всего любят наши друзья – инопланетяне?

Анализ работы.

 


Информация о работе Совершенствование системы коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН