Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:01, доклад
В самой общей характеристике учителя стоит, наверное, иметь в виду: первое требование, которое мы предъявляем учителю, заключается в том, чтобы он был научно-образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т. д.; имеются еще не вскрытые и не приведенные в действие глубокие резервы в школьном образовании для развития школьников и для невиданного продвижения вперед в истинном овладении знаниями и навыками; времена наступают сложные, и учителям придется бороться за свои права, а самый надежный путь борьбы — это глубокий профессионализм, постоянное обновление, творческая жилка.
Карельская Государственная Педагогическая Академия
Эссе на тему «Современный учитель в современной школе»
Выполнил: Пономарев А. В.
Студент №651 группы
Петрозаводск 2013
Ведущие ориентиры в постоянном поиске ответов на волнующие всех вопросы о том, что происходит в обучении и воспитании школьников, привлекают внимание, прежде всего к главным действующим лицам школы — к учителю и ученику. Этим лицам по предписанным им ролям посвящены серии специальных и неспециальных работ.
В самой общей характеристике учителя стоит, наверное, иметь в виду: первое требование, которое мы предъявляем учителю, заключается в том, чтобы он был научно-образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т. д.; имеются еще не вскрытые и не приведенные в действие глубокие резервы в школьном образовании для развития школьников и для невиданного продвижения вперед в истинном овладении знаниями и навыками; времена наступают сложные, и учителям придется бороться за свои права, а самый надежный путь борьбы — это глубокий профессионализм, постоянное обновление, творческая жилка.
Раскрытие профессиональных качеств современного учителя можно продолжать и продолжать, но в широком их диапазоне выделяются:
необходимость постоянного обновления знаний о ребенке, ученике;
оперативное овладение новыми приемами и методами работы;
соблюдение общепринятого и преодоление штампов, привычного, т. е. сохранение стабильности и разумный выход за пределы устоявшегося, традиционного в стремлении к новому, современному, перспективно значимому.
Приходится иметь в виду еще и то, что деятельность учителя осуществляется в явных или скрытых условиях сопротивления как внешним обстоятельствам (связанным с сохранением признанного, утвердившегося), так и внутренним (в напряженной борьбе с самим собой, с собственной косностью и сложившимися профессиональными привычками). Рассмотрение развития ребенка через призму двух факторов — наследственности и среды — ведет подчас к субъективным выводам о природе определенной интеллектуальной неполноценности тех, кто терпит неудачи в учении, не успевает, отстает. За счет природы ребенка отмечает в связи с этим исследователь-педагог Г. И. Щукина, можно списать собственные неудачи и несостоятельность. Это, подчеркивает она весьма удобная ширма, отгораживающая учителя от необходимости перестраивать и совершенствовать собственную деятельность.
Быть современным (чувствовать время) помогают учителю знания, которых напоминают историки педагогики. Например, о школьных реформах в России. Четвертая — современная (о ней говорят и как о периоде модернизации школы) естественно связана с тремя предыдущими (с 1-й — начала XIX века, цель которой состояла в обеспечении высокой по тем временам образованности узкого слоя учащихся — детей дворянской, элитной России; со 2-й — 1864 года, с ее направленностью на широкое элементарное образование после крепостнической России; с 3-й — 1918 года — обучения чтению, письму и счету неграмотной в своем основном составе послевоенной и послереволюционной России).
Цели осуществляемых реформ последовательно н успешно претворяли образовательные учреждения разных типов, создаваемые пол соответствующие реформы (гимназии и лицеи, в том числе Царскосельский — пушкинский, церковно-приходские школы и шипи первые советские школы), и учительство России. Результаты этой работы, превратившей Россию в грамотную, просвещенную страну, современный учитель знает и оценивает по достаточно успешному опыту «традиционной» начальной школы (в работе которой многие учителя принимали и принимают непосредственное участие).
Массовая начальная школа
конца XIX и начала XX века была первой
и последней ступенью образования
основной части детского населения
России. Для ее общественно-социальной
жизни (со слабо развитой промышленностью
и немеханизированным сельским хозяйством)
было достаточным овладение
Реформирование современной школы принципиально изменяет то, что десятилетиями укоренялось, соответствуя прошлому, предшествующему. У всех на глазах происходит неизбежное противоборство нового и старого, достаточно осложняющее деятельность учителя, понимающего, что по-старому сегодня работать нельзя. А чтобы работать современно, по-новому, нужно стремительно перестраиваться, овладевая и новыми идеями, и новыми технологиями, новыми методами, способами и приемами практической деятельности.