Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 12:00, доклад
Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.
Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.
Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.
2. Орфографические упражнения
в начальных классах
К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:
•списывание;
• корректура текста (исправление ошибок).
2.1.СПИСЫВАНИЕ — передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями). Различают следующие виды списывания:
• списывание с группировкой — запись слов в два, три столбика с учётом содержащихся в словах орфограмм; запись слов в определённой последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем — в приставке, далее — в суффиксе и т.д.
К сожалению, школа упорно игнорирует методику обучения списыванию, и в результате наши ученики даже в IV классе списывать не умеют. Списывание практически подменяется копированием, «срисовыванием» в лучшем случае по слогам, в худшем — по буквам. Ни о каком влиянии такого «списывания» на формирование орфографического навыка говорить не приходится.
Как научить ребёнка правильно списывать?
Списывание как вид орфографического упражнения способствует формированию навыков правописания только при условии специальной его организации как действия, направленного на активную орфографическую ориентировку в тексте. При этом списывание должно быть соединено с правильным слуховым анализом слова и подкрепляться его правильным произношением. Обучать списыванию нужно систематически, начиная с букварного периода. В зависимости от дидактической цели организуется подготовка к списыванию: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчёт в тексте орфограмм на определённое правило и т.п.
П. С. Жедек предлагает обучать списыванию с использованием специального алгоритма, который основан на теории речедвижений Н. И. Жинкина, Л. Н. Кадочкина, Л. К. Назаровой, Н. Н. Китаевой и результатах исследований оперативной памяти В. В. Репкина и Г. В. Репкиной.
Учителя могут применять в работе адаптированный вариант данной методики. Правила списывания (памятка 1) необходимо ввести при записи первого слова в прописях. Если дети уже усвоили «лёгкий» путь списывания-«срисовывания», объяснить необходимость «трудного» пути будет очень сложно, хотя и возможно (формирование мотивации в этом случае можно начинать с анализа большого количества допускаемых при списывании ошибок и поиске путей их предупреждения).
Памятка 1 Правила списывания
На первоначальном этапе обучения используется только полный алгоритм списывания, который осваивается под непосредственным руководством учителя. Действия выполняются пошагово — одна операция за другой. На первых уроках такая работа потребует большего времени, чем обычное «срисовывание», но полученный результат убедит вас в правильности выбранного пути. Освоенный способ списывания слова переносится на списывание предложения. Если предложение длинное и ребёнок не может запомнить его целиком, оно разбивается на части. Каждая часть отрабатывается отдельно по памятке.
Обязательные условия:
Во II классе, не раньше второй четверти, вводится сокращённый алгоритм списывания (памятка 2).
Памятка 2
Правила списывания (сокращенный алгоритм списывания)
Контрольное списывание служит способом проверки сформированности умения списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме. Реализуя на практике принцип естественности процесса контроля, текст контрольного списывания следует напечатать на отдельных листах (по количеству учащихся в классе) шрифтом, который по высоте букв соответствует шрифту прописей, и раздать каждому ученику. Это обеспечит естественные для учащихся условия выполнения задания, так как основным видом списывания в период обучения грамоте являлось списывание с прописей, а не с классной доски.
Методика проведения контрольного списывания
2.2. ДИКТАНТ — вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов — научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов — проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.
Количество и объём контрольных диктантов для каждого класса определены Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь. Контрольные диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, там же выполняется работа над ошибками. Для написания контрольного диктанта отводится отдельный урок. Обучающие диктанты обычно занимают часть урока, их проведение регламентируется учителем, пишутся в рабочих тетрадях.
Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребёнок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В его сознании уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.
Классификация обучающих диктантов:
1) по объёму диктуемых единиц:
2) по соотношению диктуемого и записываемого материала:
3) по особенностям самоконтроля. который осуществляет пишущий:
4) по степени самостоятельности пишущего:
• репродуктивные;
•творческие;
5) по источнику восприятия:
Обязательная последовательност
Для записи отдельных букв вводится игра «Звук —буква».
Условия игры: учитель произносит звук (не алфавитное название буквы!), учащиеся должны обозначить звук буквой. Так как для записи берутся отдельные буквы, а не слоги, мягкие согласные звуки для игры не используются'.
Методика проведения:
4. Вводится приём проговаривания. Учитель демонстрирует, как
во время письма нужно себе диктовать:
[а-а-а], [о-о-о], [м-м], [ш-ш], [б], [к] и т.д.
Информация о работе Современный урок русского языка в начальной школе