Создание предметно-развивающей среды в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния учебно–опытного участка на совместную деятельность педагога и воспитанников.
Объект исследования: среда экологического образования учащихся 4-х классов.
Предмет исследования: предметная экологоразвивающая среда.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Предметная среда и ее влияние на человека

1.1. Психолого-педагогическая оценка развивающего воздействия предметной среды на человека
5
1.2. Учебно-опытный участок, его значение, оснащение и озеленение
10
Выводы
18
Глава II. Экологический подход в оснащении учебно-опытного участка

2.1. Совместная деятельность педагога и детей в экологоразвивающей среде
19
2.2. Формирование у детей отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде
23
Выводы
28
Заключение
29
Литература

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.docx

— 62.04 Кб (Скачать файл)

Исходным звеном воспитания осознанно-правильного отношения детей к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста, развития, жизнь в сообществах.

Каким же образом метод совместной деятельности по созданию условий для растений и животных, которую осуществляют учитель и дети способствует формированию положительного отношения к природе?

Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от учителя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. В эти пояснения вкладывает конкретные, небольшого объема программные знания, многократно повторяя их в сходных ситуациях.

Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому педагог на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово дополняют друг друга – это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец взаимодействия человека с природой на конкретном примере. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях. Трудовые действия взрослого и детей восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент [17, 64].

Влияние на становление правильного отношения детей к природе оказывает интонация. Мягкая, ласковая, сочувствующая интонация выражает отношение самого учителя и служит для детей примером проявления чувств и заботы о питомцах.

Таким образом, положительное отношение детей к природе должно являться стержнем формируемой у них культуры взаимодействия с природой, являться важным направлением экологического образования, отражающим результат всей эколого-педагогической работы с детьми, ее конечным продуктом и показателем.

 

Выводы

Тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными. Метод совместной деятельности по созданию условий для живых существ в экологоразвивающей среде наполняется конкретными и адекватными педагогической ситуации приемами. Эти приемы в совокупности формируют у детей определенный круг представлений о природе и отношение к ней. Прочность сложившихся знаний и отношения зависит от объема педагогического воздействия, а именно того, сколько раз в течение учебного года каждый ребенок вместе с педагогом трудился и реально заботился о природных объектах. Только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в экологическом образовании.

Таким образом, положительное отношение детей к природе должно являться стержнем формируемой у них культуры взаимодействия с природой, являться важным направлением экологического образования, отражающим результат всей эколого-педагогической работы с детьми, ее конечным продуктом и показателем.

 

 

 

 

 

 

 

                                         

Заключение

Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к заключению о том, что важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты оказывают или могут оказывать развивающее воздействие на ребенка. Предметная среда, воздействующая на чувства, эмоции, психику ребенка участвует тем самым в формировании его личности. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние связаны с созданием благоприятной обстановки, развивающей среды.

Создание учебно-опытных участков помогает эффективной реализации задач по всестороннему развитию личности школьника. Учебно-опытный участок способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые получают дети на участке, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширить и углубить знания, полученные на уроках. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебно-опытном участке обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. На участке постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувств и действий. А такой сплав – важнейшее условие воспитания убеждённой личности. Работа на участке помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дети постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе и своей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие детей в улучшении общего состояния природы на территории образовательного учреждения.

Создание учебно-опытного участка помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на участке, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации образовательного процесса на учебно-опытном участке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. - СПб, 2011 – 108 с.
  2. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. - М.: 2009. – 35 с.
  3. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию// Взаимодействие общества и природы. - М., 2012. – 54 с.
  4. Глазачев С.Н. Экологическая культура. - М., 2009. – 93 с.
  5. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: Опыт России и Югославии / под ред. В.И Данилова-Данильяна, Д.Ж. Марковича. - М., 2013. -18 с.
  6. Грецова В.Г. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней. – М., 2009 – 87 с.
  7. Дежникова Н.С. Учитель как человек экологический // Педагогика. - 2009. - № 5.-9-11с.
  8. Дрейер O.K., Лосев В.А. Экология и устойчивое развитие. - М., 2011. – 72 с.
  9. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» // Экос Информ. -2010. -№1.-16-32с.
  10. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / под ред. В.И. Загвязинского. - Тюмень, 2013. – 88 с.
  11. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда. - М., 2009. – 62 с.
  12. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев И.Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования / под ред. Г.А. Анпилова. - Новосибирск, 2012. – 49 с.
  13. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 2013. - № 2.-21-24с.
  14. Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование / под ред. В.И. Данилова-Данильяна, С.Н. Глазачева, Р.Лоба. - М., 2010. – 89 с.
  15. Маркова Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности школьников. – СПб., 2013. – 63 с.
  16. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. - М.,
  17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2013. – 66 с.
  18. Новоселова С.А. Развивающая и предметная среда. – М., 2010. -37 с.
  19. Охрана окружающей среды: Проблемы просвещения /под ред. Т.Г. Черемухиной, С.К. Розова, А.Г. Воронова. - М., 2009. – 66 с.
  20. Пантелеев Г.Н. Эстетика школьного учреждения.- М., 2010. – 59 с.
  21. Прокофьева О.О. Формирование экологической направленности студентов в процессе подготовки специалистов дошкольных учреждений. - Минск, 2013. – 62 с.
  22. Сафронов И.П. Формирование экологической культуры учителя. - М., 2011. – 87 с.
  23. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. - М., 2012. -207 с.
  24. Сыч В.Д. Воспитание эстетического отношения к природе. – М., 2010 – 53 с.
  25. Табукашвили Т.Г. Педагогические условия развития экологической культуры у студентов детей отделения в системе среднего специального педагогического образования. - М., 2009. – 59 с.

 

 

 

 


Информация о работе Создание предметно-развивающей среды в начальных классах