Специальная подготовка старших дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможность интереса к школе у дошкольников.

Цель работы – рассмотреть специальную подготовку старших дошкольников к школе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать аспекты специальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о специальной подготовке старших дошкольников к школе.
3.Рассмотреть сущность и специфику специальной подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
4.Систематизировать и обобщить знания, существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Характеристика процесса подготовки детей к школе 5
1.1. Сущность процесса подготовки детей к школе 5
1.2. Роль воспитателя в процессе подготовки детей к школе 13
Глава 2. Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе 19
2.1. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников, как основной фактор в процессе подготовки к школе 19
2.2. Применение ведущей деятельности дошкольника в процессе специальной подготовки к школе 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая по дошкольной педагогике.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Одна из важнейших  фаз чувствительности каждого ребенка  это фаза «усовершенствование чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения можно сделать вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым.

В деятельности воспитателя, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью.

Глава 2. Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе

2.1. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников, как основной фактор в процессе подготовки к школе

Среди проблем, которые связаны со специальной подготовкой детей к школе, не последнее место занимает проблема отношений воспитателя и старших дошкольников.

В первую очередь, воспитатель в своей работе учитывает индивидуальные особенности психики каждого из детей. К примеру, медлительный ребёнок, не сразу включающийся в игру или занятия. Воспитатель избирает для них следующую тактику поведения:

  • он чаще даёт поручения, которые требуют проявление активности, которые включают детей в коллективный труд;
  • общается в максимальной степени жизнерадостно.7

Таким образом, деятельность воспитателя - это двусторонний процесс, диалог, который ведётся между воспитателем и старшим дошкольником. Цель специальной подготовки к школе - объединение общих усилий, вызывая у старших дошкольников желание учиться, добиваясь новых успехов.

Личностный подход воспитателя к старшему дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств, осуществляется в процессе специальной подготовки к школе, и методика её в разнообразных видах работы имеет достаточно много общего. Однако, определяется своеобразная специфика путей в индивидуальном подходе к старшим дошкольникам в игре, труде, быту, учебной деятельности. К примеру, на занятиях по конструированию старшие дошкольники, благодаря воспитателю, начинают осознавать, что для того чтобы игрушка была аккуратной, красивой, нужно очень точно складывать бумагу, ровно смазывая сгибы клеем.    Другими словами, воспитатель находит достаточно убедительные доводы, которые побуждают старших дошкольников к активной деятельности, напряжению мыслей, преодолению трудностей8.

Плохо, когда воспитатель проводит занятия по специальной подготовке к школе без эмоций, по одной и той же отработанной схеме. Активность старших дошкольников носит репродуктивный и воспроизводящий характер. Воспитатель показывает, объясняет — старший дошкольник повторяет. В результате подобного подхода активность и познавательные интересы ребёнка постепенно снижаются. После занятий старшие дошкольники не пытаются использовать полученные знания и способности в практической деятельности.

Развитие активности мышления старших дошкольников на занятиях по специальной подготовке к школе может быть достигнута посредством отбора воспитателем методов и приемов, соответствующего содержания, форм при организации его учебной деятельности. Задачей воспитателя является выработка у старших дошкольников интереса к занятию, создание у них чувства умственного напряжения, увлеченности. Воспитатель направляет усилия старших дошкольников на осознанное освоение умений, знаний, навыков. Это необходимо в связи с тем, что интерес ребёнка к занятию связан с тем, понимает ли старший дошкольник, зачем именно ему нужны определённые знания и видит ли он возможности для их применения.9

2.2. Применение ведущей деятельности дошкольника в процессе специальной подготовки к школе

Специальная подготовка старшего дошкольника к школе – это воспитание у него осознанного  положительного отношения к общественной и учебной деятельности, внушение понятия важности и необходимости обучения в школе. В задачи воспитателя входят следующие  действия, он должен:

  • вызвать у ребёнка желание стать школьником;
  • возбудить у него симпатию к ученикам;
  • вызвать стремление быть похожим на них;
  • вызвать уважение к профессии и личности учителя;
  • внушить понимание общественно полезной значимости труда учителя;
  • развить потребность в книге и стремление научиться читать.10

Успешность специальной подготовки старших дошкольников к школе во многом определяется тем, насколько воспитатель учитывает своеобразие работы детей и, в особенности, как именно педагог применяет для этой цели игру. Повышенный уровень внимания к учёбе в процессе специальной подготовки к школе в старшей группе детского сада не редко ведёт к тому, что значение сюжетно-ролевой и творческой игры принижается, причём не заслуженно. А ведь именно она таит в себе не малые воспитательные возможности именно в деле специальной подготовки детей к школе.

В игре и через игру  идёт постепенная подготовка сознания старших дошкольников к будущим изменениям в условиях их жизни, в отношениях со взрослыми и со сверстниками, идёт формирование  качеств личности, которые необходимы будущему первокласснику. В игре происходит формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, организованность, развитие творческих способностей, способностей работать коллективно. Все эти качества необходимы будущему школьнику.

Приемы и методы, которые применяются воспитателем в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе, дополняют друг друга. Разнообразные занятия  воспитатель сочетает с игрой и трудом. Знания, которые получены детьми в процессе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок, воспитатель пополняет и уточняет, рассказами, чтением произведений художественной литературы, перепиской с детьми различных детских садов.11

При помощи игры воспитатель выявляет отношение старших дошкольников к изображаемому действию, содействуя, в то же время, развитию и закреплению данного отношения. Детям очень нравится вновь и вновь переживать радость, восхищение, удивление, восторг, испытанные ими при знакомстве с объектом, явлением, событием. Именно этим объясняется устойчивый интерес старших дошкольников к играм. В игре они практически реализуют то, что им хотелось бы увидеть в первом классе.

Воспитанная воспитателем в процессе специальной подготовки к школе бережное отношение и любовь к книге сохраняется у ребят и в школе. Тот, кто в дошкольном учреждении под руководством воспитателя с интересом занимается с учебником, в школе в процессе внеклассного чтения предлагают различные формы работы с книгой, выступая организаторами различных викторин по произведениям своих любимых писателей или оформляя выставки этих книг.

Потребность старших дошкольников в книге, их способность и желание находить в ней ответы на различные возникающие вопросы, а также бережное отношение к книге с первых дней обучения – всё это заслуга воспитателя. В школе, все эти качества, помогают преподавателю заинтересовать старших дошкольников чтением, вызвая стремление скорее научиться читать, поддерживая и развивая у них интерес к получению новых знаний12.

Заключение

Подготовка к школе  — длительный процесс, включающий в  себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного  обучения в школе. Готовность к школе  — это результат подготовки к  обучению, общая и специальная готовность к нему.

Под общей готовностью  понимается физическое развитие ребенка, наличие у него определенных нравственно-волевых  качеств, социальная и специальная  подготовка. Специальная готовность — это сформированность умений и навыков, облегчающих постижение учебных предметов. Психологическая — готовность всех психических процессов к новым условиям функционирования. Социальная — готовность к взаимодействию и взаимоотношениям с другими детьми и со взрослыми в новой ситуации. Нравственно-волевая — готовность к новому образу жизни, к обучению.

Рассматриваемые понятия  тесно взаимосвязаны, особенно психологическая, социальная и нравственно-волевая  готовность. Начинать подготовку к  школе следует с младшей группы детского сада или с трех лет, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, но будет учиться в школе. Все виды готовности необходимы ребенку даже в условиях обучения вне школы, дома.

Нельзя ограничиваться лишь специальной подготовкой и  готовностью ребенка к обучению, поскольку при переходе в школу меняется образ его жизни, его социальная позиция, которая требует умения самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и выполнять правила поведения и взаимоотношений. Недооценка общей подготовки к школе приводит к формализации процесса учения, снижает внимание к решению главной задачи — формированию разносторонней личности.

Список использованной литературы

  1. Белый, Е. И. Энциклопедия для родителей первоклассников / Е.И.Белый, К.И.Белая // - М.: 2000 г.
  2. Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. — М.:  1985 г.
  3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.:   1993 г.
  4. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. - М.: 2005 г.
  5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.:  1990 г.
  6. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: 1988 г.
  7. Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г.
  8. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное воспитание.- М.: 1993 г.
  9. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.:   1988 г.
  10. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: 1988 г.
  11. Косинова Е. П. Гимнастика для развития речи. - М.: 2003 г.
  12. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: 1987 г.
  13. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.:   1985 г.
  14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы.- СПб.: 2005 г.
  15. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их  оздоровление в условиях детского сада, школы (Методическое пособие) / Под ред. Г. Н. Сердюковской. - М.: 1995 г.
  16. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [текст] / Готовность детей к школе – проблема возрастной и педагогической психологии. // Н.Ф.Талызина – М.: 2001 г.
  17. Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: ИНФРА 2005 г.
  18. Шмаков С. А. Игра и дети. – М.:ИНФРА 2006 г.
  19. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: ИНФРА 2007 г.
  20. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: ИНФРА 2008 г.

 

 

1 Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: 1988 г.

2 Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г.

3 Козлова С. А., Артамонова О. В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное воспитание.- М.: 1993 г.

4 Козлова С. А. "Я - Человек": Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г.

5 Нищева Н. В. Система коррекционной работы.- СПб.: 2005 г.

6 Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [текст] / Готовность детей к школе – проблема возрастной и педагогической психологии. // Н.Ф.Талызина – М.: 2001 г.

7 Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: 1988 г.

8 Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. — М.:  1985 г.

9 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.:   1993 г.

10 Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: ИНФРА  2005 г.

11 Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: ИНФРА 2008 г.

12 Шмаков С. А. Игра и дети. – М.:ИНФРА 2006 г.




Информация о работе Специальная подготовка старших дошкольников к школе