Специфические особенности авторитета педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.
И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность авторитета педагога……………………………………5
1.1. Авторитет. Классификация уровней педагогического авторитета……….5
1.2. Структура педагогического авторитета…………………………………….6
2. Специфические особенности авторитета педагога………………………..10
2.1. Понятие об истинном и ложном авторитете педагога…………………..10
2.2. Педагогические условия формирования истинного авторитета
педагога…………………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Специфические особенности авторитета педагога.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

Тема: Специфические особенности авторитета педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие и сущность авторитета педагога……………………………………5

1.1. Авторитет. Классификация  уровней педагогического авторитета……….5

1.2. Структура педагогического  авторитета…………………………………….6

2. Специфические особенности  авторитета педагога………………………..10

2.1. Понятие об истинном и ложном авторитете педагога…………………..10

2.2. Педагогические условия формирования истинного авторитета

педагога…………………………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся  авторитетной, приписывается  компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

Проблема исследования  заключается в попытке рассмотрения условий, формирования истинного авторитета педагога.

Объект  исследования - авторитета педагога.

Предмет исследования - особенности  авторитета педагога.

Цель исследования изучить и проанализировать специфические особенности авторитета педагога.

Задачи исследования.

1. определить понятие и сущность авторитета педагога;

2. рассмотреть классификацию уровней педагогического авторитета;

3. описать структуру педагогического авторитета;

4. изучить специфические особенности  авторитета педагога;

5 .охарактеризовать понятие об истинном и ложном авторитете педагога;

6. рассмотреть педагогические условия формирования истинного авторитета педагога.

Теоретико-методологическая база исследования. Проблемой авторитета учителя – воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю.,  Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др.

Ученые  Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета. 

Андриади И.П.,  Кондратьев М.Ю.,  Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.

О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А.  ., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С., Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).

Этапы исследования теоретический анализ.

Методы исследования - анализ современной литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность  авторитета педагога

1.1. Авторитет. Классификация  уровней педагогического авторитета

 

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь  просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности [7, с. 32].

По мнению ряда авторов, уровни авторитета бывают разными, но для обозначения высшего уровня используются такие определения, как действительный авторитет, подлинный авторитет, высокий авторитет, истинный авторитет.

Классификация уровней педагогического авторитета. По уровневой классификации, в основу которой положены особенности деятельности педагога, цели и задачи, решаемые им, выделяют следующие уровни авторитета:

-позиционный, обозначающий  формальный уровень; его основу составляют те властные полномочия, которыми наделен педагог согласно своим функциональным обязанностям;

-функциональный,   представляющий   неформальный   уровень. Он определяется мерой профессионализма со стороны педагога;

-личностный — это тоже неформальный уровень авторитета. К выше обозначенным характеристикам добавляются еще и личностные качества педагога. В педагогических исследованиях выделяется феномен действительного авторитета и ложного авторитета, или псевдоавторитета, который основывается на насилии, в каком бы виде это ни проявлялось. Есть много видов ложного авторитета (А. С. Макаренко).

Авторитет подавления. Авторитет расстояния. Авторитет чванства. Авторитет педантизма. Авторитет резонерства.  Авторитет доброты. Авторитет дружбы. Авторитет подкупа.

Стадии становления авторитета. Выделяют следующие основные стадии становления авторитета педагога (М. Ю. Кондратьев).

1. Педагог — источник  информации.     

2.Педагог — референтное  лицо.     

3.Педагог — авторитетное  лицо.

 

1.2. Структура педагогического  авторитета

 

Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам  каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступки также является профессиональном – психологическим качеством хорошего учителя.

Учитель - мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих учеников – знаниями психолога.

В воспитании у учителей культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованно и целенаправленно [1, с. 25].

Знания в области указанных наук помогут учителю правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

В творческой педагогической деятельности не бывает двух совершенно одинаковых случаев, требующих одних и тех же мер педагогического воздействия. Одна и  та же мера по отношению к одному учащемуся даёт положительный эффект, по отношению к другому – отрицательный, а по отношению к третьему не даёт ни какого эффекта. Лучшие учителя знают индивидуальные особенности каждого ученика, понимают психологию ребёнка, находят путь к сердцу своих воспитанников и в этом видит радость творческого педагогического труда.

Профессионально – психологические качества у учителя воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.

Педагогическая профессия требует от учителя постоянного совершенствования своих знаний, практических  умений и навыков. Всесторонность  интересов и знаний учителя является необходимым условием его успешной школьной и общественной работы. Плохо, если знания и общее развития учителя не выходят за рамки узкой предметной специальности. А еще хуже, если его знания укладываются в объём учебника. Такой учитель не пользуется авторитетом среди учащихся и сам не получает нравственного удовлетворения от своего труда.

При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии [8, с. 42].

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям.

Педагогический такт – это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём. В одинаковой степени это относится к учебной и воспитательной работе. На уроке педагогический такт в основном является следствием глубокого знания учителем своего предмета и владения методикой, знаниями возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В воспитательной же работе педагогический такт – результат знания основ педагогики, общей и детской психологии. Это умение учителя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние ученика, его побуждения, интересы и найти наиболее действенную меру воспитания.

Педагогический такт – это мера педагогической целесообразности и полезности поступков учителя, его слов, средств и вообще обращения с учащимися. Все то, что выходит за пределы педагогической целесообразности, что в действиях и поступках учителя противоречит воспитательным задачам, является нарушением педагогического такта. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы с учетом конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Учитель, не проявляющий во взаимоотношениях с учащимися педагогического такта, не может пользоваться авторитетом. Учительница М.П. одной из школ г.Смоленска хорошо знает своё дело, имеет большой опыт преподавания в школе, принимает участие в общественной работе, любит свое дело, но не отличается наблюдательностью и знанием детской психологии. В своём четвёртом классе она называет всех учеников по фамилии, а одну девочку по имени. Дети, конечно, на это обратили внимание и дома обижались на свою учительницу. Они чутко реагируют на всякие, казалось бы “мелочи” и это влияет на их отношение к учителю. Требовательность, чуткость, справедливость и честность учителя в отношении к учащимся в том – то и состоят, что он одинаково ко всем и  своей  наблюдательностью и “педагогическим чутьём” улавливает всякие изменения в поведении класса, проявляет педагогический такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества учителя [2, с. 31].

Признаком педагогического такта учителя являются педагогически оправданная творческая изобретательность, педагогическая находчивость, инициативность учителя, позволяющие в процессе работы с детьми творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы. Быстрое принятие решения и его исполнения являются необходимым признаком педагогического такта только в том случае, когда оно вызывается необходимостью, конкретными условиями. Предположим, ученик на уроке нарушил правила поведения. Чтобы навести порядок в классе, нужно сразу избрать соответствующую меру педагогического воздействия. На помощь учителю в таких случаях приходит  его педагогический такт, педагогическая находчивость.

Педагогический такт является необходимым условием завоевания учителем авторитета среди учащихся – этой основой воспитательного воздействия. Авторитетные учителя, как правило, обладают педагогическим тактом (чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы, инициативно, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение, во взаимоотношениях с учащимися не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения, в совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания, имеют высокий нравственный облик).

Авторитет  учителя-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками.

Итак, совершенно очевидно, что авторитет педагога в глазах учащихся тесно связан с личностными и профессиональными качествами педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста.

Перечисленные компоненты – обязательные составные части авторитета педагога. Но для того чтобы в сумме оказался желаемый результат, не достаточно просто механического их сложения. Для этого они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя. Каждый педагог должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих учеников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета. 

Информация о работе Специфические особенности авторитета педагога