Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:51, реферат
Начало XXI в. ознаменовано пристальным вниманием общественности к детской литературе и детскому чтению, выражающемся в издании художественных произведений не только теми издательствами, которые всегда выпускали литературу для детей, но и теми, кто издавал литературу для взрослых (серия для детей «Сказки НЛО»).
Не утихают споры о роли детской литературы в жизни детей, о том, какая ее функция — воспитательная, развлекательная или художественная — должна быть ведущей.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт иностранных языков
Кафедра сопоставительного языкознания и английской филологии
Реферат на тему:
«СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Выполнил студент
502 группы
Подъячева Ольга
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI в. ознаменовано пристальным вниманием общественности к детской литературе и детскому чтению, выражающемся в издании художественных произведений не только теми издательствами, которые всегда выпускали литературу для детей, но и теми, кто издавал литературу для взрослых (серия для детей «Сказки НЛО»).
Не утихают споры о роли детской литературы в жизни детей, о том, какая ее функция — воспитательная, развлекательная или художественная — должна быть ведущей.
В настоящее время изменился мир детской литературы и круг детского чтения. Уже никто не рассматривает детскую литературу как средство воспитания и материал для идеологизации детства, однако до сих пор существует устойчивое представление взрослых о том, что специалистом в области детского чтения может быть каждый взявший в руки книгу, имеющий благородную цель читать ее детям. Многие теоретические проблемы детской литературы ждут своего рассмотрения, а методика исследует вопросы преподавания литературы, а не становления читателя.
Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует.
Между тем детская литература, история развития которой исчисляется с конца XV в., давно утвердилась в праве быть самоценным видом словесного художественного творчества, играющим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.
Существуют различные представления о понятии «детская литература». Наиболее распространенным является следующее: детская литература — это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. О детской литературе, ее сути и роли в детской жизни неоднократно говорили как писатели, так и читатели. Их эмоциональные определения представляют особую ценность в понимании ее феномена. Среди читателей бытует мнение о том, что детская литература — это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки. Детскую литературу, прошедшую такую проверку временем, называют «классической», «настоящей». Относительно такой литературы вводят понятие «вечная книга».
В научных исследованиях понятия «детская литература» и «детское чтение» разграничены. Детская литература — это своеобразная область общей литературы. Она создается по тем же законам художественного творчества, по каким создается и вся литература, но при этом имеет свои существенные признаки: она осознает детство как самоценный период в жизни человека, исследует психологию детства, отдельного ребенка, особенности личности ребенка. Ф.М.Достоевский отмечал как необходимое в детской литературе наличие «нравственного центра», положительного идеала.
Все эти признаки могут быть и в литературе о детях, предметом изображения которой является ребенок, а читателем — взрослый. Но в детской литературе они выражены ярче, целенаправленно.
Одной из самых нестандартных и интересных точек зрения на детскую литературу является точка зрения критика М. Петровского. Он предлагает рассматривать детскую литературу «не как возрастную рубрику литературы вообще», а как «специфическую социально-культурную рубрику — самую демократическую часть общенациональной литературы». «.Прочитанное в детстве, — считает критик, — превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе, через детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве — общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства — его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры».
Кроме понятия «детская литература» существует понятие детское чтение — это произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении.
Некоторые исследователи детской литературы выделяют понятие детское литературное творчество, т.е. произведения, сочиненные самими детьми.
Детская литература учитывает особенности интеллектуального и эмоционального развития ребенка, объем его знаний и жизненного опыта. Вся литература не может быть одинаково интересна всем. В связи с этим выделяются такие возрастные группы читателей, как дошкольники, которые в свою очередь делятся на детей раннего, среднего и старшего возраста и по отношению к которым правильнее применять понятие «слушатель», так как немногие из них умеют читать сами; младшие школьники (I — III кл.); школьники среднего возраста (IV—VIII кл.); читатели старшего школьного возраста (IX—XI кл.). Каждая из возрастных групп имеет свой интерес к определенным темам, определенным жанрам, определенному способу чтения: ребенку читают, он читает сам вслух, затем читает «про себя».
Язык детской литературы должен быть не просто ярким, понятным ребенку. Он выражает его мироощущение, его собственный детский взгляд на мир. Писатель должен уловить особенности языка той возрастной группы, о которой или для которой пишет.
К сегодняшнему дню определился целый ряд свойственных детской литературе особенностей, таких, как единство литературных и педагогических принципов. Детский писатель невольно выступает посредником между читателем и обществом, читателем и тем нравственным временем, в которое он живет. «Нужно объяснить ребятам, как сделан винт или как устроен танк. Но этого мало. Писатель должен объяснить ребятам слова: "честь", "смелость", "правда". Пожалуй, тут и заключена главная трудность, стоящая перед детским писателем: о вещах отвлеченных, "недетских" рассказать конкретно, "по-детски"» (А.Гайдар).
Достаточно часто детский текст имеет игровой характер. Писатель, как ребенок, играет «словами, мыслями, звуками», порою заботится о «внешнем» виде своих произведений. История литературы свидетельствует: «писать детством», т. е. сказать так, как сказал бы ребенок, угадать течение его мысли, выразить его представление о мире, авторы пробовали давно, но в XX в., особенно во второй половине, эксперимент, нонсенс, парадокс, игра словом стали ведущей стилевой тенденцией.
Исследователи заметили, что в книгах для маленьких детей существуют свои художественные средства изображения действительности, которые не используются или мало используются не только в литературе для взрослых, но даже в литературе для старших детей. Среди исконных «детских» приемов следует назвать анимизм и антропоморфизм, особенно широко применяемые в природоведческой литературе, алогизм действительного. Авторы, пишущие для детей, не только широко используют детскую речь как художественный прием, но и выстраивают сюжет или обращаются к жанру, сообразуясь с особенностями детского мышления и детского языка. Авторы совместно с маленьким читателем наблюдают за происходящим, ведут рассказ от лица героя, ведь для ребенка так важно быть участником событий. Они умеют приблизить мир к ребенку, найти способ просто и ясно говорить о сложном.
Текст детской книги для детей непредставим без иллюстраций. «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные. У детей слово подчиняется рисунку, играет второстепенную роль».
Детская литература отличается особым типом героя, будь то герой сказочный или реалистический. Ему свойственно только то, что свойственно читателю. Существует несколько разновидностей этого образа. Они встречаются часто и являются психологически оправданными: эти герои доступны восприятию маленького слушателя, близки ему по духу, выражают его потребности и возможности.
Первый тип — герой маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но «удалой», сильный, спешащий на помощь.
Льюис С. Хроники Нарнии.
Второй тип — это герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете, сострадании.
Толкиен Р.Р. Хоббит, или туда и обратно.
В литературе для детей эти типы являются героями-заместителями. На их место всегда может стать маленький читатель, что, собственно, и бывает благодаря детскому воображению. Это герои, оказывающие психотерапевтическое воздействие на самого читателя, помогающие ему утвердиться в своих действиях, совершить нравственный выбор, отвергнуть страх, превозмочь боль, терпеливо ждать помощи, вместе с героем искать выход из создавшегося положения.
Третий тип — герой или персонаж, не существующий в реальной действительности, не имеющий в ней аналогов. Баум, Фрэнк. Волшебник страны Оз; Майн Рид. Всадник без головы.
Такой тип героя весьма распространен в литературе для школьников. Он способствует развитию детского воображения, творческого начала в ребенке. Его нужно представить, «оживить», объяснить его появление, мотивировать поступки. Весь этот процесс чрезвычайно увлекателен.
Еще один тип — это герой-почемучка. Он отличается жаждой познания, задает множество неожиданных вопросов, спешит удовлетворить свой интерес, любознательность, как Тарзан.
В детской литературе необычен не только герой, но и его создатель. Детский писатель — это особый человеческий тип. Его феномен практически не изучен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие исследователи определяют детскую литературу как комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития.
Выделяют детское чтение как произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении.
Детская литература имеет ряд особенностей. Язык детской литературы
выражает мироощущение читателя, его собственный детский взгляд на мир. Детский писатель невольно выступает посредником между читателем и обществом, читателем и тем нравственным временем, в которое он живет.
Часто детский текст имеет игровой характер. Детская литература отличается особым типом героя. Все герои доступны восприятию маленького слушателя, близки ему по духу, выражают его потребности и возможности.
Герою свойственно только то, что свойственно читателю. Другой тип героев,
помогающих ребенку утвердиться в своих действиях, совершить нравственный выбор, вместе с героем искать выход из создавшегося положения. Вымышленные, фантастические персонажи способствуют развитию детского воображения, творческого начала в ребенке.
Детский писатель — это не только талантливый художник слова, это педагог, психолог, социолог, тонко разбирающийся в проблемах детства. Он должен обладать удивительным чувством времени, детских потребностей, детской души. Он должен много знать, чтобы быть интересным детям. Он должен быть чуточку чудаком: милая чудаковатость всегда приветствуется детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арзамасцева, И. Детская литература // И. Арзамасцева, С. Николаева — М., 2000. – 197 с.
2. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М. – 2007. – 306 с.
3. Мотяшов, И. Избранное. — М., 1988.
4. Петровский, М. «На канавке воду пил.» // Детская литература. — 1990. — № 5. — С. 36 — 38.
5. Покровская А.К. Основные течения в современной детской литературе. — М., 1927. — 234 с.
9
Информация о работе Специфические особенности литературы для детей