Специфические особенности литературы для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:51, реферат

Описание работы

Начало XXI в. ознаменовано пристальным вниманием обще­ственности к детской литературе и детскому чтению, выражаю­щемся в издании художественных произведений не только теми издательствами, которые всегда выпускали литературу для детей, но и теми, кто издавал литературу для взрослых (серия для детей «Сказки НЛО»).
Не утихают споры о роли детской литературы в жизни детей, о том, какая ее функция — воспитательная, развлекательная или художественная — должна быть ведущей.

Файлы: 1 файл

Подъячева О 502.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт иностранных языков

Кафедра сопоставительного языкознания и английской филологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

502 группы

Подъячева Ольга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Начало XXI в. ознаменовано пристальным вниманием обще­ственности к детской литературе и детскому чтению, выражаю­щемся в издании художественных произведений не только теми издательствами, которые всегда выпускали литературу для детей, но и теми, кто издавал литературу для взрослых (серия для детей «Сказки НЛО»).

Не утихают споры о роли детской литературы в жизни детей, о том, какая ее функция — воспитательная, развлекательная или художественная — должна быть ведущей.

В настоящее время изменился мир детской литературы и круг детского чтения. Уже никто не рассматривает детскую литературу как средство воспитания и материал для идеологизации детства, однако до сих пор существует устойчивое представление взрослых о том, что специалистом в области детского чтения может быть каждый взявший в руки книгу, имеющий благородную цель чи­тать ее детям. Многие теоретические проблемы детской литерату­ры ждут своего рассмотрения, а методика исследует вопросы пре­подавания литературы, а не становления читателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрослый человек воспринимает детскую литературу по-раз­ному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература су­ществует.

Между тем детская литература, история развития которой ис­числяется с конца XV в., давно утвердилась в праве быть само­ценным видом словесного художественного творчества, играю­щим приоритетную роль в развитии и воспитании ребенка.

Существуют различные представления о понятии «детская ли­тература». Наиболее распространенным является следующее: дет­ская литература — это комплекс произведений, созданных специаль­но для детей с учетом психофизиологических особенностей их разви­тия. О детской литературе, ее сути и роли в детской жизни не­однократно говорили как писатели, так и читатели. Их эмоцио­нальные определения представляют особую ценность в понима­нии ее феномена. Среди читателей бытует мнение о том, что дет­ская литература — это те произведения, которые человек в своей жизни читает трижды: будучи ребенком, став родителем и затем приобретя статус бабушки или дедушки. Детскую литературу, про­шедшую такую проверку временем, называют «классической», «настоящей». Относительно такой литературы вводят понятие «веч­ная книга».

В научных исследованиях понятия «детская литература» и «дет­ское чтение» разграничены. Детская литература — это своеобраз­ная область общей литературы. Она создается по тем же законам художественного творчества, по каким создается и вся литерату­ра, но при этом имеет свои существенные признаки: она осознает детство как самоценный период в жизни человека, исследует пси­хологию детства, отдельного ребенка, особенности личности ре­бенка. Ф.М.Достоевский отмечал как необходимое в детской ли­тературе наличие «нравственного центра», положительного идеа­ла.

Все эти признаки могут быть и в литературе о детях, предме­том изображения которой является ребенок, а читателем — взрос­лый. Но в детской литературе они выраже­ны ярче, целенаправленно.

Одной из самых нестандартных и интересных точек зрения на детскую литературу является точка зрения критика М. Петровско­го. Он предлагает рассматривать детскую литературу «не как воз­растную рубрику литературы вообще», а как «специфическую со­циально-культурную рубрику — самую демократическую часть общенациональной литературы». «.Прочитанное в детстве, — счи­тает критик, — превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе, через детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве — общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства — его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатично­го, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг ос­новоположения национальной культуры».

Кроме понятия «детская литература» существует понятие дет­ское чтение — это произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении.

Некоторые исследователи детской литературы выделяют поня­тие детское литературное творчество, т.е. произведения, сочиненные самими детьми.

Детская литература учитывает особенности интеллектуального и эмоционального развития ребенка, объем его знаний и жизнен­ного опыта. Вся литература не может быть одинаково интересна всем. В связи с этим выделяются такие возрастные группы читате­лей, как дошкольники, которые в свою очередь делятся на детей раннего, среднего и старшего возраста и по отношению к кото­рым правильнее применять понятие «слушатель», так как немно­гие из них умеют читать сами; младшие школьники (I — III кл.); школьники среднего возраста (IV—VIII кл.); читатели старшего школьного возраста (IX—XI кл.). Каждая из возрастных групп имеет свой интерес к определенным темам, определенным жанрам, оп­ределенному способу чтения: ребенку читают, он читает сам вслух, затем читает «про себя».

Язык детской литера­туры должен быть не просто ярким, понятным ребенку. Он выражает его мироощущение, его собственный детский взгляд на мир. Писатель должен уловить особенности языка той возраст­ной группы, о которой или для которой пишет.

К сегодняшнему дню определился целый ряд свой­ственных детской литературе особенностей, таких, как единство литературных и педагогических принципов. Детский писатель невольно выступает посредником между читателем и обществом, читателем и тем нрав­ственным временем, в которое он живет. «Нужно объяснить ребя­там, как сделан винт или как устроен танк. Но этого мало. Писа­тель должен объяснить ребятам слова: "честь", "сме­лость", "правда". Пожалуй, тут и заключена главная трудность, стоящая перед детским писателем: о вещах отвлеченных, "недет­ских" рассказать конкретно, "по-детски"» (А.Гайдар).

Достаточно часто детский текст имеет игровой характер. Писа­тель, как ребенок, играет «словами, мыслями, звуками», порою заботится о «внешнем» виде своих произведений. История литературы свидетельствует: «писать детством», т. е. сказать так, как сказал бы ребенок, угадать течение его мысли, выразить его представление о мире, авторы пробовали давно, но в XX в., особен­но во второй половине, эксперимент, нонсенс, парадокс, игра сло­вом стали ведущей стилевой тенденцией.

Исследователи заметили, что в кни­гах для маленьких детей существуют свои художественные сред­ства изображения действительности, которые не используются или мало используются не только в литературе для взрослых, но даже в литературе для старших детей. Среди исконных «детских» при­емов следует назвать анимизм и антропоморфизм, особенно ши­роко применяемые в природоведческой литературе, алогизм дей­ствительного. Авторы, пишущие для детей, не только широко используют детскую речь как художественный прием, но и выстраива­ют сюжет или обращаются к жанру, сообразуясь с особенностя­ми детского мышления и детского языка. Авторы совместно с маленьким читателем наблю­дают за происходящим, ведут рассказ от лица героя, ведь для ребенка так важно быть участником событий. Они умеют приблизить мир к ребенку, найти способ просто и ясно говорить о сложном.

Текст детской книги для детей непредставим без ил­люстраций. «Словесные впечатления более чужды детям, чем зри­тельные. У детей слово подчиняется рисунку, играет второсте­пенную роль».

Детская литература отличается особым типом ге­роя, будь то герой сказочный или реалистический. Ему свойствен­но только то, что свойственно читателю. Существует несколько разновидностей этого образа. Они встречаются часто и являются пси­хологически оправданными: эти герои доступны восприятию ма­ленького слушателя, близки ему по духу, выражают его потреб­ности и возможности.

Первый тип — герой маленький, равный по возрасту и по ро­сту читателю, но «удалой», сильный, спешащий на помощь.

Льюис С. Хроники Нарнии.

Второй тип — это герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете, сострадании.

Толкиен Р.Р. Хоббит, или туда и обратно.

В литературе для детей эти типы являются героями-замес­тителями. На их место всегда может стать маленький читатель, что, собственно, и бывает благодаря детскому воображению. Это герои, оказывающие психотерапевтическое воздействие на само­го читателя, помогающие ему утвердиться в своих действиях, со­вершить нравственный выбор, отвергнуть страх, превозмочь боль, терпеливо ждать помощи, вместе с героем искать выход из соз­давшегося положения.

Третий тип — герой или персонаж, не существующий в реаль­ной действительности, не имеющий в ней аналогов. Баум, Фрэнк. Волшебник страны Оз;  Майн Рид. Всадник без головы.

Такой тип героя весьма распространен в литературе для школьников. Он способствует развитию детско­го воображения, творческого начала в ребенке. Его нужно пред­ставить, «оживить», объяснить его появление, мотивировать по­ступки. Весь этот процесс чрезвычайно увлекателен.

Еще один тип — это герой-почемучка. Он отличается жаждой познания, задает множество неожиданных вопросов, спешит удов­летворить свой интерес, любознательность, как Тарзан.

В детской литературе необычен не только герой, но и его соз­датель. Детский писатель — это особый человеческий тип. Его фе­номен практически не изучен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие исследователи определяют дет­скую литературу как комплекс произведений, созданных специаль­но для детей с учетом психофизиологических особенностей их разви­тия.

Выделяют дет­ское чтение как произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении.

Детская литература имеет ряд особенностей. Язык детской литера­туры

выражает мироощущение читателя, его собственный детский взгляд на мир. Детский писатель невольно выступает посредником между читателем и обществом, читателем и тем нрав­ственным временем, в которое он живет.

Часто детский текст имеет игровой характер. Детская литература отличается особым типом ге­роя. Все герои доступны восприятию ма­ленького слушателя, близки ему по духу, выражают его потреб­ности и возможности.

Герою свойствен­но только то, что свойственно читателю.  Другой тип героев,

помогающих ребенку утвердиться в своих действиях, со­вершить нравственный выбор, вместе с героем искать выход из соз­давшегося положения. Вымышленные, фантастические персонажи способствуют развитию детско­го воображения, творческого начала в ребенке.

Детский писатель — это не только талантливый художник сло­ва, это педагог, психолог, социолог, тонко разбирающийся в проблемах детства. Он должен обладать удивительным чувством времени, детских потребностей, детской души. Он должен много знать, чтобы быть интересным детям. Он должен быть чуточку чудаком: милая чудаковатость всегда приветствуется детьми.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Арзамасцева, И. Детская литература // И. Арзамасцева, С. Николаева — М., 2000. – 197 с.

2.      Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М. – 2007. – 306 с.

3.      Мотяшов, И. Избранное. — М., 1988.

4.      Петровский, М. «На канавке воду пил.» // Детская литература. — 1990. — № 5. — С. 36 — 38.

5.      Покровская А.К. Основные течения в современной детской лите­ратуре. — М., 1927. — 234 с.

9

 



Информация о работе Специфические особенности литературы для детей