Специфика нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:59, реферат

Описание работы

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием — общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника. Моральные нормы касаются всех сторон общественной И личной жизни людей. С их помощью оценивается и регулируется любая человеческая деятельность. Труд существует не просто как физическое усилие, но как общественно значимая деятельность, оцениваемая общественным мнением с позиций отношения к ней человека, ее количества и качества.

Файлы: 1 файл

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.docx

— 13.78 Кб (Скачать файл)

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

 

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они  определяются господствующими общественными  отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания — формирование нравственно  устойчивой, цельной личности. Это  определяет направление и организацию  всего процесса нравственного воспитания.

 

Специфика процесса нравственного  воспитания обусловлена также и  его содержанием — общественной моралью, необходимостью внедрения  норм общественного нравственного  сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника. Моральные нормы касаются всех сторон общественной И личной жизни людей. С их помощью оценивается и  регулируется любая человеческая деятельность. Труд существует не просто как физическое усилие, но как общественно значимая деятельность, оцениваемая общественным мнением с позиций отношения  к ней человека, ее количества и  качества. Учебная деятельность ребенка  не просто интеллектуальное усилие, направленное на освоение знаний, умений и навыков, но деятельность, нравственно оцениваемая  с точки зрения прилежания, ответственности, целеустремленности. Отношение детей  к жизни не только основа их общественного  взаимодействия и общения, но и проявление личностных качеств, отвечающих или  не отвечающих нормам и требованиям  общественной морали.

 

Нравственная воспитанность  или невоспитанность человека в  зависимости от социальных условий  может проявляться в различных - качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными  общественными отношениями. Противоречие между .индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых  формах безнравственности и невоспитанности. Оно возникает, когда под влиянием эгоизма, потребительской психологии, стремления к наживе, молодой человек, маскируя свое подлинное лицо, действует  в обход правовых и моральных  норм. Орудием разрешения этого противоречия являются демократизация и гласность, способствующие разоблачению двуличия, двурушничества и лицемерия.

 

Низкая нравственная воспитанность  проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали.

 Такое положение возникает  при отсутствии внимания к  нравственному просвещению, к  четкой организации нравственной  жизни. Стихийное формирование  нравственного сознания школьника  чревато отклонениями в поведении  от требований общественной морали.

 

Высокая нравственная воспитанность  учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии  целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осознания ее нравственного значения. Организуя процесс нравственного воспитания, педагог стремится наряду с нравственным просвещением вскрывать и вычленять нравственные аспекты любой детской деятельности, привлекать школьников к нравственному осмыслению всех жизненных отношений. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется в учебной, общественно-гражданственной, творческой, трудовой деятельности школьников. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственно осознанного осуществления.

 

Специфика и особенности  процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости  постоянной диагностики моральной  воспитанности ребенка. Процесс  нравственного воспитания только тогда  эффективен, когда педагог имеет  обратную информацию о действенности  воспитательных влияний и учитывает  эту информацию на каждом новом этапе  своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспиту-емых.

 Важно не столько  то, что школьник говорит о  себе, о своих намерениях и  поступках, сколько то, как он  поступает в каждом конкретном  случае. Как он относится к  другим людям, к общественной  и личной собственности, к труду,  к общественной деятельности, к  общим и личным интересам, к  требованиям общественной дисциплины  — эти отношения рисуют нравственный  портрет личности. В целях более  детального изучения всех отношений  воспитанников педагог с вниманием  подходит к оценкам, которые  дает своим членам коллектив,  к высказываниям учителей, родителей,  общественников, близко знающих  ребенка. Огромное значение имеет  специальное психологическое изучение  поведения и деятельности детей.  Вся эта информация является  основой для ориентирования в  педагогическом процессе. Она обеспечивает  возможность принятия обоснованных, как стратегических, определяющих  направление жизни детского коллектива  решений, так и тактических,  мер в отношении поведения  группы, отдельного ребенка. 

 

Таким образом, специфика  процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его  целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его  включенности в процессе умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Научно обоснованное отношение к  процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность  эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

 

 


Информация о работе Специфика нравственного воспитания