Специфика социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Модель педагогического обеспечения социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома построена с учётом структурно-содержательной характеристики и специфики социализации-индивидуализации данной категории детей, где на диагностическом этапе соотносятся конечные результаты и цель педагогической деятельности, на содержательном - определяется объём осваиваемого ребёнком содержания, на технологическом - описывается механизм образования связей между социализацией и индивидуализацией, задаются ориентиры для определения стратегии и тактики деятельности педагога детского дома.

Файлы: 1 файл

Специфика социализации.docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

 

 Специфика социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома характеризуется:

  • несоответствием уровней социализации и индивидуализации;
  • наличием отдельных неустойчивых связей между компонентами и уровнями социализации и индивидуализации, особенности которых зависят от предшествующего социального опыта ребёнка;
  • нарушениями в компонентах социализации и индивидуализации, которые искажают развитие ребёнка;
  • дисбалансом различных социальных переживаний и переживаний самости ребёнка, влияющих на эмоциональную окрашенность социализации-индивидуализации.

 Модель педагогического обеспечения социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома построена с учётом структурно-содержательной характеристики и специфики социализации-индивидуализации данной категории детей, где на диагностическом этапе соотносятся конечные результаты и цель педагогической деятельности, на содержательном - определяется объём осваиваемого ребёнком содержания, на технологическом - описывается механизм образования связей между социализацией и индивидуализацией, задаются ориентиры для определения стратегии и тактики деятельности педагога детского дома.  

 Программа социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома включает в себя:

  • структурированное содержание (дифференцированный, дополнительно-дифференцированный и обобщённый разделы), которое соответствует логике реализации поэтапного процесса обогащения и конкретизации → коррекции → сближения → сцепления содержания социализации и индивидуализации;
  • методический «шлейф», состоящий из описания различных форм непосредственной образовательной деятельности, диагностического материала,текстов художественных произведений, коррекционных мероприятий, методов и приёмов педагогической деятельности (упражнений, игр, чтения художественной литературы, бесед, образцов поведения, ситуативных задач, диалогов и др.).      

Педагогическая технология социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома вариативна. Возможны следующие стратегии и тактики деятельности педагога:

  • стратегии, учитывающие способы образования взаимосвязей: аналитико-синтетическая (способствует освоению ребёнком целостной объединяющей основы между представлениями, отношениями, поведением социальной и индивидуальной направленности), многокомпонентная (направлена на освоение ребёнком взаимосвязей между компонентами социализации и индивидуализации с помощью различных видов связей), опосредованная (обеспечивает освоение ребёнком взаимосвязей между компонентами социализации и компонентами индивидуализации с помощью включения промежуточного звена  в виде фразы, понятия, переживания и др.);
  • стратегии, учитывающие направленность образования взаимосвязей: социально-индивидуализирующая (обеспечивает освоение ребёнком взаимосвязей в направлении от социальных функций к своей индивидуальной значимости); индивидуально-социализирующая (предполагает освоение и понимание ребёнком взаимосвязей в направлении от индивидуальных особенностей, возможностей к их социальному предназначению). Применение данных стратегий учитывает специфику и уровень развития каждого ребёнка и делает результат педагогической деятельности достижимым;
  • вариативная тактика педагогической деятельности определяется сочетанием групповых, подгрупповых, индивидуальных форм непосредственной образовательной деятельности; разнообразием видов детской деятельности (игровой, продуктивной, речевой) социализирующей, индивидуализирующей и рефлектирующей направленности; различными формами и ситуациями общения  и взаимодействия ребёнка со взрослым, сверстником, ребёнком старшего, младшего возраста, сочетанием совместной деятельности взрослого с ребёнком и самостоятельной деятельности детей; сочетанием методов социализации, методов индивидуализации, методов социализации-индивидуализации, методов стимулирования взаимоотношений и поведения детей.

 Одним из  основных условий обеспечения целостности социализации-индивидуализации выступает организация педагогического пространства в детском доме, структура которого представлена социальным, предметным,  организационно-технологическим компонентами. Пространство социализации-индивидуализации в условиях детского дома выстраивается на принципах: расширения и обогащения социального и предметного компонентов (расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми, предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов деятельности); увеличения в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка (личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка); гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка (сочетание разных позиций педагога («контролёра» и «наблюдателя», «информатора» и «советчика»), коллективной и индивидуальной деятельности, творческих и стандартных заданий и т.д.).


Информация о работе Специфика социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского дома