Специфика социализации-индивидуализации
детей старшего дошкольного возраста
в образовательном процессе детского
дома характеризуется:
- несоответствием
уровней социализации и индивидуализации;
- наличием отдельных
неустойчивых связей между компонентами
и уровнями социализации и индивидуализации,
особенности которых зависят от предшествующего
социального опыта ребёнка;
- нарушениями в компонентах
социализации и индивидуализации, которые
искажают развитие ребёнка;
- дисбалансом различных
социальных переживаний и переживаний
самости ребёнка, влияющих на эмоциональную
окрашенность социализации-индивидуализации.
Модель педагогического обеспечения
социализации-индивидуализации детей
старшего дошкольного возраста в образовательном
процессе детского дома построена с учётом
структурно-содержательной характеристики
и специфики социализации-индивидуализации
данной категории детей, где на диагностическом
этапе соотносятся конечные результаты
и цель педагогической деятельности, на
содержательном - определяется объём осваиваемого
ребёнком содержания, на технологическом
- описывается механизм образования связей
между социализацией и индивидуализацией,
задаются ориентиры для определения стратегии
и тактики деятельности педагога детского
дома.
Программа социализации-индивидуализации
детей дошкольного возраста в образовательном
процессе детского дома включает в себя:
- структурированное
содержание (дифференцированный, дополнительно-дифференцированный
и обобщённый разделы), которое соответствует
логике реализации поэтапного процесса
обогащения и конкретизации → коррекции
→ сближения → сцепления содержания социализации
и индивидуализации;
- методический «шлейф»,
состоящий из описания различных форм
непосредственной образовательной деятельности,
диагностического материала,текстов художественных
произведений, коррекционных мероприятий,
методов и приёмов педагогической деятельности
(упражнений, игр, чтения художественной
литературы, бесед, образцов поведения,
ситуативных задач, диалогов и др.).
Педагогическая технология социализации-индивидуализации
детей старшего дошкольного возраста
в образовательном процессе детского
дома вариативна. Возможны следующие стратегии
и тактики деятельности педагога:
- стратегии, учитывающие
способы образования взаимосвязей: аналитико-синтетическая (способствует
освоению ребёнком целостной объединяющей
основы между представлениями, отношениями,
поведением социальной и индивидуальной
направленности), многокомпонентная (направлена
на освоение ребёнком взаимосвязей между
компонентами социализации и индивидуализации
с помощью различных видов связей), опосредованная
(обеспечивает освоение ребёнком взаимосвязей
между компонентами социализации и компонентами
индивидуализации с помощью включения
промежуточного звена в виде фразы, понятия,
переживания и др.);
- стратегии, учитывающие
направленность образования взаимосвязей:
социально-индивидуализирующая (обеспечивает
освоение ребёнком взаимосвязей в направлении
от социальных функций к своей индивидуальной
значимости); индивидуально-социализирующая
(предполагает освоение и понимание ребёнком
взаимосвязей в направлении от индивидуальных
особенностей, возможностей к их социальному
предназначению). Применение данных стратегий
учитывает специфику и уровень развития
каждого ребёнка и делает результат педагогической
деятельности достижимым;
- вариативная тактика
педагогической деятельности определяется
сочетанием групповых, подгрупповых, индивидуальных
форм непосредственной образовательной
деятельности; разнообразием видов детской
деятельности (игровой, продуктивной,
речевой) социализирующей, индивидуализирующей
и рефлектирующей направленности; различными
формами и ситуациями общения и взаимодействия
ребёнка со взрослым, сверстником, ребёнком
старшего, младшего возраста, сочетанием
совместной деятельности взрослого с
ребёнком и самостоятельной деятельности
детей; сочетанием методов социализации,
методов индивидуализации, методов социализации-индивидуализации,
методов стимулирования взаимоотношений
и поведения детей.
Одним из основных условий обеспечения
целостности социализации-индивидуализации
выступает организация педагогического
пространства в детском доме, структура
которого представлена социальным, предметным,
организационно-технологическим компонентами.
Пространство социализации-индивидуализации
в условиях детского дома выстраивается
на принципах: расширения и обогащения
социального и предметного компонентов
(расширение сферы общения и взаимодействия
ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими
взрослыми, предоставление детям разнообразных
атрибутов, материалов для различных видов
деятельности); увеличения в социальной
и предметной составляющей пространства
элементов, способствующих индивидуализации
ребёнка (личных вещей (одежды, фотографий,
подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий
уединения, доступных для ребёнка); гибкого сочетания
индивидуализирующих и социализирующих
аспектов в организационно-технологическом
компоненте с учётом задач и хода развития
индивидуальности каждого ребёнка (сочетание
разных позиций педагога («контролёра»
и «наблюдателя», «информатора» и «советчика»),
коллективной и индивидуальной деятельности,
творческих и стандартных заданий и т.д.).