Способности и прилежание- звенья одной цепи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:37, доклад

Описание работы

В последнее время мы можем очень явно замечать, что родители увлекаются развитием именно интеллектуальной составляющей. В итоге не редкость хилые ученики, пустующие залы в театрах, на выставках и снижение нравственного уровня в целом. Еще Теодор Рузвельт говорил о том, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества». И как часто мы видим, что юное дарование не в состоянии самостоятельно справиться с завязыванием шнурков. На это есть золотые слова Аристотеля «В деле воспитания развитие прилежания должно предшествовать развитию ума». Или же идти параллельно .

Файлы: 1 файл

способности и прилежание- звенья одной цепи.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Воспитание вообще не легкий и очень ответственный  процесс. А воспитание  личности является идеалом и главной его  целью. Вот если бы найти рецепт и  четко знать, что же нужно сделать, чтобы Ваш ребенок  правильно развивался! Но мы никогда не найдем готового шаблона, который подойдет всем. Ведь каждый ребенок – индивидуальность.

В последнее время мы можем очень  явно замечать, что родители увлекаются развитием именно интеллектуальной составляющей. В итоге не редкость хилые ученики, пустующие залы в  театрах, на выставках и снижение нравственного уровня в целом. Еще Теодор Рузвельт говорил о том, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества». И как часто мы видим, что  юное дарование не в состоянии самостоятельно справиться с завязыванием шнурков. На это есть золотые слова Аристотеля «В деле воспитания развитие прилежания должно предшествовать развитию ума». Или же идти параллельно  .

Связать, объединить развитие способностей и прилежания – одна из задач именно родителей. Ребенок в юном возрасте следует за нами, и хотя у мудрых родителей получается прислушиваться к предпочтениям своего ребенка, в основном мы, мамы и папы, делаем первый выбор для своего чада. Это мы решаем отдать его в ту или иную секцию, купить определенную книгу, выбираем для просмотра фильм или включаем музыку, проводим то или иное развивающее занятие. Задавая различные направления, охватывая, например, и эстетическое развитие и техническое обучение, что особенно актуально в наш высокотехнологичный век,  мы расширяем возможности нашего ребенка, формируем свободу выбора. Наступит момент, когда ребенок сможет определиться, что его больше привлекает в жизни, и выберет свой путь и, возможно, углубиться в какую-то тему.Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а также особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей, т. е. воспитанию усидчивости, прилежания.

Успех в учении зависит  и от прилежания,  и от имеющихся  у каждого ученика способностей к интеллектуальной деятельности и общего уровня развития. Ребенок может обладать такими способностями, тогда ему будет легко даваться учение и работать он может без особого старания и прилежания. Другой ребенок при наличии средних способностей может проявлять прилежание, обладать хорошей усидчивостью и работоспособностью. Даже при наличии совершенно одинаковых показателей в учении нельзя одинаково оценить их учебные успехи. Поэтому в воспитании нужно обращать внимание на умение всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний учителя на уроке, иметь опрятные тетради, выполнять школьный и домашний режим дня, не опаздывать на уроки, читать дополнительную литературу по предметам, иметь высшую оценку по дисциплине. Эти показатели характеризуют отношение ученика к учению.

Не секрет, что не все дети одинаково хорошо успевают в учении: сказывается различная степень способностей, прилежания, приобретенных навыков, условий, домашнего воспитания и т. д. Включение в любую деятельность есть основной путь развития способностей .Отсюда ясно, какое огромное значение для развития способностей имеет прилежание, организующее деятельность детей, их жизненную практику. Правда, некоторые дети очень рано, задолго до систематического обучения обращают на себя внимание своими способностями к каким то видам деятельности. Однако даже самые музыкальные, математически, художественно одарённые дети должны научиться правильно петь и узнавать мелодии; даже самые способные к рисованию дети должны научиться рисовать, научиться справляться с предложенными математическими заданиями. Особенность способных детей заключается не в том, что они достигли высоких результатов якобы без предварительного обучения, а в том, что начальный этап формирования способностей проходит у них столь рано и так быстро и легко (в большинстве случаев в процессе игры), что ускользает от внимания родителей и педагогов. Способности вырабатываются и развиваются в той деятельности, в которой дети находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут развиваться способности.

Прилежание же мотивирует человека быть ответственным в деле, которым он занят. Это усердие, которое, как правило, не пропадает даром и приносит в итоге полезные плоды в виде новых знаний, умений и навыков, в какой бы то ни было деятельности. Поэтому быть прилежным очень выгодно. К тому же прилежание это умение себя контролировать, не тратить время впустую, оно приводит внимание человека к должному равновесию, делает его собранным.

Воспитание – это не «искоренение» недостатков, а развитие способностей. Прилежание у детей, как и другие хорошие качества, можно воспитать. Кто, как не мы с вами, поможет ребёнку преодолеть психологические трудности и сделать жизнь интересной!

 

Прилежание, усидчивость – от слова «сидеть». Способность долго сидеть на одном месте и сосредоточенно заниматься делом. Прилежание у детей – качество не врождённое, оно приобретается благодаря воспитанию. Без него школьнику будет трудно справляться с учёбой, а взрослый человек не обретёт таких хороших качеств, как упорство, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. Вроде есть у ребёнка способности, а нужных результатов в жизни не достигает.  Как же воспитать прилежание?

Воспитание, как известно, начинается с самого раннего возраста. Родителям придётся приложить старание, чтобы воспитать у ребёнка усидчивость, потому что естественная потребность детей – движение. Большинство детей – непоседы. Подвижный ребёнок – это нормально и хорошо, так и должно быть. Но нет должного прилежания в делах, учёбе. Почему?

Прилежание у детей зависит  от темперамента. Из четырёх типов  темперамента – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – самые большие  проблемы с прилежанием бывают у  холериков и меланхоликов.

У ребёнка-холерика нервная система «устроена» так, что возбуждение преобладает над торможением. Отсюда и неусидчивость, невнимательность, излишняя подвижность. Холерики не любят однообразия. Такого ребёнка надо мягко, но настойчиво приучать к сдержанности, аккуратности. Поиграл – убери за собой игрушки. Уроку доделывай до конца, не оставляй ничего на завтра. В общении с холериком главное – спокойствие и настойчивость. Если взрослый нервничает, повышает голос, у ребёнка возбуждение только нарастает.

Дети с меланхолическим темпераментом – обидчивые, ранимые, застенчивые, неуверенные в себе. Если у такого школьника однажды что-то не получилось, да ещё его за это отругали или высмеяли, страх неудачи остаётся надолго. Именно от страха ребёнок-меланхолик ни на чём не может сосредоточиться. Его неусидчивость – это бегство от возможных неудач. С такими детьми нужно обращаться мягко и тактично, больше их хвалить, подбадривать. Не бойтесь перехвалить: ребёнок-меланхолик и так слишком самокритичен, зазнайство ему не грозит.

Прилежность у детей-сангвиников тоже часто бывает недостаточно развита, но уже по другой причине: этим детям интересно сразу всё, поэтому они склонны хвататься за много занятий одновременно. Помогите ребёнку из множества дел выбрать самое интересное, которым он всерьёз увлечётся.

Кто самый усидчивый, так это флегматик. Этому спокойному ребёнку неплохо бы стать более активным. Главное, чтобы сохранялся интерес к игре или работе, иначе спокойствие ребёнка-флегматика может перейти в вялость и безразличие.

Работая с детьми учителя  стараются придерживаться этих правил. Мы различаем типы темперамента и стараемся направлять деятельность школьников в нужное русло, чтобы все их дела – и учебные, и внеклассные – приносили им пользу.

Однако как ни велика роль школы,  воспитание прилежания прежде всего начинается в семье  путем привития элементарных навыков самообслуживания, закрепления за подростком постоянных обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Как часто слепая материнская любовь, опасение, чтобы единственное дитя не перетрудилось, становятся причиной воспитания подростка-неумехи, белоручки с брезгливым барским отношением к  труду!

Первопричину этих отклонений в развитии личности подростка необходимо искать в семье. Такое положение  может возникнуть у подростков как  в семьях, где вообще не интересуются духовной жизнью ребенка и родительский долг сводят лишь к тому, чтобы накормить и обуть его, так и в семьях, где уделяют большое внимание ребенку, но делают это неумело, не считаясь с природой подростка, его склонностями, желаниями. И тогда можно встретить не по возрасту серьезного, с бледным личиком, пресыщенного и скучающего 13—14-летнего «старичка», либо озорковатого подростка, научившегося ловчить в жизни, которому в школе уже ничто не интересно. И когда встаёт вопрос о выборе сначала экзамена, потом жизненного пути, дети теряются, не знают, чему посвятитьжизнь. 

Общие принципы воспитания прилежания (для любого темперамента)

      Принцип привлекательности будущего дела.

       Увлечение  детей конечным результатом выполняемого  дела.

      Принцип деятельности.

       Активное участие детей во всех семейных и школьных делах. Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.

      Принцип свободы участия.

       Предоставление  детям  возможности выбора  задания с учётом своих   интересов, личных качеств, воспитание ответственности за выполнение порученного дела.

      Принцип обратной связи.

       Каждое  дело обсуждайте с ребёнком: что  получилось, что нет, причины этого

      Принцип сотворчества.

       В  этом принципе соединяются два  слова: сотрудничество и творчество. Предоставление детям права выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность.

      Принцип успешности.

Родитель должен видеть участие своего  ребёнка в выполнении порученного дела и по достоинству всё оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово,  жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.  

 

Родителям, несмотря на работу  воспитателей и учителей, необходимо самостоятельно уделять ребенку внимание, проводить с ним небольшие, но значимые для него и развития его прилежания упражнения. Для этого можно использовать специальные развивающие игры на внимательность. Таким образом, ребенок будет тренировать своё прилежание, свою память, свою внимательность, будет концентрироваться на интересной игре и тем самым формировать свою усидчивость., внимание.

                Фраза «будь внимателен!» известна  всем нам. Как устрашающе она  звучит для детей из уст  взрослых. С одной стороны – это правильно, старшие (взрослые) пытаются своими нравоучениями указать ребенку на его рассеянность, на его неусидчивость. Но с другой стороны, ребенок прилежен, внимателен, только не с точки зрения родителей, а с точки зрения значимости для него самого. Делая уроки и глядя на экран монитора, ребёнок конечно же не проронит и слова из присланного ему сообщения. А уроки сделает плохо. Поэтому должен присутствовать один вид деятельности, прослеживаемый родителями, контролируемый. Пусть и не всегда проверяемый.

Изучая отношение подростков к учебе, мы приходим к выводу, что  на отношение к учебе решающее влияние оказывает и эмоциональный фактор. Все характеристики отношения к учебе — успеваемость, прилежание, увлеченность— резко и последовательно снижаются при переходе от любимых к нелюбимым предметам. Самая высокая успеваемость и прилежание у ребят по любимым предметам, к которым они относятся с интересом и увлечением.   

 

Способности и прилежание мотивируют человека быть ответственным в деле, которым он занят. Это усердие, которое, как правило, не пропадает даром и приносит в итоге полезные плоды в виде новых знаний, умений и навыков, в какой бы то ни было деятельности. Поэтому быть прилежным очень выгодно. К тому же прилежание это умение себя контролировать, не тратить время впустую, оно приводит внимание человека к должному равновесию, делает его собранным, успешным в жизни. Такого ребёнка хотелось бы воспитать каждому родителю. Такими хотели бы видеть и мы своих выпускников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              МБОУ «Шингаринская средняя общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

СПОСОБНОСТИ И ПРИЛЕЖАНИЕ – ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

 

 

 

                                Доклад Шиндяковой Т. А.

                                                       на общешкольном родительском собрании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2013 г.


Информация о работе Способности и прилежание- звенья одной цепи