Сравнение афинской и спартанской систем воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:14, лекция

Описание работы

Воспитание детей в спарте было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства
Поэтому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах.
Цель воспитания личности в Афинах заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

Файлы: 1 файл

спарта.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

спарта

1 Спарта, или Лакедемон, занимала южную часть Пелопонесского полуострова, являющегося южной оконечностью Балканского полуострова. 

3 Политический строй государства Спарта

Царская власть

В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в “музее исторических окаменелостей” , по выражению К.М. Колобовой. 
 
Государственными институтами Спарты являлись: 

  1.  
    апелла - собрание граждан полиса.
  2.  
    герусия - совет старейшин.
  3.  
    эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц. 
  4.  
    два архагета - царя.

4 Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства 
 
По этому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. 

2 Спарта по уровню экономического развития была одним из наиболее отсталых государств Древней Греции. Главными отраслями хозяйства были примитивное земледелие и скотоводство. Рабочей силой были рабы, возделывавшие виноград, маслины, ячмень, пшеницу и другие культуры. Ремесло и торговля находились в зародышевом состоянии. Для Спарты характерна совершенная неразвитость обмена и денежного обращения: у спартиатов вместо денег обращались железные пластинки, которые не принимались в соседних областях.

6 Сущность образования для спартиатов определялась необходимостью подготовки членов военной общины со всеми вытекающими отсюда особенностями. Именно в Спарте считали, что в деле формирования человеческой личности огромную роль играет целенаправленное воспитание и обучение. При этом интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина, так как Спарта была полисом со строгими государственными традициями. Поэтому и вся система обучения истинных спартиатов носила «традиционный» характер и подчинялась строгому контролю со стороны старейшин — эфоров. Кроме этого, следует особо отметить, что система спартанского образования носила строго сословный (кастовый) характер и была связана со сложившимся четким разделением населения полиса на три социальные группы: 
• истинные спартиаты — господствующая группа полиса, выполнявшая управленческие и военные функции; 
• периэки (дословно — «живущие рядом») — смешанное население, которое сохраняло личную свободу, владело собственностью, обязано было нести воинскую повинность, но не имело политических прав; 
• илоты — основная масса порабощенного населения, подчиненная не отдельной личности, а государству («общественное рабство») и одновременно сохранявшая определенную хозяйственную самостоятельность.

Афины

1 Город расположен на центральной равнине Аттики, омывается заливом Сароникс. Он уже занимает территорию всей равнины, поэтому скоро городу будет некуда расти из-за естественных границ в виде гор и воды. Но пока пригороды на окраинах расширяются. Через Афины текут реки Кифисос, Эридан и Пикродафни.

2в экономике Афинского государства большое значение имели ремесло и торговля, чему способствовало развитие мореплавания. Что касается земледелия и скотоводства, то они, безусловно, имели место, но ведущей роли не играли и рабский труд в них использовался в значительно меньшей степени.

Экономика афинского общества развивалась за счет не только внутренних, но и внешних ресурсов, к которым следует отнести захватнические войны и бесконтрольное распоряжение общей казной Делосского морского союза греческих государств, образовавшегося в 478 г. до н.э., в котором в силу своего военного превосходства Афины играли ведущую роль.

Стабильность экономики поддерживалась и слаженной работой хорошо организованной финансовой системы страны, куда стекались все денежные потоки от взимания прямых и косвенных налогов (таможенные сборы, сборы с продаж и др.); налогов с имущества стоимостью выше 1 тыс. драхм; различного рода сборов с граждан (на театральный хор, обучение юношества, постройку кораблей, пополнение арсенала страны и др.); от эксплуатации государственных рудников, чеканки монет, продажи государственных рабов. Сюда входила также военная добыча.

3 К середине V в. до н.э., когда демократия в Афинах достигла своего высшего развития, деление народа на разряды утратило свое первоначальное значение, т. к. каждый афинянин независимо от материального положения и прежней принадлежности к солоновскому разряду наделялся одинаковыми правами и имел статус гражданина страны. С принятием в 451 г. до н.э. закона Перикла афинским гражданином считался только гражданами Афин. Число афинских граждан достигало 40-50 тыс.

4 цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

5 Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием.

С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг, содержание обучения в котором преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнение афинской и спартанской систем воспитания