Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:14, лекция
Воспитание детей в спарте было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства
Поэтому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах.
Цель воспитания личности в Афинах заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.
спарта
1 Спарта, или Лакедемон, занимала южную часть Пелопонесского полуострова, являющегося южной оконечностью Балканского полуострова.
3 Политический строй государства Спарта
Царская власть
В период завоевания дорийцы
представляли собой военно-племенные объединения, возглавляемые
патриархальной знатью и находившиеся
еще в условиях родоплеменного строя.
Институты власти, сложившиеся при военной
демократии и не соответствующие нуждам
оформлявшегося рабовладельческого полиса,
приспособились к новым требованиям и
сохранились в Спарте как в “музее исторических
окаменелостей” , по выражению К.М. Колобовой.
Государственными институтами
Спарты являлись:
4 Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.
Воспитание спартанских
девушек мало чем отличалось от воспитания
спартанских юношей и проходило в постоянных
гимнастических упражнениях. Физическое
здоровье спартанок должно было обеспечить
воспроизводство здорового потомства
По этому воспитание и обучение
являлось одной из главных государственных
забот и осуществлялось на общественных
началах.
2 Спарта по уровню экономического развития была одним из наиболее отсталых государств Древней Греции. Главными отраслями хозяйства были примитивное земледелие и скотоводство. Рабочей силой были рабы, возделывавшие виноград, маслины, ячмень, пшеницу и другие культуры. Ремесло и торговля находились в зародышевом состоянии. Для Спарты характерна совершенная неразвитость обмена и денежного обращения: у спартиатов вместо денег обращались железные пластинки, которые не принимались в соседних областях.
6 Сущность образования
для спартиатов определялась необходимостью
подготовки членов военной общины со всеми
вытекающими отсюда особенностями. Именно
в Спарте считали, что в деле формирования
человеческой личности огромную роль
играет целенаправленное воспитание и
обучение. При этом интересы государства
ставились выше интересов личности и индивидуальной
свободы гражданина, так как Спарта была
полисом со строгими государственными
традициями. Поэтому и вся система обучения
истинных спартиатов носила «традиционный»
характер и подчинялась строгому контролю
со стороны старейшин — эфоров. Кроме
этого, следует особо отметить, что система
спартанского образования носила строго
сословный (кастовый) характер и была связана
со сложившимся четким разделением населения
полиса на три социальные группы:
• истинные спартиаты
— господствующая группа полиса, выполнявшая
управленческие и военные функции;
• периэки (дословно
— «живущие рядом») — смешанное население,
которое сохраняло личную свободу, владело
собственностью, обязано было нести воинскую
повинность, но не имело политических
прав;
• илоты — основная
масса порабощенного населения, подчиненная
не отдельной личности, а государству
(«общественное рабство») и одновременно
сохранявшая определенную хозяйственную
самостоятельность.
Афины
1 Город расположен на центральной равнине Аттики, омывается заливом Сароникс. Он уже занимает территорию всей равнины, поэтому скоро городу будет некуда расти из-за естественных границ в виде гор и воды. Но пока пригороды на окраинах расширяются. Через Афины текут реки Кифисос, Эридан и Пикродафни.
2в экономике Афинского государства большое значение имели ремесло и торговля, чему способствовало развитие мореплавания. Что касается земледелия и скотоводства, то они, безусловно, имели место, но ведущей роли не играли и рабский труд в них использовался в значительно меньшей степени.
Экономика афинского общества развивалась за счет не только внутренних, но и внешних ресурсов, к которым следует отнести захватнические войны и бесконтрольное распоряжение общей казной Делосского морского союза греческих государств, образовавшегося в 478 г. до н.э., в котором в силу своего военного превосходства Афины играли ведущую роль.
Стабильность экономики поддерживалась и слаженной работой хорошо организованной финансовой системы страны, куда стекались все денежные потоки от взимания прямых и косвенных налогов (таможенные сборы, сборы с продаж и др.); налогов с имущества стоимостью выше 1 тыс. драхм; различного рода сборов с граждан (на театральный хор, обучение юношества, постройку кораблей, пополнение арсенала страны и др.); от эксплуатации государственных рудников, чеканки монет, продажи государственных рабов. Сюда входила также военная добыча.
3 К середине V в. до н.э., когда демократия в Афинах достигла своего высшего развития, деление народа на разряды утратило свое первоначальное значение, т. к. каждый афинянин независимо от материального положения и прежней принадлежности к солоновскому разряду наделялся одинаковыми правами и имел статус гражданина страны. С принятием в 451 г. до н.э. закона Перикла афинским гражданином считался только гражданами Афин. Число афинских граждан достигало 40-50 тыс.
4 цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка, отраженных в понятии «калокагахтия» – соединение всех возможных добродетелей внешней и внутренней красоты человека. Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.
5 Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием.
С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.
Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг, содержание обучения в котором преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка.
Информация о работе Сравнение афинской и спартанской систем воспитания