Сравнение образовательных программ ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:45, доклад

Описание работы

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно».

Файлы: 1 файл

сравнение ОП ДОУ.docx

— 30.71 Кб (Скачать файл)

Сравнение образовательных  программ ДОУ

 

Выполнила: студентка 2 курса, ФСПиП гр.ДО-11

                                                    Богданова М. С.

 

Введение

Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». Согласно статье 14 данного Закона «содержание  образования в конкретном образовательном  учреждении определяется образовательной  программой, принимаемой и реализуемой  этим образовательным учреждением  самостоятельно».

Назначение образовательной программы  определяется исходя из того, что это  внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный  муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы  — мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Разработка и реализация образовательной  программы как внутреннего стандарта  дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов  управления образования, родителей (законных представителей), для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического  коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как  процесс создания образовательной  программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный  характер. В то же время образовательная  программа позволяет увидеть  перспективы своего развития, как  личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться  к процедурам лицензирования, государственной  аттестации и аккредитации; более  осознанно и целенаправленно  управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет  показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа  является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная  программа дает возможность принять  участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Представляю вам сравнительный  анализ примерных образовательных  программ в соответствии с ФГТ: «ОТ  рождения до школы », «Детство», «Успех» (см.таблицу)

 

Название примерной образовательной  программы

Цели программы

Структура программы

Приложения к программе

Краткие выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«от рождения до школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Детство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Успех»

В Программе на первый план выдвинута развивающая функция  образования, обеспечивающая становление  личности ребенка и ориентирующая  педагога на его индивидуальные особенности.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Ведущий тип деятельности – игра.

Развитие – важнейший результат  успешности воспитания и образования детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Программа соответствует всем принципам  построения ООП в соответствии с  ФГТ.

Ведущие цели Программы:

- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

 -Формирование основ базовой культуры личности;

-Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

-Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе;

-Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; 

- Возрастная категория: от рождения до 7 лет;

- Среда является важным фактором  воспитания и развития ребенка.  Программа предусматривает выделение  макро- и микросреды и их составляющих;

- Тематический принцип построения  образовательного процесса.

Цель программы: обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают  все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность.

- В Программе впервые практически  реализован подход к организации  целостного развития и воспитания  ребенка дошкольного возраста  как субъекта детской деятельности и поведения.

Задачи Программы:

- укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

- развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

-обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

Программа соответствует всем принципам утвержденным в ФГТ.

 Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Содержание Программы «Детство»  центрировано на ребенке, создания ему  эмоционально-комфортного состояния  и благоприятных условий для  развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:

- Социально-личностное развитие

- Познавательно-речевое развитие

- Единство физического развития и воспитания культуры здоровья

- Художественно-эстетическое развитие.

Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе.

Программа соответствует всем принципам  построения ООП в соответствии с ФГТ.

Принципиальным отличием Программы  от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как  не соответствующей закономерностям  развития ребенка на этапе дошкольного  детства. Формирование предпосылок  учебной деятельности является одним  из главных итоговых результатов освоения Программы.

Адекватными возрасту формами работы с детьми являются: экспериментирование проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

Главный тип деятельности – игра. Это и служит основным критерием  выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными  и универсальными видами детской  деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская  и конструктивная деятельность, труд.

Программа построена на основе примерного календаря праздников, что обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного  образования во всех видах детской  деятельности. Праздники могут быть заменены другими значимыми событиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

2.Организация жизни и воспитания  детей.

3.Содержательная часть по возрастным  группам: возрастные особенности,  организация жизни детей, содержание  психолого-педагогической работы.

4.Итоговые результаты освоения  программы.

5.Система мониторинга достижения  детьми планируемых результатов  освоения Программы.

6.Работа с родителями.

7.Коррекционная работа.

8.Рекомендации по составлению  перечня пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

2.Основная часть:

- Содержание педагогической деятельности

воспитателя по освоению детьми образовательных

областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого  возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных  областей). 

- Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей.

- Методический комплект программы «Детство».

3.Дополнительная часть (региональный  компонент).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

2.Возрастные особенности детей.

3.Организация деятельности взрослых  и детей по реализации и  освоению Программы.

4.Содержание психолого-педагогической  работы по освоению образовательных  областей («Здоровье», «Физическая  культура», «Социализация»,  «Труд», «Безопасность»,  «Чтение художественной  литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»).

5.Планируемые результаты освоения  Программы.

6. Показатели физического развития детей.

7.Примерная циклограмма образовательной  деятельности.

В конце Программы представлен  широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в  ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия. Программа является переработанным в соответствии с ФГТ вариантом  «Программы воспитания и обучения в  детском саду» под редакцией  М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Поэтому все пособия к этой программе могут быть использованы и в работе по Программе « От рождения до школы» с предварительной  обработкой под ФГТ. Наряду с методическими  пособиями Программа обеспечена книгами для занятий родителей  с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиотеку Программы составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. Весь методический комплект приводится в конце основной части  Программы и представляет собой  список методических пособий, рабочих  тетрадей и наглядно-дидактических  пособий, альбомов и игр. В дополнительной части Программы предложены варианты отдельных программ, углубляющих  основное образовательное содержание в соответствии с актуальными  детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами развития дошкольников:

-ребенок знакомится с малой Родиной;

-ребенок познает родную страну  и мир; 

-ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

-ребенок изучает английский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В приложении даны следующие материалы:

Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей;

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей;

Средние возрастно-половые значения показателей развития физических

качеств детей 4—7 лет;

Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду;

Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год;

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов;

Примерная циклограмма образовательной деятельности.

На данный момент библиотека программы  активно наполняется методическими  пособиями, демонстрационным материалом, мониторингом и пр.

Программу «От рождения до школы» можно назвать самой  базовой, фундаментальной программой дошкольного образования.

Программа  нацелена на развитие личности ребенка.

Важнейшим условием реализации программы  является личностно-ориентированное

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной  деятельности детей. Занятия, как форма  обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные  формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко  вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику  ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа «Детство» исключает  из образовательного процесса детей  раннего возраста, т.е. она нацелена на детей 3-7 лет. Основная идея программы – социализация ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей. Вообще, в центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе. Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достаточно новая программа, направленная на детей 3 – 7 лет (исключаются дети раннего возраста). Ее отличительными чертами являются событийный принцип  построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности у детей 3-6 лет. В программе достаточно подробно рассмотрен процесс интеграции между различными образовательными областями.


 


Информация о работе Сравнение образовательных программ ДОУ