Сравнительный анализ Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:27, аттестационная работа

Описание работы

Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в интернете. На специальный сайт поступило около 11 тысяч комментариев. После общественных слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. После чего споры продолжились. В итоге даже на первом и втором слушаниях в Госдуме текст проекта значительно дорабатывался. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений.

Файлы: 1 файл

Chfdybntkmysq fyfkbp.docx

— 16.07 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ

Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»

 и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Работа над документом длилась больше трех лет. За это время  проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в интернете. На специальный  сайт поступило около 11 тысяч комментариев. После общественных слушаний все  поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой  версии. После чего споры продолжились. В итоге даже на первом и втором слушаниях в Госдуме текст проекта значительно дорабатывался. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений. 

Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал  в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров  вуза. И сразу же в работу активно  включился Российский Союз Ректоров, который указал на то, что в тексте недостаточно общих положений и  понятий, зато излишне подробно уточняются многие нормы, которые можно прописать  в других нормативных актах.  По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, вначале проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. "А слишком большое количество декларативных норм может любой закон "провалить" - так комментировал ректор первый вариант.

 

Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования  и отсутствия понятия "академия". В то время многие вузы успели перерегистрировать старые названия "институт" или "университет" и стать "академиями". Как только вариант проекта без "академий" был обнародован, некоторые ректоры  поспешили снова сменить название. В итоге в законе главным стало  общее понятие "образовательная  организация".

А вот сторонникам начального профобразования  доказать, что этот уровень необходим, не удалось. По словам члена комитета по образованию Григория Балыхина, в Думе шли острые дискуссии - быть или нет начальному профобразованию. Оно сейчас включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.          

Во время обсуждения законопроекта  были внесены многие поправки и устранены  неточности. Например, в проекте  появилось понятие "семейное образование". Большой блок поправок был связан с художественным и музыкальным  образованием.

 

В России исторически сложилось  так, что некоторые творческие учебные  заведения, например, балетные, музыкальные  училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В  эти учебные заведения детей  отбирают по особому конкурсу, и  учебные планы предусматривают  не только школьные предметы - русский, математику, историю, биологию, но и  профессиональные дисциплины. Проект закона "Об образовании" не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый  ряд училищ выпадал из законодательного поля.

Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.

 Еще важная деталь: в проект закона "Об образовании"  депутаты внесли поправки о  безопасности школьной среды  и страховании школьников, так  как в последние годы в школах  резко выросло число несчастных  случаев. Директорам в таких  ситуациях до сих приходилось  заполнять документы образца  1990 года с аббревиатурой "СССР".

 

Дошкольное образование  становится самостоятельным уровнем  образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе дошкольное образование  отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора  в сфере этих услуг.

А для детей, с ограниченными  возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они "без дискриминации" могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано  понятие "инклюзивного образования". Это уточнение в законе позволит регионам принимать решения по дополнительному  финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающими  тяжелыми недугами. По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с  особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных  учеников. В Москве, к примеру, такой  норматив уже заложен в бюджете. На одного "особого" ученика школы  с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в год в зависимости  от диагноза. И эти средства позволяют  успешно интегрировать не вполне здоровых детей в социальную среду.

 

В законе прописан высокий  социальный статус учителя и сохранены  льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых было много споров. Кроме  того, всем педагогам даны гарантии, что их зарплата не будет ниже средней  по экономике региона.

В законе есть понятие "конфликт интересов педагога". И разъясняется, что под этим подразумевается -  заинтересованность в получении  материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель  ведет и уроки, и платные занятия  у одних и тех же учеников.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и  электронного обучения, которое может  быть использовано на всех уровнях  образования. Впрочем, исключение сделано  для некоторых программ. Закон  закрепляет высокий статус МГУ и  СПбГУ, которым, как и федеральным  и национально-исследовательским  университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы. Основная льгота у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.

 

 Что принципиально нового появится в российском образовании после принятия закона "Об Образовании":

В школе:

 Преимущественное право  записи в 1-й класс тех, кто  проживает на закрепленной территории;

 Индивидуальный отбор  детей в школы с углубленным  изучением предметов только в  средних и старших классах.

 Отбор детей по конкурсу  в творческие учебные заведения.

 Закрыть сельскую школу  можно будет только с одобрения  сельского схода.

В колледжах, техникумах:

Закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального профобразования.

Право учебных заведений  на инклюзивные и интегрированные  программы и отбор учащихся.

В вузах:

Результаты ЕГЭ будут  действительны 5 лет;

Список льготников при  поступлении сократится;

Устанавливается квота для  поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10 процентов), все другие категории  пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов.

Бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.

Все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в  мониторинге минобрнауки.

Кого возьмут на бесплатные подготовительные отделения вузов :

Дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;

Граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы;

Чернобыльцы;

Дети военнослужащих, сотрудников  органов внутренних дел и других ведомств.


Информация о работе Сравнительный анализ Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»