Средства обучения и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 19:13, доклад

Описание работы

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Средство  обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством обучения понимают: материальный или идеальный  объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс  усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным  характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают  общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы  условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

Обучение становится эффективным  в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.  

Классификация средств:

Исходные положения, которое являются основаниями при классификации  средств обучения были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе  образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на 3 уровнях:

1 уровень – урок. Опираясь на  предложенную тему и объем  материала, педагог сам строит  урок, он пытается наиболее полно  отразить то содержание образования,  которое входит в тему данного  урока. 

2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.

3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов  обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них) 

Идеальные средства обучения

Материальные  средства обучения

1 уровень – на уроке:

Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.

2 уровень – учебный предмет:

Системы условных обозначений различных  дисциплин, учебные компьютерные программы  охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения, методы обучения, система  общешкольных требований.

Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.


 

 

 

Классификация средств обучения не может быть четкой и единой. Особенность  средств обучения состоит в том, что они применяются совокупно, вместе и никогда не взаимоисключают друг друга. Задача учителя – отобрать наиболее эффективные (с его точки зрения) средства обучения для активного учебного процесса.

Для классификации средств обучения могут быть различные основания:

1) свойства средств обучения;

2) субъект деятельности;

3) влияние на качество знаний, на развитие различных способностей;

4) эффективность средств обучения в учебном процессе.

Материальные  и идеальные средства обучения дополняют  друг друга. Эффективность воздействия распределяется так: материальные средства связаны с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий; идеальные средства – с логикой рассуждения, пониманием материала, культурой речи, запоминанием. Между двумя этими типами средств обучения нет четких границ: часто именно их взаимное влияние способствует формированию определенных качеств личности. Первоначально идеальные средства используются для общения. Учитель воздействует на сознание учащихся, добиваясь понимания материала. Затем учащийся использует материализованные средства, которые позже становятся вербализованными. После чего следует самостоятельная познавательная деятельность по решению задач, ответу на вопросы и т. п.

По  субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

Применение тех или иных средств обучения нередко ориентируется на методы, которые используются в обучении. Некоторые средства обучения создаются целенаправленно для определенных методов обучения. В связи с большим количеством новых средств обучения учителю все труднее выбрать наиболее достойные из них. Функция педагога состоит не только в том, чтобы выбрать наиболее подходящие средства обучения (в основном это зависит от уровня развития учеников), но и в том, чтобы дать как можно более подробную оценку тем средствам обучения, которые не применяются в конкретном процессе обучения.

В современной образовательной  системе широко применяются технические  средства обучения. Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним относятся:

1) учебные кинофильмы;                                                                                                 2) диафильмы;                                                                                                                       3) компьютеры;                                                                                                              4) магнитофонные записи;                                                                                              5) грамзаписи;                                                                                                           6) радиопередачи;                                                                                                        7) телепередачи и т. д.                                                                                                                

Технические средства обучения можно разделить на следующие виды                            1) информационные;                                                                                                 2) комбинированные;                                                                                                    3) тренажеры;                                                                                                                            4) средства контроля знаний;                                                                                    5) аудиовизуальные средства.

Функции технических средств обучения:                                                                          1) повышают эффективность и качество обучения;                                                  2) способствуют интенсивности учебного процесса;                                                         3) направляют и организуют восприятие учащихся;                                                      4) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;                                                        5) помогают формированию мировоззрения, убеждений, нравственного облика учащегося;                       6) являются источником, и мерой учебной информации;                                               7) способствуют повышению эмоционального отношения учащихся к их учебной работе;                       8) способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.

Учебные кинофильмы – самое популярное из технических средств обучения. С его помощью можно продемонстрировать опыты с различными веществами, показать действия сложных приборов и машин, насытить урок историческими материалами и хрониками и т. д.

Диафильм представляет собой сочетание слова со статичным изображением. Это определенным образом смонтированная система диакадров, где монтаж обусловлен содержанием материала, учебной целью диафильма и его назначением.

Компьютер – одно из самых современных технических средств обучения. Он позволяет управлять учебной деятельностью учащихся, помогает овладеть новыми знаниями, умениями и навыками.

Магнитофонные записи широко используются во всех школах и представляют собой пособия, применяемые при изучении иностранных языков, музыки, пения, литературы и т. д.

Эффективность использования  технических средств обучения зависит от:             1) длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое-создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения)                                                                                                                2) времени их использования (нужно использовать технические средства в середине или в конце урока, уже после объяснения теоретического материала);                                            3) сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией);                                                             4) применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока, чередуя их с объяснениями учителя.

Использованные  материалы:

http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/19.html

 

http://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl59.shtm

 

http://bookap.info/okolopsy/sharohina_pedagogika_konspekt_lektsiy/gl60.shtm


Информация о работе Средства обучения и их классификация