Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа
Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.
Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.
РЕФЕРАТ………………………………………………………………………...3
1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ……………………………………………………………………………….5
2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"……………………………………………………………..............11
3. Основные положения получения высшего образования……………………………………………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..19
3.
Основные положения получения
высшего образования и
В Республике Беларусь в 2009/2010 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений негосударственной формы собственности.
В государственных высших учебных заведениях с учетом совместителей работают 25287 преподавателей. Обучаются у них 362920 студентов. Из них 195096 человек - на дневной форме обучения, 688 - на вечерней и 167136 - на заочной. В их число также входят 5939 зарубежных студентов.
В 2008 году в государственные вузы
поступило 79131 человек. Из них на платной,
договорной основе обучаются 48194 студента
(60,9%). Потребность студентов в
общежитии обеспечивается только на
60% от числа студентов, которые нуждаются
в общежитии. В целом существует
возможность обеспечения
В частных вузах работают 1721 штатный сотрудник, в дополнение 422 преподавателя работают на условиях совместительства. Обучаются здесь 57777 студентов: 14772 - на очной форме обучения, 43005 - на заочной. Из них только 788 получают стипендию. В частных вузах обучается 449 иностранных студентов.
56,4% площади занимаемых частными вузами помещений арендовано.
2062 (88,6%) из 2327 студентов, нуждающихся в общежитии, проживают в них.
Белорусская система высшего образования давно перестала быть бесплатной. Из 420697 студентов, которые сегодня получают высшее образование, 262695 человек (62,4%) учатся за свой счет. Причем в государственных вузах обучается 79% всех платников, а в частных 21%. В такой ситуации наблюдается конфликт интересов. Министерство образования является с одной стороны законодателем, с другой стороны распорядителем и контролером всех вузов. Оно выдает лицензии, распоряжается ресурсами, навязывает учебные планы и т.д. Такой статус создает предпосылки для коррумпированности всей системы образования.
Белорусы понимают важность знаний
и образования. Они готовы платить
за обучение в вузах, но государство
против свободы выбора на рынке образовательных
услуг. Из года в год уровень белорусского
образования падает. Несмотря на стремительный
рост государственных расходов на образование,
ни ученики, ни их родители не удовлетворены
качеством образовательных
Тенденция запаздывания в понимании сути вопроса, неоправданной осторожности и "перенимания" чужих несистемных образцов реформирования высшего образования в Беларуси стала очевидна. За период с 1991 по 2009 годы высшее образование в Беларуси так и не претерпело серьезных качественных изменений, в основном это были структурные, управленческие и формальные изменения (введение вступительного тестирования, переименование институтов в университеты и т.п.). Главное достижение, которое декларируется на уровне Министерства образования Республики Беларусь, - высшее образование стало массовым. Но хорошо это или плохо? Достижение массовости всегда идет в ущерб качеству образования - это элементарный технологический закон. Чтобы качество сохранялось на достигнутом уровне, необходимо осуществлять ряд мер: повышать уровень преподавания, изменять содержание образования, методики преподавания, заниматься перепроектированием специальностей и учебного процесса. И самое главное - необходимо изменить главный принцип образования: от советской высшей школы - к университету, как источнику научной и развивающейся мысли.
Беларусь не может сейчас вступить
в Болонский процесс только потому,
что чиновники органически не
приемлют перестройку университетской
технологии по принципам демократизации
и гуманитаризации. Из Болонской
системы перенимается только то, что
позволяет удачно вписывать в
старую советскую авторитарную систему
образования. Рейтинговые и кредитные
системы очень успешно
Белорусское образование до сих пор спокойно переносит назначение, а не выборность ректоров вузов. Белорусские университеты до сих пор не нуждаются в академических свободах и ждут указаний сверху. Белорусские профессора и преподаватели продолжают "делить часы", писать и переписывать учебные планы и "подчищать" программы, транслировать готовые знания и никак не могут понять суть современного содержания образования и современных технологий образования. Белорусские менеджеры и управленцы до сих пор не различают рыночные схемы от нерыночных, с легкостью перекраивают 11-летнюю школу в 12-летнюю и наоборот, национализируют частные университеты и закрывают неугодные учебные заведения. Белорусские парламентарии демонстрируют поразительные методологические познания, механически смешивая несовместимое. Белорусские академики продолжают утверждать, что советская школа - самая лучшая в мире. Третий сектор остается территорией споров и выяснения отношений.
Сегодня университетское образование - это не просто учебный процесс, это образовательная услуга высокого качества, имеющая содержательный, квалификационный и культурный стандарт. В современной образовательной технологии радикальным образом сменяется тип отношений между преподавателем и студентом, между университетом как социальной организацией и студентами. Это уже не просто отношения трансляции новых знаний от преподавателя к студенту, а отношения сложного сотрудничества и содержательной коммуникации с привлечением современных компьютерных и гуманитарных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Дополнительная литература:
1. Закон Республики
Беларусь "Об образовании в
Республике Беларусь" от 29 октября
1991 г. № 1202-XII (Ведомости Верховного
Совета Республики Беларусь, 1991 г.
№ 33, ст.598). В редакции Закона
от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальный
реестр правовых актов
2. РД РБ 02100.0.001-2000 Система
стандартов в сфере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав современное
состояние и перспективы
Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодежью, которую они сами воспитывают. У студентов много проблем, требующих решения. Одолеть их сразу сложно. Но главное - это то, что сегодня нам необходимо добиться эффекта двусторонней связи, при которой и студенты, и администрации вузов смогут оказаться в выигрыше. Любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно создать еще большие проблемы для настоящего и будущего общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(обязательное)
ТКП 1.0–2004 Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов
Глава ТКП |
Краткое содержание и назначение основных разделов ТКП |
1.Область применения |
ТКП устанавливает правила разработки, включая утверждение, государственную регистрацию технических регла- ментов, а также правила их проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения , официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о технических регламентах |
2.Нормативные ссылки |
В ТКП использованы ссылки на следующие ТНПА в области ТН и С:
|
3. Определения |
®Взаимосвязанные общие технические требования технических регламентов. ®Изменение технического регламента – исправление содержания технического регламента (замена, исключение, дополнение требований,
продление или ограничение обозначения технического регламента. ®Отмена технического регламента – прекращение действия технического регламента в связи с разработкой взамен его нового технического регламента или отсутствием объекта технического нор- мирования и стандартизации. ® Пересмотр технического регламента – разработка нового технического регламента взамен действующего. ® Проверка технического регламента – периодический анализ научно-технического уровня тех- нического регламента с целью определения целесообразности его дальнейшего действия или отмены. ® Технические требования – технические нормы, правила, характеристики и (или) иные требова- ния к объектам технического нормирования или стандартизации. ® Технический регламент
– технический нормативный технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обяза- тельные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и ути- лизации или оказания услуг. ® Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производ- ства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг. |
4.Общие положения |
1. При разработке технических
регламентов необходимо ботки и возможность участия в разработке всех заинтересованных сторон. 2. Разработку технических
регламентов осуществляют го управления в соответствии с положениями о них, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь. 3. Разработка технических регламентов осуществляется в соответствии с Программой разра- ботки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов. 4. Проект Программы и строительства Республики Беларусь. 5. Предложения о разработке
технических регламентов необходимости разработки технического регламента, информацию об объекте технического норми- рования. 6. Информацию по вопросам разработки, в том числе утверждения, государственной регистра- ции технических регламентов,
публикуют в официальных дарта и Минстройархитектуры
(в области архитектуры и альных сайтах в сети Интернет. 7. Уведомления, поступающие
в ходе разработки создаваемые в процессе разработки технического регламента должны быть подписаны руководителем республиканского органа государственного управления, указанного в Программе, и представлены в Госстандарт и (или) Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) на бумажных носителях и электронных носителях в виде текстовых файлов. 8. Построение, оформление
и содержание технических соответствии с [2]. |
5.Разработка технического регламента |
Включает основные требования к этапам разработки технического регламента, таким как:
|
6.Проверка,пересмотр, |
1. Для обеспечения соответствия
технического регламента уровню развития науки и техники с учетом изменений технических требований, связанных с безопас- ностью продукции, процессами ее разработки, производства, эксплуатации и т.д. 2. Проверку технического регламента проводят не реже одного раза в пять лет в соответствии с Программой. 3. Проверку технического
регламента осуществляет Управления. 4. В течение 15 календарных дней первого месяца квартала, в котором запланирована провер- ка, исполнитель представляет
в Госстандарт и строительства) уведомление о начале проверки технического регламента. 5. Госстандарт и технического регламента в официальных периодических печатных изданиях и размещают их на офи- циальных сайтах в сети Интернет. 6. По итогам проверки
исполнитель составляет «Акт
проверки научно-технического нического регламента» (далее – акт проверки) (приложение Д), содержащий заключение о дальней- шем действии технического регламента. 7. В сроки, установленные Программой, исполнитель представляет в Госстандарт и Минстрой- архитектуры (в области архитектуры и строительства) проект акта проверки и уведомление о резуль- татах проверки научно-технического уровня технического регламента. 8. Акт проверки утверждает
Госстандарт, а в области архитектуры. 9. Госстандарт и проверки научно-технического уровня технического регламента в официальных периодических печат- ных изданиях и размещают их на официальных сайтах в сети Интернет. 10. Пересмотр технического регламента, его отмену или внесение в него изменений (дополне- ний) могут выполнять также по указанию Совета Министров Республики Беларусь. 11. Изменения в технический
регламент вносят путем Оформление извещения об изменении технического регламента – по ГОСТ 2.503. 12. Переиздание технического
регламента осуществляют в в действующую редакцию изменений составляет более половины текста технического регламента либо внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия. 13. Пересмотр технического
регламента осуществляют в этом действующий технический регламент отменяют, а в новом указывают, взамен какого техническо- го регламента он разработан. 14. Отмена технического
регламента может быть технического регламента по указанию Президента Республики Беларусь, решению Совета Министров Республики Беларусь, на основании акта проверки или предложений субъектов технического норми- рования и стандартизации. 15. Отмену технического
регламента осуществляют на Республики Беларусь, в котором указывают дату отмены действия технического регламента. 16 Информацию об отмене технического регламента, постановлении Совета Министров Рес- публики Беларусь, дате отмены
публикуют в официальных стандарта и Минстройархитектуры
(в области архитектуры и нии пяти календарных дней с даты поступления постановления об отмене технического регламента на официальных сайтах Госстандарта и Минстройархитектуры в сети Интернет. |
7.Опубликование
и применение технических |
1. Опубликование технических
регламентов осуществляют в 2. Право издания (переиздания)
технических регламентов архитектуры и строительства – Минстройархитектуры. 3. Порядок издания технических
регламентов, включающий устанавливает Госстандарт (Минстройархитектуры). 4. Обеспечение изданными техническим регламентами осуществляет Госстандарт (Минстрой- архитектуры) в установленном им порядке. 5. Технический регламент
применяется одинаковым страны и (или) места происхождения продукции при разработке законодательных актов, разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, произ- водства, эксплуатации и т.д. 6. Требования утвержденного
технического регламента ния всеми субъектами технического нормирования и стандартизации. 7. При изготовлении продукции
на экспорт, если условиями
договора определены иные вания, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих
техническим регламентам в производства, хранения и перевозки продукции, осуществляемым на территории Республики Беларусь. 8. Применение технического
регламента осуществляется техническую документацию непосредственно, или путем ссылки на него, или выполнения требований технических регламентов с последующим заявлением об этом в технической документации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
Блок-схема по «ТКП 1.0–2004 Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов».
Алгоритм деятельности |
Номер этапа |
Описание этапа |
Исполнитель |
Входные документы |
Выходные документы | |
10 8 9 8 7 6 5 4 3 2 1
|
| |||||
1 |
Организационно- |
Республиканс-кий орган гос. управления |
— |
Организационно- | ||
2 |
Разработка технического задания |
Разработчик |
Организационно- |
Техническое задание | ||
3 |
Утверждение ТЗ |
Госстандарт (Минстрой-архитектуры) |
Техническое задание на разработку ТР |
Техническое задание на разработку ТР | ||
4 |
Представление уведомления о начале разработки ТР в Госстандарт и Минстройархитектуры |
Разработчик |
Уведомления о начале разработки ТР |
— | ||
5 |
Опубликование на официальном сайте в сети Интернет уведомления о начале разработки ТР |
Госстандарт (Минстрой-архитектуры) |
Уведомления о начале разработки |
Публикация в официальных источниках я уведомления о начале разработки ТР | ||
| ||||||
6 |
Разработка рабочего проекта. Составление пояснительной записки (ПЗ) и уведомления о разработке рабочего проекта |
Разработчик |
Техническое задание |
-рабочий проект; -ПЗ; - уведомления о разработке рабочего проекта | ||
7 |
Создание рабочей группы для рассмотрения рабочего проекта ТР |
Разработчик |
— |
— | ||
8 |
Рассмотрение рабочего проекта ТР с заинтересованными субъектами ТН и С |
Рабочая группа |
Рабочий проект ТР |
Рабочий проект ТР | ||
9 |
Направление рабочего проекта ТР с ПЗ на отзыв , в том числе в Госстандарт (Минстройархитектуры), а также уведомления о разработке рабочего проекта в Госстандарт (Минстройархитектуры) |
Разработчик |
-рабочий проект; -ПЗ; - уведомления о разработке рабочего проекта |
Отзыв | ||
10 |
Опубликование в официальных периодических печатных изданиях и размещение на 11 официальном сайте в сети Интернет рабочего проекта ТР с ПЗ 12
|
Госстандарт и |
-рабочий проект; -ПЗ; - уведомления о разработке рабочего проекта |
Публикация в Официальных источниках | ||
| ||||||
13 11 |
Направление уведомления о завершении рассмотрения рабочего проекта ТР в Госстандарт и Минстройархитектуры |
Разработчик |
Уведомление о завершении рассмотрения рабочего проекта |
— | ||
16 15 14 12 |
Опубликование в официальных периодических печатных изданиях и размещение на официальном сайте в сети Интернет уведомления о завершении рассмотрения рабочего проекта ТР |
Госстандарт и |
Уведомление о завершении рассмотрения рабочего проекта |
Публикация в официальных источниках уведомления о завершении рассмотрения рабочего проекта | ||
17 13 |
Составление сводки отзывов, доработка рабочего проекта на основании полученных замечаний, уточнение ПЗ |
Разработчик |
Рабочий проект |
Доработанный рабочий проект | ||
18 14 |
Рассмотрение окончательной редакции проекта на РГ с заинтересованными субъектами ТН и С |
РГ |
Окончательная редакция проекта |
Окончательная редакция проекта | ||
19 15 |
Согласование окончательной редакции в соответствии с ТЗ на разработку ТР |
Разработчик |
Окончательная редакция проекта |
Окончательная редакция проекта | ||
16 |
Проведение согласительного совещания |
Разработчик |
Окончательная редакция проекта |
Окончательная редакция проекта | ||
20 17 |
Формирование комплекта документов для представления в Госстандарт (Минстройархитектуры) |
Разработчик |
- окончательная редакция ТР; - ПЗ; - сводка отзывов |
|||
21 18 |
Размещение на сайте в сети Интернет окончательной редакции ТР с ПЗ и сводки отзывов |
Госстандарт и Минстройархитектуры |
- окончательная редакция ТР; - ПЗ; - сводка отзывов |
|||
22 Утверждение технического регламента | ||||||
19 |
Проведение технического контроля комплекта документов |
Госстандарт (Минстройархитектуры) |
||||
20 |
Подготовка проекта «Перечня взаимосвязанных с ТР государственных стандартов» |
Госстандарт (Минстройархитектуры) |
- окончательная редакция ТР; - ПЗ; - сводка отзывов |
Проекта «Перечень взаимосвязанных с ТР гос. Стандартов» | ||
23 21 |
Подготовка документов для утверждения проекта ТР в Совете Министров РБ |
Госстандарт (Минстройархитектуры) |
- окончательная редакция ТР; - ПЗ; - сводка отзывов |
Технический регламент | ||
24 22 |
Утверждение ТР, «Перечня взаимосвязанных с ТР государственных стандартов» |
Совет Министров РБ |
-ТР; - проект «Перечень |
-ТР; - проект «Перечень | ||
25 23 |
Организация разработки (при
необходимости) взаимосвязанных |
Госстандарт (Минстройархитектуры) |
ТР |
Государственные стандарты | ||
| ||||||
26 24 |
Государственная регистрация ТР |
Госстандарт |
Технический регламент |
Технический регламент | ||
25 |
Присвоение обозначения ТР |
Госстандарт |
Технический регламент |
Технический регламент | ||
Окончание 26 |
Опубликование в официальных
периодических печатных изданиях и
размещение на официальных сайтах в
сети Интернет информации о зарегистрированном
ТР, постановлении Совета Министров РБ,
дате введения в действие, республиканском |
Госстандарт и Минстройархитектуры |
Технический регламент |
Публикация ТР в официальных источниках |