Стандартизация в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Стандартизация в настоящее время широко распространена не только в сфере производства. Стандарты стали объективной реальностью также и в области образования. Совершенствование библиотечно-информационного образования, развитие международного сотрудничества в области образования в настоящее время невозможно осуществить без применения средств и методов стандартизации.
Но в отличие от других сфер стандартизация образования обладает и рядом существенных недостатков. Так, с одной стороны, стандарты в области образования позволяют сформировать единые требования, предъявляемые к выпускникам, добиться высокой степени совместимости учебных планов, что в свою очередь ведет к совместимости, унификации и признании дипломов как в национальном, так и в международном масштабах.

Содержание работы

РЕФЕРАТ………………………………………………………………………...3
1. Общие положения стандартизации в системе образования в РБ……………………………………………………………………………….5
2. Национальный технический комитет по стандартизации №4 "Управление качеством"……………………………………………………………..............11
3. Основные положения получения высшего образования……………………………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Индивидуальная работа тнпп (30,31,12).docx

— 396.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные положения получения  высшего образования и проблематика  его получения

 

 

В Республике Беларусь в 2009/2010 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений негосударственной формы собственности.

 

В государственных высших учебных  заведениях с учетом совместителей  работают 25287 преподавателей. Обучаются  у них 362920 студентов. Из них 195096 человек - на дневной форме обучения, 688 - на вечерней и 167136 - на заочной. В их число также входят 5939 зарубежных студентов.

 

В 2008 году в государственные вузы поступило 79131 человек. Из них на платной, договорной основе обучаются 48194 студента (60,9%). Потребность студентов в  общежитии обеспечивается только на 60% от числа студентов, которые нуждаются  в общежитии. В целом существует возможность обеспечения общежитиями  лишь 66,4% иногородних студентов.

 

В частных вузах работают 1721 штатный  сотрудник, в дополнение 422 преподавателя  работают на условиях совместительства. Обучаются здесь 57777 студентов: 14772 - на очной форме обучения, 43005 - на заочной. Из них только 788 получают стипендию. В частных вузах обучается 449 иностранных студентов.

 

56,4% площади занимаемых частными  вузами помещений арендовано.

 

2062 (88,6%) из 2327 студентов, нуждающихся  в общежитии, проживают в них.

 

Белорусская система высшего образования  давно перестала быть бесплатной. Из 420697 студентов, которые сегодня  получают высшее образование, 262695 человек (62,4%) учатся за свой счет. Причем в государственных  вузах обучается 79% всех платников, а в частных 21%. В такой ситуации наблюдается конфликт интересов. Министерство образования является с одной  стороны законодателем, с другой стороны распорядителем и контролером  всех вузов. Оно выдает лицензии, распоряжается  ресурсами, навязывает учебные планы  и т.д. Такой статус создает предпосылки  для коррумпированности всей системы  образования.

 

Белорусы понимают важность знаний и образования. Они готовы платить  за обучение в вузах, но государство  против свободы выбора на рынке образовательных  услуг. Из года в год уровень белорусского образования падает. Несмотря на стремительный  рост государственных расходов на образование, ни ученики, ни их родители не удовлетворены  качеством образовательных услуг. По сути дела, деньги налогоплательщиков идут на ветер. Монополия в образовании, как и в любой другой сфере, ведет себя, как плохой менеджер и никудышний собственник. Белорусских  университетов нет в списке 500 лучших университетов мира. Нет их и в рейтингах лучших европейских  вузов.

 

Тенденция запаздывания в понимании  сути вопроса, неоправданной осторожности и "перенимания" чужих несистемных  образцов реформирования высшего образования  в Беларуси стала очевидна. За период с 1991 по 2009 годы высшее образование  в Беларуси так и не претерпело серьезных качественных изменений, в основном это были структурные, управленческие и формальные изменения (введение вступительного тестирования, переименование институтов в университеты и т.п.). Главное достижение, которое  декларируется на уровне Министерства образования Республики Беларусь, - высшее образование стало массовым. Но хорошо это или плохо? Достижение массовости всегда идет в ущерб качеству образования - это элементарный технологический  закон. Чтобы качество сохранялось  на достигнутом уровне, необходимо осуществлять ряд мер: повышать уровень преподавания, изменять содержание образования, методики преподавания, заниматься перепроектированием специальностей и учебного процесса. И самое главное - необходимо изменить главный принцип образования: от советской высшей школы - к университету, как источнику научной и развивающейся мысли.

 

Беларусь не может сейчас вступить в Болонский процесс только потому, что чиновники органически не приемлют перестройку университетской  технологии по принципам демократизации и гуманитаризации. Из Болонской  системы перенимается только то, что  позволяет удачно вписывать в  старую советскую авторитарную систему  образования. Рейтинговые и кредитные  системы очень успешно позволяют  осуществлять т. н. контроль над преподавателями  и студентами, самостоятельная работа позволяет регулировать нагрузку преподавателей, новые образовательные технологии успешно подаются как достижения в информатизации и методиках  преподавания, запускаются процессы жесткой нормировки и стандартизации учебных планов и программ.

 

Белорусское образование до сих  пор спокойно переносит назначение, а не выборность ректоров вузов. Белорусские  университеты до сих пор не нуждаются  в академических свободах и ждут указаний сверху. Белорусские профессора и преподаватели продолжают "делить часы", писать и переписывать учебные  планы и "подчищать" программы, транслировать готовые знания и  никак не могут понять суть современного содержания образования и современных  технологий образования. Белорусские менеджеры и управленцы до сих пор не различают рыночные схемы от нерыночных, с легкостью перекраивают 11-летнюю школу в 12-летнюю и наоборот, национализируют частные университеты и закрывают неугодные учебные заведения. Белорусские парламентарии демонстрируют поразительные методологические познания, механически смешивая несовместимое. Белорусские академики продолжают утверждать, что советская школа - самая лучшая в мире. Третий сектор остается территорией споров и выяснения отношений.

 

Сегодня университетское образование - это не просто учебный процесс, это образовательная услуга высокого качества, имеющая содержательный, квалификационный и культурный стандарт. В современной образовательной  технологии радикальным образом  сменяется тип отношений между  преподавателем и студентом, между  университетом как социальной организацией и студентами. Это уже не просто отношения трансляции новых знаний от преподавателя к студенту, а  отношения сложного сотрудничества и содержательной коммуникации с  привлечением современных компьютерных и гуманитарных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

    1. Журнал «Стандарты и качество».- Режим  доступа : http://www.mirq.ru/publications/details/2875

 

Дополнительная литература:

1.   Закон Республики  Беларусь "Об образовании в  Республике Беларусь" от 29 октября  1991 г. № 1202-XII (Ведомости Верховного  Совета Республики Беларусь, 1991 г.  № 33, ст.598). В редакции Закона  от 19 марта 2002 г. № 95-З (Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

 

2.   РД РБ 02100.0.001-2000 Система  стандартов в сфере образования.  Порядок разработки, утверждения  и введения в действие руководящих  документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основные  положения. Утвержден и введен  в действие постановлением Министерства  образования Республики Беларусь  от 02.09.2002 г. № 36, дата введения 01.10 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав современное  состояние и перспективы развития стандартизации в РБ пришёл к выводу , что реализация данных основных мер позволит создать эффективную, качественную и конкурентоспособную систему образования XXI века. Она основана на свободе выбора, активном участии учеников, студентов и их родителей в определении административных, финансовых, правовых, кадровых, содержательных параметров системы образования.

 

Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют  дело с той молодежью, которую  они сами воспитывают. У студентов  много проблем, требующих решения. Одолеть их сразу сложно. Но главное - это то, что сегодня нам необходимо добиться эффекта двусторонней связи, при которой и студенты, и администрации  вузов смогут оказаться в выигрыше. Любое проявление невнимания к молодежным проблемам способно создать еще  большие проблемы для настоящего и будущего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(обязательное)

ТКП 1.0–2004 Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических  регламентов

 

Глава ТКП

Краткое содержание и назначение основных разделов ТКП

1.Область применения

ТКП устанавливает правила  разработки, включая утверждение, государственную  регистрацию технических  регла-

ментов,  а также правила  их проверки,  пересмотра,  изменения,  отмены,  применения , официального

издания, уведомления о  ходе разработки и опубликования  информации о технических регламентах

2.Нормативные  ссылки

В ТКП использованы ссылки на следующие ТНПА в области ТН и С:

  • ТКП 1.5-2004 (04100)
  • СТБ П 1.8-2002
  • СТБ 1500-2004
  • ГОСТ 2.503-90

3. Определения

®Взаимосвязанные государственные  стандарты – государственные  стандарты,  реализующие

общие технические требования технических регламентов.

®Изменение технического регламента – исправление содержания технического регламента (замена,

исключение, дополнение требований, продление или ограничение срока  действия), кроме изменения

обозначения технического регламента.

®Отмена технического регламента – прекращение действия технического регламента в связи с

разработкой взамен его нового технического регламента или отсутствием  объекта технического нор-

мирования и стандартизации.

® Пересмотр технического регламента –  разработка нового технического регламента взамен

действующего.

® Проверка технического регламента –  периодический анализ научно-технического уровня тех-

нического регламента с целью  определения целесообразности его  дальнейшего действия или отмены.

® Технические требования – технические нормы, правила, характеристики и (или) иные требова-

ния к объектам технического нормирования или стандартизации.

® Технический регламент  –  технический нормативный правовой акт,  разработанный в процессе

технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические

кодексы установившейся практики и  (или) государственные стандарты  Республики Беларусь обяза-

тельные для соблюдения технические  требования, связанные с безопасностью  продукции, процессов

ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и ути-

лизации или оказания услуг.

® Техническое нормирование –  деятельность по установлению обязательных для соблюдения

технических требований, связанных  с безопасностью продукции, процессов  ее разработки, производ-

ства,  эксплуатации  (использования),  хранения,  перевозки,  реализации и утилизации или оказания

услуг.

4.Общие положения

1.  При разработке технических  регламентов необходимо обеспечить  прозрачность процесса разра-

ботки и возможность участия  в разработке всех заинтересованных сторон.

2. Разработку технических  регламентов осуществляют республиканские  органы государственно-

го управления в соответствии с положениями о них, утвержденными  Советом Министров Республики

Беларусь.

3. Разработка технических  регламентов осуществляется в соответствии с Программой разра-

ботки технических регламентов  и взаимосвязанных с ними государственных  стандартов.

4. Проект Программы разрабатывается  Госстандартом совместно с Министерством  архитектуры

и строительства Республики Беларусь.

5. Предложения о разработке  технических регламентов должны  содержать цель, обоснование

необходимости разработки технического регламента,  информацию об объекте  технического норми-

рования.

6. Информацию по вопросам  разработки, в том числе утверждения,  государственной регистра-

ции технических регламентов, публикуют в официальных периодических  печатных изданиях Госстан-

дарта и Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) и размещают на их офици-

альных сайтах в сети Интернет.

7. Уведомления, поступающие  в ходе разработки технического  регламента, а также документы,

создаваемые в процессе разработки технического регламента должны быть подписаны руководителем  республиканского органа государственного управления,  указанного в Программе,  и

представлены в Госстандарт  и (или) Минстройархитектуры (в области  архитектуры и строительства)

на бумажных носителях  и электронных носителях в  виде текстовых файлов.

8. Построение, оформление  и содержание технических регламентов  рекомендуется выполнять в

соответствии с [2].

5.Разработка технического  регламента

Включает основные требования к этапам разработки технического регламента, таким как:

  • Стадии разработки технического регламента.
  • Подготовка к разработке технического регламента.
  • Разработка рабочего проекта технического регламента.
  • Разработка окончательной редакции проекта технического регламента.
  • Утверждение технического регламента.
  • Государственная регистрация технического регламента.

6.Проверка,пересмотр,изменение,переиздание,отмена технического регламента.

1. Для обеспечения соответствия  технического регламента требованиям  законодательных актов,

уровню развития науки  и техники с учетом изменений  технических требований, связанных  с безопас-

ностью продукции,  процессами ее разработки,  производства,  эксплуатации и т.д.

2. Проверку технического  регламента проводят не реже  одного раза в пять лет в  соответствии с

Программой.

3. Проверку технического  регламента осуществляет республиканский  орган государственного

Управления.

4. В течение 15 календарных  дней первого месяца квартала, в котором запланирована провер-

ка,  исполнитель представляет в Госстандарт и Минстройархитектуры  (в области архитектуры и

строительства) уведомление  о начале проверки технического регламента.

5. Госстандарт и Минстройархитектуры  публикуют поступившие уведомления  о начале проверки

технического регламента в официальных периодических  печатных изданиях и размещают их на офи-

циальных  сайтах в сети Интернет.

6. По итогам проверки  исполнитель составляет «Акт  проверки научно-технического уровня  тех-

нического регламента» (далее  – акт проверки) (приложение Д), содержащий заключение о дальней-

шем  действии технического регламента.

7. В сроки, установленные  Программой, исполнитель представляет  в Госстандарт и Минстрой-

архитектуры (в области  архитектуры и строительства) проект акта проверки и уведомление о  резуль-

татах проверки научно-технического уровня технического регламента.

8. Акт проверки утверждает  Госстандарт, а в области архитектуры  и строительства – Минстрой-

архитектуры.

9. Госстандарт и Минстройархитектуры  публикуют поступившие уведомления  о результатах

проверки научно-технического уровня технического регламента в официальных периодических печат-

ных изданиях и размещают их на официальных сайтах в сети Интернет.

10. Пересмотр технического регламента, его отмену или внесение в него изменений (дополне-

ний) могут выполнять также  по указанию Совета Министров Республики Беларусь.

11. Изменения в технический  регламент вносят путем разработки  извещения об изменении.

Оформление извещения  об изменении технического регламента – по ГОСТ 2.503.

12. Переиздание технического  регламента осуществляют в случае, если количество внесенных

в действующую редакцию изменений  составляет более половины текста технического регламента

либо внесение отдельных  изменений технически сложно для  изложения или восприятия.

13. Пересмотр технического  регламента осуществляют в порядке,  изложенном в разделе 5, при

этом действующий технический регламент отменяют, а в новом указывают, взамен какого техническо-

го регламента он разработан.

14. Отмена технического  регламента может быть произведена  без разработки взамен его  нового

технического регламента по указанию Президента Республики Беларусь, решению Совета Министров

Республики Беларусь, на основании акта проверки или предложений  субъектов технического норми-

рования и стандартизации.

15. Отмену технического  регламента осуществляют на основе  постановления Совета Министров

Республики Беларусь, в  котором указывают дату отмены действия технического регламента.

16 Информацию об отмене  технического регламента,  постановлении  Совета Министров Рес-

публики Беларусь,  дате отмены публикуют в официальных периодических  печатных изданиях Гос-

стандарта и Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) и размещают ее в тече-

нии пяти календарных дней с даты поступления постановления об отмене технического регламента

на официальных сайтах Госстандарта и Минстройархитектуры  в сети Интернет.

7.Опубликование  и применение технических регламентов.

1. Опубликование технических  регламентов осуществляют в виде  официальных печатных изданий.

2. Право издания (переиздания)  технических регламентов принадлежит  Госстандарту, а в области

архитектуры и строительства  – Минстройархитектуры.

3. Порядок издания технических  регламентов, включающий редакционно-издательскую  обработку,

устанавливает Госстандарт (Минстройархитектуры).

4. Обеспечение изданными техническим регламентами осуществляет Госстандарт  (Минстрой-

архитектуры) в установленном  им порядке.

5. Технический регламент  применяется одинаковым образом  и в равной степени независимо  от

страны и (или) места происхождения  продукции при разработке законодательных  актов, разработке,

утверждении и применении технических требований к продукции,  процессам ее разработки,  произ-

водства, эксплуатации и  т.д.

6. Требования утвержденного  технического регламента являются  обязательными для соблюде-

ния всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

7. При изготовлении продукции  на экспорт, если условиями  договора определены иные требо-

вания, чем те, которые  установлены техническими регламентами, применяются условия договора, за

исключением условий,  противоречащих техническим регламентам в части  требований к процессам

производства, хранения и  перевозки продукции, осуществляемым на территории Республики Беларусь.

8. Применение технического  регламента осуществляется путем  включения его требований в

техническую документацию непосредственно, или путем ссылки на него, или  выполнения требований

технических регламентов  с последующим заявлением об этом в технической документации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(обязательное)

Блок-схема по «ТКП 1.0–2004 Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов».

Алгоритм деятельности

Номер этапа

Описание этапа

Исполнитель

Входные документы

Выходные документы

10


8

9

8

7

6

5

4

3

2

1

  1. Подготовка к разработке технического регламента

1

Организационно-распорядительный документ по разработке ТР

Республиканс-кий орган гос. управления

 

           —

Организационно-распорядительный документ по разработке ТР

2

Разработка технического задания

Разработчик

Организационно-распорядительный документ по разработке ТР

Техническое задание

3

Утверждение ТЗ

Госстандарт

(Минстрой-архитектуры)

Техническое задание на разработку ТР

Техническое задание на разработку ТР

4

Представление уведомления  о начале разработки ТР в Госстандарт и Минстройархитектуры

Разработчик

Уведомления о начале разработки ТР

5

Опубликование на официальном сайте в сети Интернет уведомления о начале разработки ТР

Госстандарт

(Минстрой-архитектуры)

Уведомления о начале разработки

Публикация в официальных  источниках я уведомления о начале разработки ТР

  1. Разработка рабочего проекта технического регламента

6

Разработка рабочего проекта.

Составление пояснительной  записки (ПЗ) и уведомления о разработке рабочего проекта

Разработчик

Техническое задание

-рабочий проект;

-ПЗ;

- уведомления о разработке рабочего проекта

7

Создание рабочей группы для рассмотрения рабочего проекта ТР

Разработчик

 

 

          —

8

Рассмотрение  рабочего проекта ТР с заинтересованными субъектами ТН и С

Рабочая группа

Рабочий проект ТР

Рабочий проект ТР

9

Направление рабочего проекта  ТР с ПЗ на отзыв , в том числе в Госстандарт (Минстройархитектуры), а также уведомления о разработке рабочего проекта в Госстандарт (Минстройархитектуры)

Разработчик

-рабочий проект;

-ПЗ;

- уведомления о разработке рабочего проекта

Отзыв

10

Опубликование в  официальных периодических печатных изданиях и размещение на 11


официальном сайте в сети Интернет рабочего проекта  ТР с ПЗ 12

Госстандарт и  
Минстройархитектуры

-рабочий проект;

-ПЗ;

- уведомления о разработке рабочего проекта

Публикация в Официальных  источниках

  1. Разработка окончательной редакции проекта технического регламента

13

11

Направление уведомления  о завершении рассмотрения рабочего проекта ТР в Госстандарт и Минстройархитектуры

Разработчик

Уведомление о завершении рассмотрения рабочего проекта

 

 

 

           —

16

15

14

12

Опубликование в официальных  периодических печатных изданиях и  размещение на официальном сайте  в сети Интернет уведомления о  завершении рассмотрения рабочего проекта  ТР

Госстандарт и  
Минстройархитектуры

Уведомление о завершении рассмотрения рабочего проекта

Публикация в официальных  источниках уведомления о завершении рассмотрения рабочего проекта

17

13

Составление сводки отзывов, доработка рабочего проекта  на основании полученных замечаний, уточнение ПЗ

Разработчик

Рабочий проект

Доработанный рабочий проект

18

14

Рассмотрение окончательной редакции проекта на РГ с заинтересованными субъектами ТН и С

РГ

Окончательная редакция проекта

Окончательная редакция проекта

19

15

Согласование окончательной  редакции в соответствии с ТЗ на разработку ТР

Разработчик

Окончательная редакция проекта

Окончательная редакция проекта

16

Проведение согласительного совещания

Разработчик

Окончательная редакция проекта

Окончательная редакция проекта

20

17

Формирование комплекта  документов для представления в  Госстандарт (Минстройархитектуры)

Разработчик

- окончательная редакция  ТР;

- ПЗ;

- сводка отзывов

 

21

18

Размещение на сайте в  сети Интернет окончательной редакции ТР с ПЗ и сводки отзывов

Госстандарт и Минстройархитектуры

- окончательная редакция  ТР;

- ПЗ;

- сводка отзывов

 

22

Утверждение технического регламента

19

Проведение технического контроля комплекта документов

Госстандарт

(Минстройархитектуры)

   

20

Подготовка проекта «Перечня взаимосвязанных с ТР государственных стандартов»


Госстандарт

(Минстройархитектуры)

- окончательная редакция  ТР;

- ПЗ;

- сводка отзывов

Проекта «Перечень взаимосвязанных  с ТР гос. Стандартов»

23

21

Подготовка документов для  утверждения проекта ТР в Совете Министров РБ

Госстандарт

(Минстройархитектуры)

- окончательная редакция  ТР;

- ПЗ;

- сводка отзывов

Технический регламент

24

22

Утверждение ТР, «Перечня взаимосвязанных с ТР государственных стандартов»

Совет Министров РБ

-ТР;

- проект «Перечень взаимосвязанных  с ТР гос. стандартов»

-ТР;

- проект «Перечень взаимосвязанных  с ТР гос. стандартов»

25

23

Организация разработки (при  необходимости) взаимосвязанных государственных  стандартов

Госстандарт

(Минстройархитектуры)

ТР

Государственные стандарты

  1. Государственная регистрация технического регламента

26

24

Государственная регистрация  ТР

Госстандарт

Технический регламент

Технический регламент

25

Присвоение обозначения  ТР

Госстандарт

Технический регламент

Технический регламент

Окончание

26

Опубликование в официальных  периодических печатных изданиях и  размещение на официальных сайтах в  сети Интернет информации о зарегистрированном ТР, постановлении Совета Министров РБ, дате введения в действие, республиканском  
органе государственного управления, который отвечает за актуализацию ТР, «Перечень взаимосвязанных с ТР государственных стандартов»

Госстандарт и Минстройархитектуры

Технический регламент

Публикация ТР в официальных источниках

Информация о работе Стандартизация в системе образования