Становление досуга по XVII век XBVIII - XIX Века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 09:15, реферат

Описание работы

Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве.

Содержание работы

Введение 3
Становление досуга по XVII век 4
XBVIII - XIX Века 13
Довоенный период 1917 – 1941 24
1941 - 1945 года 27
1945 - 1990 года 29
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

     Оседлые скоморохи  не имели нужды создавать всё  заново, они играли, пели, смешили, развлекали, пользуясь готовым, тем, что создал народ и что сохранило их искусство. Новое вносилось в то или иное произведение народного творчества в основном за счёт импровизации. Походные же скоморохи значительную часть своего репертуара создавали сами, а главное - их репертуар складывался уже независимо от игриц и обрядов, и приобретал самостоятельный смысл и интерес.

     Разность условий, в которых действовали походные и оседлые скоморохи, породившая различие в характере их творчества, сказалась в конце концов и на итоге их деятельности. Я имея ввиду различие форм, в которые вылилось творчество скоморохов ко времени своего расцвета (XVI - XVII веков). Походные скоморохи оказались почти малоопытными "хозяевами" таких театральных и близких им форм, как "Петрушка", медвежья потеха, раек и др., т.е. форм мобильных, дающих возможность устраивать представление без долгих приготовлений - активно участвовали в процессе становления иной разновидности русского народного театра, именно театра, рождённого игрицами. "Царя Максимильяна" и "Лодки" и спектакли театра охочих комедиантов, т.е. театр живого актёра.

     Преимущественное внимание  походных скоморохов к медвежьей потехе и "Петрушке" объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.

     Популярность такого  представления определялась не  только любопытством. Образ медведя  у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются пародия и гротеск.

     Медвежья потеха и  кукольное представление, хотя и  не исчерпывают всего многообразия  форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить основанием  для заключения о его важнейшей  особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.

     Церковь постепенно  выступала для средневекового  человека и в качестве своеобразного  культурного центра. Она давала  городским и сельским жителям  возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того  времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.

     На протяжении XVI века  в Русском государстве создавались  условия для расширения форм  культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

     Через иностранцев  россияне знакомились бытом и  нравами, господствовавшими в западных  странах, с более продвинутыми  формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало  развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые. Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям.

     Одна из причин  сохранения старых патриархальных  привычек в жизни россиян, в  том числе и в проведении  досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.

     Отличительной чертой  быта знатных и зажиточных  россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на  их досуге. Женщины вели крайне  замкнутый образ жизни. Сфера  деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.

     В образе жизни  городского населения и сельского  населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.

     Уже в устройстве  городской жизни обозначались  тенденции, обусловившие в последующие  времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризую развитие досуговой деятельности до XVII века, замечу, что формы её не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу.

 

XBVIII - XIX Века

 

     XVIII век для России  был переходным моментом, а для  ярмарочной площадной культуры  стало и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути, но об этом погодя.

     Эпоха Петра I знаменовала  глубочайшие перемены в жизни  страны. Становлению Российской  империи способствовали глубокие  сдвиги в экономике и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.

     Из многочисленных  явлений культуры и быта, возникших  или начавших "новую жизнь" в Петровскую эпоху, обращу внимание  на следующее.

     Развитие промышленности  и рост городов привели к  оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского  рынка. Резко увеличилось количество  ярмарок и их товарооборот, усилился  приток иностранных купцов. Уже  к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".

     Площадь, бывшая центром  общественной торговли жизни  города, стала с XVIII века и местом  проведения массовых празднеств.

     Многолюдные гуляния  и праздники всегда входили  в городской быт, но на протяжении  долгого времени они полностью  копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные  сроки и в тех же формах (ряженные  на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы "на природе" на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе "под горами" или "под качелями".

     С XVIII века заметно  различается быт городов и  деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.

     В.О. Ключевский отмечал, что ещё с середины XVII века  на русское общество "стала  действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями", причём это западное влияние неравномерно протекало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.

    Слишком решительные  и смелые реформы не редко  встречали непонимание и отпор  в различных кругах патриархальной  России, поэтому Пётр "настойчиво  искал новые формы и методы  поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".

     Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом  центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.

     По словам крупнейшего исследователя ранней русской драматургии, Н.С. Тихонравова, "театр должен был служить Петру тем, чем была для него горячая искренняя проповедь Феофана Прокоповича: он должен был разъяснить всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя". Как известно, с этой задачей труппа "комедийной хоромины" не справилась, однако интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.

     В какой-то мере  требованиям Петра отвечали панегирические  драмы, разыгрывавшиеся на сцене  Славяно-греко-латинской академии  и Московского госпиталя.

     Тематика и проблематика  крупных народных драм, являющих  связи с литературными и лубочными источниками на всех уровнях, тем не менее сходны с другими жанрами фольклора.

     "Разбойничья" драма  особенно любима народом за  атмосферу романтической вольности, в которой была возможность  существовать вне социальной  иерархии общества, мстить обидчикам, восстанавливать справедливость. Однако, необходимо драма и мрачных коллизий: постоянное ощущение опасности, неприкаянность разбойников, их "отверженность" были чреваты жестокостью.

     Столь же актуальной  для народа была проблематика  драмы, в которой борьба за веру (злободневная в период борьбы церкви и государства с расколом) осмыслялась как стойкость в убеждениях, способность противостоять тирану.

     Отличительной чертой  народной драмы являются выходные  монологи её героев. Развёрнутые  характеристики персонажей были свойственны и ранней русской драматургии, и ветреным пьесам, и сценкам ряженья. В народных пьесах встречаются устойчивые по на бору элементов-формул выходные монологи, что, конечно, способствовало их лёгкому запоминанию и воспроизведению. Герой должен был рассказать, кто он, откуда прибыл, зачем явился, что собирается делать. Зрителей не удивляла эта своеобразная "самореклама", взаимных характеристик попросту не было. Особенности строения сюжета и образов героев связаны со спецификой народного представления. Оно происходило без сцены, занавеса, кулис, бутафории и реквизита. Действие развёртывалось в избе, среди народа; не участвующие в сцене актёры стояли полукругом, по мере надобности выходя вперёд и представляясь публике. Перерывов в представлении не было. Условность времени и пространства - ярчайшая черта народного театрального действа. Оно требовало активного сотворчества зрителей, которые должны были вообразить, руководствуясь словами героев, вместо событий.

     Для популяризации  своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра.

     Пётр увлекался фейерверками  и часто принимал в них непосредственное  участие, не жалея на их устройство  денег, поскольку фейерверки обладали  огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней.

    Опыт фейерверочного  театра, "огненных действ", как их тогда называли, позднее использовался и для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях.

     XVIII век не без основания  называют "играющим веком". Действительно, игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения. На рубеже XVII - XVIII столетий зачитывались похождениями купеческого сына Саввы Грудцына и мелкого дворянина Фрола Скобеева - героев, каких на знала древнерусская литература. Большое распространение в рукописной светской литературе того времени получили и "жарты"- небольшие стихотворные произведения комического и сатирического характера (типа анекдота, бытовой новеллы), утверждающие в качестве положительных, ценных качеств человека здравый смысл, хитрость. И оригинальная русская бытовая повесть, и жарты, и сатирические произведения широко использовали отечественный фольклор, западный авантюрно-рыцарский роман, авторы их предпочитали разговорный язык с привлечением форм и выражений из области приказного делопроизводства.

Информация о работе Становление досуга по XVII век XBVIII - XIX Века