Становление и развитие дошкольной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования.
Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................3
1.Биография: Елизавета Николаевна Водовозова…………………………..4
2.Становление и развитие дошкольной педагогики………………………...8
Заключение…………………………………………………………………….15
Используемая литература…………………………………………………... 17

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 33.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение..........................................................................................................3

1.Биография: Елизавета Николаевна Водовозова…………………………..4

2.Становление и развитие дошкольной педагогики………………………...8

Заключение…………………………………………………………………….15

Используемая литература…………………………………………………... 17

 

 

Введение

      Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования.

          Дошкольная педагогика - отрасль  педагогики, изучающая закономерности  воспитания детей дошкольного, в  том числе и раннего, возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Елизавета Николаевна Водовозова

      Елизавета Николаевна Цевловская родилась в семье помещика в Поречье Смоленской губернии. Вместе с матерью переехала в Петербург, где по ходатайству дяди - генерала И.С. Ганецкого была зачислена в Смольный институт за казенный счет.

     Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у знаменитого педагога-реформатора К. Д. Ушинского, общение с которым сформировало ее жизненные и политические взгляды. В том же 1862 вышла замуж за преподавателя Смолного института Василия Ивановича Водовозова (1825 - 1886). Она и муж были в центре либерального движения шестидесятников, за что не раз подвергались гонениям со стороны правительства.

     После замужества вместе с мужем изучала школы и детские сады в Брюсселе, посетила всемирную выставку в Лондоне, побывала в Швейцарии и Париже.

     С 1863 участвовала в печати. Дебютировала статьёй «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?". В этой работе высказала свои взгляды на женскую эмансипацию. "Наконец-то женщина явилась так, как ей должно быть, не рабой-труженицей, а независимой помощницей своего мужа."      Главное место в статье было отведено резкой критики системы женского воспитания в России, которое "не только не приготовляет к самостоятельному труду, но и убивает и самую мысль о нем."

В конце января 1863 года рождается сын Михаил.

     В 1886 году Водовозов был уволен из гимназии. С разгромом народнического движения Водовозовым было запрещено преподавать в государственных образовательных учреждениях. Семья очень нуждалась, второй сын был очень болезненным ребенком, и много денег уходило на врачей и лекарства. Елизавета Николаевна и Василий Иванович возложили свои надежды на литературно-педагогическую деятельность.

     С 1870 года Водовозова сотрудничает в педагогических изданиях "Детское чтение", "Народная школа", "Голос учителя".

Большую часть своей жизни посвятила развитию новаторских педагогических методик. Многое из того, что она пыталась внедрить в детское образование тогда, активно используется сейчас. В 1871 году выходит ее труд «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. Одна из основных ее педагогических идей заключалась в том, что образовательные материалы должны быть максимально приближены к реальной жизни. Необходимо отметить, что именно этого на тот момент не хватало российскому образованию, и это она очень хорошо знала по себе, сначала обучаясь грамоте по азбукам, предлагавшим к повторению несуществующие слова и сочетания звуков, а потом, проведя несколько лет в Смольном институте, не дававшем никакого образования в практическом понимании этого слова.

     Кроме того, институтки отличались крайней неподготовленностью к обычной жизни, т.к. Смольный к 60-ым годам представлял собой тюрьму-монастырь, институтки на всем протяжении своего пребывания там не могли видеть никаких людей, не связанных со Смольным, не считая родственников. Даже Летний сад полностью очищался от посетителей во время прогулок институток, прогулки эти, к слову, случались раз в год. Об этом Водовозова очень увлекательно пишет во второй части своих мемуаров "На заре жизни" (именно это произведение представляет сейчас для нас самый большой интерес). С одной стороны, девицы были помешаны на деньгах, стыдясь бедности своих родственников (сама героиня чуть не отреклась от своей матери из-за этого), с другой - не имели о них реального представления. В частности, Водовозова описывает забавный случай, который случился с ней в Петербурге сразу после выпуска из Смольного. Решив поехать куда-то самостоятельно на извозчике, героиня чуть не подралась с ним, когда тот потребовал платы за проезд. Ей даже в голову не могло придти, что извозчик не является муниципальным транспортом. Другими словами, это все равно как если бы кто-то решил бесплатно прокатиться на такси в наши дни.

В первой части книги "На заре жизни" автор очень подробно и интересно рассказывает о жизни своей семьи и жизни других мелкопоместных дворян в глубокой российской провинции. В третьей части речь идет о ее увлечении либеральными идеями, знакомстве с шестидесятниками, воплощавшими их, и трудной жизни в условиях постоянного сопротивления властям.

     Муж Водовозовой с 1872 по 1875 постоянно был в разъездах, посещая страны Европы с целью изучения методов преподавания в школах и детских садах и педагогической литературы, а также руководил педагогическими курсами в Костраме, Оренбурге. Всеми своими проблемами, радостями, наблюдениями в поездках он делился со своей женой в письмах. Эти письма свидетельствуют о большой духовной близости между супругами на протяжении всей их совместной жизни.

С 1875 выходит пользующаяся большой известностью работа Е.Н. Водовозовой "Жизнь европейских народов".

     С 1883 года муж Водовозовой перестает издавать отдельные книги, у него ухудшается здоровье. Выходят в свет его прежние произведения, редкие статьи и несколько сказок.

Василий Иванович умер от рака желудка и пищевода 17 мая 1886 года. Похоронили его на Смоленском кладбище рядом со старшим сыном, умершим в 16 лет от туберкулеза в 1879 году.

     В 1887 году на писательницу обрушилось новое горе - арест и ссылка сына Василия. Через год подобная судьба постигла и младшего сына Николая. Оба они были участниками студенческого и революционного движения.

     Спустя два года после смерти В.И. Водовозова Елизавета Николаевна выходит замуж за его ученика и близкого друга историка Василия Ивановича Семевского (25 декабря/6 января 1849 - 21 сентября/4 октября 1916). Семевский был крупным ученым, профессиональным историком, общественным деятелем, защитил докторскую диссертацию по истории крестьянства, первым серьезно проанализировал взгляды на крестьянский вопрос петрашевцев и других участников освободительного движения 19 века. Являлся основателем журнала и редактором журнала "Голос минувшего", один из создателей Трудовой народно-социалистической партии и член ее ЦК.

     В 1896 году Елизавета Николаевна похоронила младшего сына, известного на то время публициста.   
    Елизавета Николаевна пережила и второго мужа. Семевский умер в сентябре 1916 года, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

     Свою жизнь и воспоминания об Ушинском, Водовозове, Семевском Елизавета Николаевна описала в своих произведениях - мемуарах.

Она до конца своих дней сохраняла ясность мысли и творческие силы. В последние годы, прожитые ею уже при Советской власти, Елизавета Николаевна сокрушалась, что не может наблюдать в широком объеме современную жизнь, о которой необходимо все записать. Совсем незадолго до смерти она опубликовала последнюю главу своих воспоминаний "Житейские невзгоды".

     Публикация появилась в январской выпуске журнала "Голос минувшего" за 1923 год.  
     А уже в следующем номере этого журнала была напечатан некролог Елизаветы Николаевны Водовозовой.

Становление и развитие дошкольной педагогики

     Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

     Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей английский социалист-утопист Р. Оуэн. В отдельную отрасль дошкольная педагогика выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в.

     Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852), который является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад» который стал общепринятым во всем мире. Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, впервые ввел в педагогику принцип деятельности. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

     В начале XX в. широкое распространение получила и система дошкольного воспитания, созданная Марией Монтессори (1870-1952). Главная ценность воспитания в системе Монтессори - стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

      Чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике существующее уже более 80 лет - Вальдорфская педагогика. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов, необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям и народной культуре.

     Историю становления и развития дошкольного воспитания в России начнем с Киевской Руси, где воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д. В XI в. В России были открыты первые популярные школы, в которых готовили детей из высших сословий. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Уже тогда в России существовали мастера грамоты, которые учили детей состоятельных родителей в домашних условиях. Основой такого обучения были религиозные книги. В XVI в. появилось книгопечатание - в 1572 г. издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова, примерно в это же время вышел в свет сборник «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту.

     В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования - образование. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. В 1763 г. был открыт первый воспитательный дом. В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До 2 лет дети воспитывались у кормилиц. Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек - домашним делам и домоводству. С 7 до 11 лет, помимо трудовых дел, вводилось обучение грамоте и счету по одному часу в день. Дети с 11 до 14 лет обучались более серьезному делу.

       В 1802 г. В России впервые было создано министерство народного просвещения, и начала складываться система образования. В 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме открыли небольшую экспериментальную школу для малолетних детей. Они находились там целый день - ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению. Значительное место в распорядке дня отводилось рассказам и беседам. Хотя школа просуществовала недолго, но показала успешность подобных занятий с детьми-дошкольниками.

В первой половине XIX в. появился целый ряд общественных деятелей, представителей культуры и педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г. Белинский - наметил возрастную периодизацию (от рождения до 3 лет - младенчество; от 3 до 7 лет - детство; от 7 до 14 - отрочество). Он придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Был сторонником семейного воспитания и большую роль в воспитании дошкольника отводил матери. А.И. Герцен - также был сторонником семейного воспитания. Им была написана педагогическая работа «Разговор с детьми». Н.И. Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. Л Н. Толстой - сторонник семейного воспитания, пропагандировал идеи о свободном воспитании.

Информация о работе Становление и развитие дошкольной педагогики