Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:08, доклад
Принятие христианства имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с принятием христианства они кардинально изменились во всех своих компонентах: целях, содержании, методах, отношениях между учителями и учениками. Образование складывается в определенную систему, которая включает в себя начальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более высокий уровень образования – «ученье книжное» (княжеские и монастырские школы) и высшие школы, «училища».
В школах учили иностранным языкам - древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский. Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных монастырях, прежде всего в Киево-Печерском. Здесь получали не только высшее богословское образование, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов, врачей, летописцев (историков).
Из
истории педагогики. Становление
и развитие древнерусского воспитания
и образования и
Киевский период
Историю образования в России принято отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для его появления сложились на Руси гораздо раньше.
Воспитание
земледельцев и ремесленников осуществлялось
в основном в семьях посредством
участия в трудовом процессе. Если
ребенок из иной семьи должен был
освоить профессию
С VII в. на основе греческого алфавита начинает складываться славянская письменность. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Принятие христианства стало точкой отсчета коренных изменений всех сторон жизни Древней Руси, в том числе воспитания и образования. Благодаря принятию христианства, Русь включалась в культурный мир передовых государств этого времени.
С
этого периода ведущим видом
воспитания становится религиозно-христианское
воспитание. Самые существенные перемены
произошли в семейном воспитании.
Православная церковь стала утверждать
в русских людях идеал
Принятие христианства имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с принятием христианства они кардинально изменились во всех своих компонентах: целях, содержании, методах, отношениях между учителями и учениками. Образование складывается в определенную систему, которая включает в себя начальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более высокий уровень образования – «ученье книжное» (княжеские и монастырские школы) и высшие школы, «училища».
В школах учили иностранным языкам - древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский. Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных монастырях, прежде всего в Киево-Печерском. Здесь получали не только высшее богословское образование, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов, врачей, летописцев (историков).
С XI в. начинается обучение грамоте женщин. Образование давали как дома, так и в монастырях, по мере их открытия. Наибольшей известностью пользуется школа Ефросиньи Полоцкой. Девочек учили чтению, письму, счету, пению, а также рукоделию. Некоторые женщины этого времени известны своей большой образованностью: они знали иностранные языки, риторику, философию.
С этого же времени на Руси стали появляться первые дома для сирот-малюток – «божедомки».
В
XI в. сложилось устойчивое содержание
образования, предназначенное для
каждой ступени школы. Основу содержания
образования древнерусской
В
этот же период начинают складываться
соответствующие
Основной формой обучения были индивидуально-групповые занятия. «Изложение и истолкование содержания учебного материала осуществлялось тремя методами: экзегетическим, художественным и научным... Особое место отводилось «прениям» и «состязаниям», которые считались высшей формой проявления знаний».
Таким
образом, в сравнительно короткий срок
Русь добилась не только значительных
успехов в развитии многих сфер культуры,
но и стала высокообразованной (по
масштабам того времени) страной, в
которой сложилась в