Становление и развитие древнерусского воспитания и образования и педагогического сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:08, доклад

Описание работы

Принятие христианства имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с принятием христианства они кардинально изменились во всех своих компонентах: целях, содержании, методах, отношениях между учителями и учениками. Образование складывается в определенную систему, которая включает в себя начальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более высокий уровень образования – «ученье книжное» (княжеские и монастырские школы) и высшие школы, «училища».
В школах учили иностранным языкам - древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский. Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных монастырях, прежде всего в Киево-Печерском. Здесь получали не только высшее богословское образование, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов, врачей, летописцев (историков).

Файлы: 1 файл

Из истории педагогики.docx

— 16.13 Кб (Скачать файл)

Из  истории педагогики. Становление  и развитие древнерусского воспитания и образования и педагогического  сознания

Киевский  период

Историю образования в России принято  отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для его появления  сложились на Руси гораздо раньше.

Воспитание  земледельцев и ремесленников осуществлялось в основном в семьях посредством  участия в трудовом процессе. Если ребенок из иной семьи должен был  освоить профессию ремесленника, то он переходил жить в семью ремесленника. В этот период складывается специальное  воспитание воинов, которое начиналось с двенадцати лет в военных  поселениях.

С VII в. на основе греческого алфавита начинает складываться славянская письменность. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Принятие христианства стало точкой отсчета коренных изменений всех сторон жизни Древней Руси, в том числе воспитания и образования. Благодаря принятию христианства, Русь включалась в культурный мир передовых государств этого времени.

С этого периода ведущим видом  воспитания становится религиозно-христианское воспитание. Самые существенные перемены произошли в семейном воспитании. Православная церковь стала утверждать в русских людях идеал христианской семьи и семейного воспитания, построенного на христианских заповедях. Благодаря христианству стали меняться отношения в семьях. Отношения между супругами, между родителями и детьми начинают регулироваться законом.

Принятие  христианства имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с принятием христианства они  кардинально изменились во всех своих  компонентах: целях, содержании, методах, отношениях между учителями и  учениками. Образование складывается в определенную систему, которая  включает в себя начальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более  высокий уровень образования  – «ученье книжное» (княжеские  и монастырские школы) и высшие школы, «училища».

В школах учили иностранным языкам - древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский. Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных монастырях, прежде всего в Киево-Печерском. Здесь получали не только высшее богословское образование, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов, врачей, летописцев (историков).

С XI в. начинается обучение грамоте женщин. Образование давали как дома, так  и в монастырях, по мере их открытия. Наибольшей известностью пользуется школа  Ефросиньи Полоцкой. Девочек учили  чтению, письму, счету, пению, а также  рукоделию. Некоторые женщины этого  времени известны своей большой  образованностью: они знали иностранные  языки, риторику, философию.

С этого же времени на Руси стали  появляться первые дома для сирот-малюток  – «божедомки».

В XI в. сложилось устойчивое содержание образования, предназначенное для  каждой ступени школы. Основу содержания образования древнерусской школы  составлял церковно-славянский язык; тексты религиозной, художественной и другой литературы. Содержание образования характеризует литературно-художественная направленность всего процесса обучения; тесная связь народной и православной культуры (народная культура входит во все жанры литературы от проповеди до художественных произведений).

В этот же период начинают складываться соответствующие образовательные  технологии, отчасти аналогичные  европейским (буквослагательный метод обучения чтению, «ручной счет», индивидуально-групповая форма обучения), и свои, особенные, объясняющиеся тем, что обучение шло на близком церковно-славянском языке. Обучение отличалось мягкостью – учителя относились к ученикам с любовью, по-отечески.

Основной  формой обучения были индивидуально-групповые занятия. «Изложение и истолкование содержания учебного материала осуществлялось тремя методами: экзегетическим, художественным и научным... Особое место отводилось «прениям» и «состязаниям», которые считались высшей формой проявления знаний».

Таким образом, в сравнительно короткий срок Русь добилась не только значительных успехов в развитии многих сфер культуры, но и стала высокообразованной (по масштабам того времени) страной, в  которой сложилась в определенной мере целостная система образования.


Информация о работе Становление и развитие древнерусского воспитания и образования и педагогического сознания