Становление младших школьников как субъектов учебной деятельности в процессе конструктивных взаимодействий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:36, реферат

Описание работы

Субъектом учебной деятельности является школьник, который не только усваивает содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует (контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности; при этом регуляция и рефлексия включают не только рационально-логические, но и личностносмысловые аспекты [2, С.11]. Иными словами, субъект учебной деятельности проявляет самостоятельность, осознанность, способность к оценке, контролю выполняемой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 25.66 Кб (Скачать файл)

Становление младших  школьников как субъектов учебной  деятельности в процессе конструктивных  
взаимодействий 
 
 
Субъект от лат. subjectum – индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом, как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании [1].  
Субъектом учебной деятельности является школьник, который не только усваивает содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта, накопленного как в процессе предшествующего обучения, так и в жизненной практике; сам регулирует (контролирует и корректирует) свою познавательную деятельность на основе рефлексии не только результатов, но и процесса этой деятельности; при этом регуляция и рефлексия включают не только рационально-логические, но и личностносмысловые аспекты [2, С.11]. Иными словами, субъект учебной деятельности проявляет самостоятельность, осознанность, способность к оценке, контролю выполняемой деятельности. 
Определяющим в процессе становления ребенка как субъекта учебной деятельности в значительной степени является характер складывающихся взаимодействий в системе «педагог – учащиеся». 
Произошедшая смена ориентиров в образовании, «требует строить изучение учебного материала на деятельностной основе, т.е. делать в нем главный акцент не столько на «основах науки», сколько на организации взаимодействия растущего и развивающегося человека с самим собой и всем тем, что его окружает» (выделено – Т.Б.) [3].

К изучению вопросов педагогического  взаимодействия обращались многие ученые, такие как: Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Б.С. Гершунский, Ю.З. Гильбух, А.А. Гин, В.В. Давыдов, И.Д. Демакова, А.Н. Джуринский, В.К. Дьяченко, И.А. Зимняя, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин, Д.Г. Левитес, Х.Й. Лийметс, В.П. Ляудис, С.Н. Лысенкова, Ю.Л. Львова, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, А.А. Реан, Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков, П.Г. Щедровицкий и многие другие.

Взаимодействие в педагогическом процессе представляет собой форму  взаимосвязи его участников, обеспечивающую их взаимообусловленность, характеризующуюся  наличием целеполагания, способствующую обогащению интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса.

Взаимодействие в педагогическом процессе может принимать различные  оттенки от деструктивного (разрушающего) до конструктивного (развивающего) [4, С. 80]. Ситуаций в педагогическом взаимодействии огромное множество. Педагогу зачастую приходится сталкиваться с самыми затруднительными и порою неразрешимыми моментами во взаимодействии с детьми, однако, конструктивный характер взаимодействий в учебном процессе помогает избежать многих негативных последствий этих ситуаций. 
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследователи в той или иной степени обращаются к вопросам конструктивных взаимодействий в учебном процессе: гуманизации, личностно-ориентированным тенденциям образовательного процесса, субъект-субъектным отношениям (З.А. Абасов, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Г.К. Селевко, И.Д. Демакова); особенностям учебного взаимодействия учителя и ученика, повышающим его эффективность (К.Н. Волков, И.А. Зимняя, Е.Н. Ильин, Е.В. Коротаева); межличностным взаимоотношениям (Г.А. Карпова, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан) оптимизации педагогического общения (С.Н. Батракова, Д. Гусев, В.А. Кан-Калик, Н. Крутова, Х.Й. Лийметс, С.Л. Рябцева, И.И. Рыданова); особенностям профессионального развития учителя (С. Белова, В.П. Битуев, С.Б. Елканов, А.В. Мудрик, Н.В. Немова, А.Б. Добрович, Ю.Л. Львова, И.П. Подласый, Н.А. Посталюк, Р.П. Скульский); развитию рефлексивных качеств личности в учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман). Конструктивные взаимодействия в психолого-педагогической литературе обозначаются по-разному: сотрудничество, гуманные отношения, оптимальное взаимодействие (общение), продуктивное взаимодействие, субъект-субъектные отношения, конструктивное разрешение конфликтов, сотворчество и др. Так или иначе конструктивное взаимодействие – это такое взаимодействие, которое приносит пользу всем его участникам. «Конструктивный» означает плодотворный, который можно положить в основу чего-либо.

С психологической точки  зрения, конструктивные взаимодействия – это совместно построенные  действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые  условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения, преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации. Особенностью самореализации личности в младшем школьном возрасте следует признать ее интуитивный, недифференцированный, поисковый характер. Вместе с тем, рефлексия является как следствием самореализации, так и условием ее качественных изменений [5]. С педагогической точки зрения, конструктивное взаимодействие представляет особый вид педагогического взаимодействия, обеспечивающий эффективное протекание совместной учебной деятельности, наиболее успешное формирование положительных черт личности младших школьников, одновременно способствующий постоянному поиску положительного опыта в любой педагогической ситуации, необходимого для дальнейшего построения собственной модели поведения в рамках конструктивных взаимодействий. Конструктивные взаимодействия в более узком смысле представляют собой процесс взаимных воздействий друг на друга, в ходе и результате которого участники осознают необходимость моделировать учебную ситуацию при которой другая сторона, не испытывая негативных эмоций (обиды, досады, неприязни), либо испытывая их временно и неглубоко, не может не проявить ответные положительные реакции.  Под положительными реакциями в контексте конструктивных взаимодействий, мы понимаем совокупность адекватных актов поведения, состояния душевного комфорта, субъективного переживания благополучия, которые возникают в ответ на определенное воздействие и характеризуются осознанием личностью отношения к происходящим в его жизни событиям. Конструктивные взаимодействия, создавая благоприятный психоэмоциональный фон учебной деятельности, способствуют переходу на уровень осознанного понимания ситуации взаимодействия, своего участия в ней, реакций партнеров, а также выстраиванию дальнейших собственных действий. Реальной перспективой организации конструктивных взаимодействий в учебной деятельности становится развитие самостоятельности младшего школьника умения учиться, контролировать и оценивать себя, свою деятельность, поведение, формирование межличностных отношений учащихся, что и создает наилучшие условия для саморазвития, самореализации личности. Ведь, как известно, личность реализуется во взаимодействии с миром, другими людьми и с самим собой, что находит отражение в ее связях и качествах [5]. В связи с этим выделяется ряд задач организации конструктивных взаимодействий в учебном процессе начальной школы:

  1. учебно-познавательные задачи (умение ставить и решать учебные задачи, самостоятельная конкретизация поставленных извне целей, самоконтроль в процессе достижения учебных задач, усвоение общего способа (принципа) решения достаточно широкого круга практических задач и т.д., умение применять знания на практике в новых для ребенка условиях);
  2. коммуникативно-развивающие (формирование навыков эффективного общения, рефлексивного поведения; развитие аффективно-волевой сферы учащихся, потребности в саморазвитии, способности к контролю и оценке своей деятельности);
  3. интерактивные (развивающие навыки эффективной групповой работы, умение согласовывать свои действия, планирование совместной работы, оптимизация взаимоотношений, умение слушать и принимать точку зрения другого);
  4. социально-ориентационные (способствующие наиболее успешной социализации ребенка, как в микро -, так и в макроколлективах);

Критериями организации  конструктивных взаимодействий выступают:

  1. когнитивно-личностный (представления об организации конструктивных взаимодействий, наличие рефлексивных умений, учет мнения другого, способность приходить к соглашению по спорным вопросам, потребность в саморазвитии, самоактуализации, познавательная активность на уроке, самостоятельность школьников, инициативность, взаимопонимание, проявление эмпатии, характер взаимоотношений с одноклассниками, учителем, взаимопонимание);
  2. эмоционально-поведенческий (преимущественно положительные эмоциональные проявления, реакции, эмпатийный характер общения, взаимоподдержка, готовность принимать ребенка таким, какой он есть, опора на положительное в человеке, использование различного рода стимулирования, создание ситуаций успеха);
  3. организационно-деятельностный (положительная установка на совместную творческую деятельность, активность участия в совместной деятельности, согласованность, координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, продуктивность речевой деятельности педагога, определенная степень самостоятельности ребенка на уроке, контроль и оценка своих собственных действий, соотнесение своего прошлого опыта с содержанием учебного материала).

 
Таким образом, учебная деятельность в рамках конструктивных взаимодействий протекает наиболее интенсивно и  эффективно, что создает благоприятные  условия для становления младшего школьника как субъекта учебной  деятельности. Дети учатся совместно  действовать, согласовывать свои действия с действиями и намерениями других, планировать осуществление деятельности, контролировать себя и других, отвечать не только за свои действия, но и за действия одноклассников, что способствует формированию у детей навыков  самоконтроля и самоорганизации, рефлексии, то есть умения учиться.

Учебный процесс ориентируется, по сути, на культивирование фундаментальной  человеческой способности – самостоятельно строить и преобразовывать собственную  жизнедеятельность, быть ее подлинным  субъектом. Именно эта способность, как указывают исследователи (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.) позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми [6].

Конструктивные взаимодействия обеспечивают возможность сопоставления  мыслей, чувств и поступков педагога с их выражением у учащихся, что  выступает основой его самопознания, саморегуляции, самоактуализации, самореализации, саморазвития.  Разумеется, необходимость организации конструктивных взаимодействий возникает в каждом возрастном периоде. Почему же мы обращаемся к этому вопросу именно в начальном звене школы, когда дети (в большинстве своем с трудом) осваивают такие элементарные действия как письмо, устный рассказ, решение математической задачи и т.д.? Дело в том, что в этом возрасте закладываются основы личности ребенка, преломляющиеся в ведущем виде деятельности, т.е. в учении: формируются личностные черты и качества, складываются определенные установки, учебные и коммуникативные умения и т.д. И от того, как протекает учебный процесс: комфортно ли ученику на уроке, созданы ли условия для работы с одноклассниками в группе, может ли ребенок обойтись без посторонней помощи, осваивая какие-либо учебные действия, осознает ли свои действия, может ли поставить учебные цели и достичь их, соотносит ли свой прошлый опыт с содержанием учебного материала и т.д. зависит психическое, эмоционально-волевое, интеллектуальное развитие личности и качество межличностных отношений, так важных при подготовке младшего школьника к подростковому возрасту.  Дети подросткового возраста в меньшей степени уделяют внимание учению, «…центральным событием является не учебная деятельность, определяющая развитие младших школьников, а интимно-личностное общение со сверстниками, самопознание» [7, С.11]. Иными словами, младшего школьника, с одной стороны, готовим к подростковому возрасту в аспекте учебной самостоятельности, с другой стороны, позитивный опыт межличностных отношений позволяет обогатить сферу общения и развить многие необходимые коммуникативные навыки. В этом смысле, учебная деятельность в режиме конструктивных взаимодействий подготавливает детей к подростковому возрасту. С одной стороны, она способствует становлению и укреплению, обогащению межличностных контактов, с другой стороны, учит ребенка такой важной способности, как умению учиться, т.е. самостоятельности и осознанности.  Конструктивно взаимодействовать может и должна обучить школа, где ребенок имеет возможность (в отличие от семьи) общаться в более многочисленной и разнополой группе сверстников, а младший школьный возраст наиболее сензитивен для обучения взаимодействию уже хотя бы потому, что ведущим видом деятельности является учение.  Между тем, конструктивные взаимодействия в педагогическом процессе начальной школы выступают предпосылкой успешного развития и формирования личности ребенка. Нельзя не согласиться с тем, что школа готовит будущих врачей, ученых, учителей, рабочих, и чем больше грамотных людей не только в интеллектуальном плане, но и в психологическом и коммуникативном, тем комфортнее каждому из нас в таком обществе.  В процессе организации конструктивных взаимодействий актуализируются рефлексивные навыки: способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера; способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем; способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт [8, С.9]. Конструктивное взаимодействие, связанное с преобладанием положительных эмоций, оказывает благотворное влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся и учителя, что является основой для развития творческого потенциала и самостоятельности, инициативы детей, познавательных интересов, познавательной сферы личности в целом.  Конструктивный оттенок взаимодействие приобретает и при эффективной организации совместной учебной деятельности учащихся – использование разнообразных форм учебной работы, умение конструировать ситуации успеха, создание проблемных ситуаций, использование творческих заданий, элементов игры и т.д. Педагогический смысл конструктивного взаимодействия состоит в том, чтобы найти самый верный для каждого конкретного ученика подход взаимодействия, который пробудил бы у него добрые чувства, доверие и желание разобраться в себе, выполняемой деятельности, который бы способствовал принятию правильных решений и совершенствованию своих поступков, проявлению рефлексивных навыков и самостоятельности. Конструктивные взаимодействия, таким образом, актуализируют положительные потенциалы, имеющиеся в любой учебной ситуации. Исходным этапом конструктивного взаимодействия в педагогическом процессе начальной школы является «учитель – совместно действующие дети», конечный же этап этого взаимодействия – «совместно действующие дети – учитель», что подразумевает достаточно высокий уровень развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности.  
 
Список литературы 
1. Краткий психологический словарь. / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 [Электронная версия].  
http: //encikl.by.ru/txt/s118.htm 
2. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000 
3. Ефимов В.Ф. О формировании отношений «длиннее», «короче» в условиях гуманизации обучения. // Начальная школа. – 2003. – 8. – с. 30-33 
4. Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействий: Монография. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2000 
5. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации. Автореф. дис…канд. пед наук. Кострома, 1999 [Электронная версия]. http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a78.htm 
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Электронная версия]. http: //www.ipk.alien.ru/books/vopr_psi/ml_shk.txt 
7. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Знание, 1985 
8. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999


Информация о работе Становление младших школьников как субъектов учебной деятельности в процессе конструктивных взаимодействий