Становление младших
школьников как субъектов учебной
деятельности в процессе конструктивных
взаимодействий
Субъект от лат. subjectum – индивид как источник
познания и преобразования действительности;
носитель активности, осуществляющий
изменение в других людях и в себе самом,
как другом. Субъектность человека проявляется
в его витальности, деятельности, общении,
самосознании [1].
Субъектом учебной деятельности является
школьник, который не только усваивает
содержание учебного материала, но и соотносит
его с содержанием собственного опыта,
накопленного как в процессе предшествующего
обучения, так и в жизненной практике;
сам регулирует (контролирует и корректирует)
свою познавательную деятельность на
основе рефлексии не только результатов,
но и процесса этой деятельности; при этом
регуляция и рефлексия включают не только
рационально-логические, но и личностносмысловые
аспекты [2, С.11]. Иными словами, субъект
учебной деятельности проявляет самостоятельность,
осознанность, способность к оценке, контролю
выполняемой деятельности.
Определяющим в процессе становления
ребенка как субъекта учебной деятельности
в значительной степени является характер
складывающихся взаимодействий в системе
«педагог – учащиеся».
Произошедшая смена ориентиров в образовании,
«требует строить изучение учебного материала
на деятельностной основе, т.е. делать
в нем главный акцент не столько на «основах
науки», сколько на организации взаимодействия
растущего и развивающегося человека
с самим собой и всем тем, что его окружает» (выделено
– Т.Б.) [3].
К изучению вопросов педагогического
взаимодействия обращались многие ученые,
такие как: Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин,
Б.С. Гершунский, Ю.З. Гильбух, А.А. Гин, В.В.
Давыдов, И.Д. Демакова, А.Н. Джуринский,
В.К. Дьяченко, И.А. Зимняя, Е.В. Коротаева,
М.В. Кларин, Д.Г. Левитес, Х.Й. Лийметс, В.П.
Ляудис, С.Н. Лысенкова, Ю.Л. Львова, П.И.
Пидкасистый, И.П. Подласый, А.А. Реан, Г.К.
Селевко, В.И. Слободчиков, П.Г. Щедровицкий
и многие другие.
Взаимодействие в педагогическом
процессе представляет собой форму
взаимосвязи его участников, обеспечивающую
их взаимообусловленность, характеризующуюся
наличием целеполагания, способствующую
обогащению интеллектуальной, эмоциональной,
деятельностной сфер участников этого
процесса.
Взаимодействие в педагогическом
процессе может принимать различные
оттенки от деструктивного (разрушающего)
до конструктивного (развивающего) [4, С.
80]. Ситуаций в педагогическом взаимодействии
огромное множество. Педагогу зачастую
приходится сталкиваться с самыми затруднительными
и порою неразрешимыми моментами во взаимодействии
с детьми, однако, конструктивный характер
взаимодействий в учебном процессе помогает
избежать многих негативных последствий
этих ситуаций.
Анализ психолого-педагогической литературы
показал, что исследователи в той или иной
степени обращаются к вопросам конструктивных
взаимодействий в учебном процессе: гуманизации,
личностно-ориентированным тенденциям
образовательного процесса, субъект-субъектным
отношениям (З.А. Абасов, Ш.А. Амонашвили,
А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Г.К. Селевко, И.Д.
Демакова); особенностям учебного взаимодействия
учителя и ученика, повышающим его эффективность
(К.Н. Волков, И.А. Зимняя, Е.Н. Ильин, Е.В.
Коротаева); межличностным взаимоотношениям
(Г.А. Карпова, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан)
оптимизации педагогического общения
(С.Н. Батракова, Д. Гусев, В.А. Кан-Калик,
Н. Крутова, Х.Й. Лийметс, С.Л. Рябцева, И.И.
Рыданова); особенностям профессионального
развития учителя (С. Белова, В.П. Битуев,
С.Б. Елканов, А.В. Мудрик, Н.В. Немова, А.Б.
Добрович, Ю.Л. Львова, И.П. Подласый, Н.А.
Посталюк, Р.П. Скульский); развитию рефлексивных
качеств личности в учебной деятельности
(В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).
Конструктивные взаимодействия в психолого-педагогической
литературе обозначаются по-разному: сотрудничество,
гуманные отношения, оптимальное взаимодействие
(общение), продуктивное взаимодействие,
субъект-субъектные отношения, конструктивное
разрешение конфликтов, сотворчество
и др. Так или иначе конструктивное взаимодействие
– это такое взаимодействие, которое приносит
пользу всем его участникам. «Конструктивный»
означает плодотворный, который можно
положить в основу чего-либо.
С психологической точки
зрения, конструктивные взаимодействия
– это совместно построенные
действия участников образовательного
процесса, обеспечивающие необходимые
условия для личностного роста,
развития личностного потенциала, развития
навыков рефлексивного поведения,
преодоления стереотипизации восприятия,
эмоционально-душевного комфорта, развития
навыков эффективного вербального и невербального
общения, саморегуляции, развитие потребности
в самоактуализации. Особенностью самореализации
личности в младшем школьном возрасте
следует признать ее интуитивный, недифференцированный,
поисковый характер. Вместе с тем, рефлексия
является как следствием самореализации,
так и условием ее качественных изменений
[5]. С педагогической точки зрения, конструктивное
взаимодействие представляет особый вид
педагогического взаимодействия, обеспечивающий
эффективное протекание совместной учебной
деятельности, наиболее успешное формирование
положительных черт личности младших
школьников, одновременно способствующий
постоянному поиску положительного опыта
в любой педагогической ситуации, необходимого
для дальнейшего построения собственной
модели поведения в рамках конструктивных
взаимодействий. Конструктивные взаимодействия
в более узком смысле представляют собой
процесс взаимных воздействий друг на
друга, в ходе и результате которого участники
осознают необходимость моделировать
учебную ситуацию при которой другая сторона,
не испытывая негативных эмоций (обиды,
досады, неприязни), либо испытывая их
временно и неглубоко, не может не проявить
ответные положительные реакции. Под положительными
реакциями в контексте конструктивных
взаимодействий, мы понимаем совокупность
адекватных актов поведения, состояния
душевного комфорта, субъективного переживания
благополучия, которые возникают в ответ
на определенное воздействие и характеризуются
осознанием личностью отношения к происходящим
в его жизни событиям. Конструктивные
взаимодействия, создавая благоприятный
психоэмоциональный фон учебной деятельности,
способствуют переходу на уровень осознанного
понимания ситуации взаимодействия, своего
участия в ней, реакций партнеров, а также
выстраиванию дальнейших собственных
действий. Реальной перспективой организации
конструктивных взаимодействий в учебной
деятельности становится развитие самостоятельности
младшего школьника умения учиться, контролировать
и оценивать себя, свою деятельность, поведение,
формирование межличностных отношений
учащихся, что и создает наилучшие условия
для саморазвития, самореализации личности.
Ведь, как известно, личность реализуется
во взаимодействии с миром, другими людьми
и с самим собой, что находит отражение
в ее связях и качествах [5]. В связи с этим
выделяется ряд задач организации конструктивных
взаимодействий в учебном процессе начальной
школы:
- учебно-познавательные задачи (умение ставить и решать учебные задачи, самостоятельная конкретизация поставленных извне целей, самоконтроль в процессе достижения учебных задач, усвоение общего способа (принципа) решения достаточно широкого круга практических задач и т.д., умение применять знания на практике в новых для ребенка условиях);
- коммуникативно-развивающие (формирование навыков эффективного общения, рефлексивного поведения; развитие аффективно-волевой сферы учащихся, потребности в саморазвитии, способности к контролю и оценке своей деятельности);
- интерактивные (развивающие навыки эффективной групповой работы, умение согласовывать свои действия, планирование совместной работы, оптимизация взаимоотношений, умение слушать и принимать точку зрения другого);
- социально-ориентационные (способствующие наиболее успешной социализации ребенка, как в микро -, так и в макроколлективах);
Критериями организации
конструктивных взаимодействий выступают:
- когнитивно-личностный (представления об организации конструктивных взаимодействий, наличие рефлексивных умений, учет мнения другого, способность приходить к соглашению по спорным вопросам, потребность в саморазвитии, самоактуализации, познавательная активность на уроке, самостоятельность школьников, инициативность, взаимопонимание, проявление эмпатии, характер взаимоотношений с одноклассниками, учителем, взаимопонимание);
- эмоционально-поведенческий (преимущественно положительные эмоциональные проявления, реакции, эмпатийный характер общения, взаимоподдержка, готовность принимать ребенка таким, какой он есть, опора на положительное в человеке, использование различного рода стимулирования, создание ситуаций успеха);
- организационно-деятельностный (положительная установка на совместную творческую деятельность, активность участия в совместной деятельности, согласованность, координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, продуктивность речевой деятельности педагога, определенная степень самостоятельности ребенка на уроке, контроль и оценка своих собственных действий, соотнесение своего прошлого опыта с содержанием учебного материала).
Таким образом, учебная деятельность
в рамках конструктивных взаимодействий
протекает наиболее интенсивно и
эффективно, что создает благоприятные
условия для становления младшего
школьника как субъекта учебной
деятельности. Дети учатся совместно
действовать, согласовывать свои действия
с действиями и намерениями других,
планировать осуществление деятельности,
контролировать себя и других, отвечать
не только за свои действия, но и за
действия одноклассников, что способствует
формированию у детей навыков
самоконтроля и самоорганизации, рефлексии,
то есть умения учиться.
Учебный процесс ориентируется,
по сути, на культивирование фундаментальной
человеческой способности – самостоятельно
строить и преобразовывать собственную
жизнедеятельность, быть ее подлинным
субъектом. Именно эта способность,
как указывают исследователи (В.И.
Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.) позволяет
человеку самоопределяться в жизненном
мире, включаться в существующие и творить
новые виды деятельности и формы общения
с другими людьми [6].
Конструктивные взаимодействия
обеспечивают возможность сопоставления
мыслей, чувств и поступков педагога
с их выражением у учащихся, что
выступает основой его самопознания,
саморегуляции, самоактуализации, самореализации,
саморазвития. Разумеется, необходимость
организации конструктивных взаимодействий
возникает в каждом возрастном периоде.
Почему же мы обращаемся к этому вопросу
именно в начальном звене школы, когда
дети (в большинстве своем с трудом) осваивают
такие элементарные действия как письмо,
устный рассказ, решение математической
задачи и т.д.? Дело в том, что в этом возрасте
закладываются основы личности ребенка,
преломляющиеся в ведущем виде деятельности,
т.е. в учении: формируются личностные
черты и качества, складываются определенные
установки, учебные и коммуникативные
умения и т.д. И от того, как протекает учебный
процесс: комфортно ли ученику на уроке,
созданы ли условия для работы с одноклассниками
в группе, может ли ребенок обойтись без
посторонней помощи, осваивая какие-либо
учебные действия, осознает ли свои действия,
может ли поставить учебные цели и достичь
их, соотносит ли свой прошлый опыт с содержанием
учебного материала и т.д. зависит психическое,
эмоционально-волевое, интеллектуальное
развитие личности и качество межличностных
отношений, так важных при подготовке
младшего школьника к подростковому возрасту.
Дети подросткового возраста в меньшей
степени уделяют внимание учению, «…центральным
событием является не учебная деятельность,
определяющая развитие младших школьников,
а интимно-личностное общение со сверстниками,
самопознание» [7, С.11]. Иными словами, младшего
школьника, с одной стороны, готовим к
подростковому возрасту в аспекте учебной
самостоятельности, с другой стороны,
позитивный опыт межличностных отношений
позволяет обогатить сферу общения и развить
многие необходимые коммуникативные навыки.
В этом смысле, учебная деятельность в
режиме конструктивных взаимодействий
подготавливает детей к подростковому
возрасту. С одной стороны, она способствует
становлению и укреплению, обогащению
межличностных контактов, с другой стороны,
учит ребенка такой важной способности,
как умению учиться, т.е. самостоятельности
и осознанности. Конструктивно взаимодействовать
может и должна обучить школа, где ребенок
имеет возможность (в отличие от семьи)
общаться в более многочисленной и разнополой
группе сверстников, а младший школьный
возраст наиболее сензитивен для обучения
взаимодействию уже хотя бы потому, что
ведущим видом деятельности является
учение. Между тем, конструктивные взаимодействия
в педагогическом процессе начальной
школы выступают предпосылкой успешного
развития и формирования личности ребенка.
Нельзя не согласиться с тем, что школа
готовит будущих врачей, ученых, учителей,
рабочих, и чем больше грамотных людей
не только в интеллектуальном плане, но
и в психологическом и коммуникативном,
тем комфортнее каждому из нас в таком
обществе. В процессе организации конструктивных
взаимодействий актуализируются рефлексивные
навыки: способность человека анализировать
ситуации межличностного взаимодействия,
вычленяя причины и следствия их реакций
и реакций партнера; способность извлекать
из каждой такой ситуации опыт, необходимый
для успешного общения в дальнейшем; способность
ставить задачи самоизменения в общении
и решать их, используя полученный опыт
[8, С.9]. Конструктивное взаимодействие,
связанное с преобладанием положительных
эмоций, оказывает благотворное влияние
на эмоционально-волевую сферу личности
учащихся и учителя, что является основой
для развития творческого потенциала
и самостоятельности, инициативы детей,
познавательных интересов, познавательной
сферы личности в целом. Конструктивный
оттенок взаимодействие приобретает и
при эффективной организации совместной
учебной деятельности учащихся – использование
разнообразных форм учебной работы, умение
конструировать ситуации успеха, создание
проблемных ситуаций, использование творческих
заданий, элементов игры и т.д. Педагогический
смысл конструктивного взаимодействия
состоит в том, чтобы найти самый верный
для каждого конкретного ученика подход
взаимодействия, который пробудил бы у
него добрые чувства, доверие и желание
разобраться в себе, выполняемой деятельности,
который бы способствовал принятию правильных
решений и совершенствованию своих поступков,
проявлению рефлексивных навыков и самостоятельности.
Конструктивные взаимодействия, таким
образом, актуализируют положительные
потенциалы, имеющиеся в любой учебной
ситуации. Исходным этапом конструктивного
взаимодействия в педагогическом процессе
начальной школы является «учитель –
совместно действующие дети», конечный
же этап этого взаимодействия – «совместно
действующие дети – учитель», что подразумевает
достаточно высокий уровень развития
младшего школьника как субъекта учебной
деятельности.
Список литературы
1. Краткий психологический словарь. / Под
общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 [Электронная
версия].
http: //encikl.by.ru/txt/s118.htm
2. Психолого-педагогические проблемы
развития школьника как субъекта учения
/ Под ред. Е.Д. Божович. – М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2000
3. Ефимов В.Ф. О формировании отношений
«длиннее», «короче» в условиях гуманизации
обучения. // Начальная школа. – 2003. – 8.
– с. 30-33
4. Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики
педагогики взаимодействий: Монография.
/ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2000
5. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности
младшего школьника как создание условий
для ее самореализации. Автореф. дис…канд.
пед наук. Кострома, 1999 [Электронная версия].
http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a78.htm
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман
Г.А. Младший школьник как субъект учебной
деятельности [Электронная версия]. http:
//www.ipk.alien.ru/books/vopr_psi/ml_shk.txt
7. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе?
– М.: Знание, 1985
8. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева
Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое
пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск:
Изд-во Новосибирского ун-та, 1999