Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:10, доклад
Значение греческого слова ``педагогика'' (``пайдос'' - дитя и ``аго'' - вести) - вести детей. Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII в. педагогика развивалась в рамках философии. Глубокие мысли о воспитании содержатся в трудах древнегреческих философов.
2.Становление педагогики как науки
Значение греческого слова ``педагогика'' (``
Глубокие мысли о воспитании содержатся в трудах древнегреческих философов.
ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н. э.) считал целью воспитания эвтимию - хорошее расположение духа. Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию ``доводами'': ``Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение''. Одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания: ``Природа и воспитание подобны. А именно - воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу''. Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей, осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Указывал на огромную роль труда в воспитании: ``Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда''.
Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением. Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием. По Демокриту, нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, стремиться к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями. Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках: ``Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы''.
Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.
Целью воспитания у СОКРАТА (469-399 гг. до н. э.) было познание самого себя, совершенствование нравственности. Высшие добродетели по Сократу: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Воспитывающее к мудрости обучение должно помогать обучаемому самому формировать свои знания. В области педагогики большую роль сыграл сократический метод обучения. Сократический метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию ``всеобщего'' в нравственности как основы истинной морали. Сократ никогда не давал готовых ответов, помогая с помощью наводящих вопросов отыскивать истину: от примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к понятию - этим путем он вел своих собеседников.
Сократ сформулировал педагогич
ПЛАТОН (427-347 гг. до н. э.) считал, что воспитание является делом государства в интересах господствующих групп, функция воспитания - ``сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать''. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души: ``...Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который законом признан правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же на опыте люди самые почтенные и престарелые''. Цель воспитания - приближение к миру идей, в частности - к идее высшего блага. Платон - один из первых основателей теории дошкольного воспитания. Полагал, что внутренним основанием воспитания детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать ``играючи'', а не насильственно. Платон указывал, что при обучении следует обеспечить ``свободу призвания'', то есть учитывать личные склонности.
Взгляд на идеальное государство и воспитание его граждан Платон изложил в своих произведениях ``Государство'', ``Законы''. Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. Он основал в окрестностях Афин школу - Академию, которая стала центром пропаганды его педагогических идей.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой; полагал воспитание делом государства, так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин. Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.
Факторами, влияющими на формирование человека, являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания, создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).
Главной задачей общего образования он считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения. Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень общества: ``Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь''. Занимался педагогической деятельностью в основанной им в Афинах философской школе Ликее.
Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106-43 до н. э.) - был признан первым учителем римского народа. Идеал воспитания - совершенный оратор и общественный деятель. Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование.
ЛУЦИЙ АНЕЙ СЕНЕКА (ок. 4-65 н. э.) - провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание. Основным понятием, характеризующим процесс воспитания, выступает ``норма''. Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории: ``...Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров''. Сенека был сторонником энциклопедического образования.
МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42-118) в своей книге ``О воспитании оратора'' изложил идеи о воспитании подрастающего поколения, цель которого - подготовка к исполнению гражданских обязанностей. Высказал прогрессивную мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются в правильном воспитании и обучении. Квинтилиан выдвинул следующие педагогические принципы школы: обязательная нравственная основа в обучении будущего оратора; внимание к особенностям и силам, то есть к индивидуальности ученика; решительное возражение против телесного наказания, оскорбляющего чувство чести, создающего рабские привычки и не помогающего обучению и др. Таким образом, Квинтилин исповедовал принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Разработал систему требований к учителю: он должен быть прост в преподавании, терпелив в работе, старателен, не раздражителен, но не потворствовать тем, кто нуждается в исправлении, служить во всем образцом и примером, испытывать родительские чувства к воспитанникам.
Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека, развитие присущих ему дарований и сил (идея гуманитарного образования); цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание; идею науки о воспитании и обучении; самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического);необходимости планомерного физического развития. В этот период были заложены идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как ``педагог'', ``гимназия'', ``лицей'', ``школа'', также унаследованы от Античности.
В Средние века (V-XV вв.) все стороны жизни человека определяла церковь, человек рассматривался как творенье божье, поэтому проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами, среди которых - ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) и др. Идеал воспитания Средневековья - созерцание, смирение.
В эпоху Возрождения
(XIV-XVI вв.) значительный вклад в развитие
педагогической мысли внесли философы
и мыслители, гуманисты по духу: ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), ФРА
Педагоги эпохи Возрождения внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активных способах обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, способной преобразовать общество и мир в целом.
Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.
История педагогики
как самостоятельной науки
Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества.
Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с именами английского философа и естествоиспытателя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
ФРЭНСИС БЭКОН в 1623 г. опубликовал трактат ``О достоинстве и увеличении наук'', где в качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Понимание педагогики сводилось им к ``руководству чтением'', что слишком сужало ее. Но сам факт выделения педагогики в классификации наук являлся значимым.
Многие ученые по праву
связывают рождение педагогики как
самостоятельной науки с
Цель воспитания - подготовка человека к вечной жизни; выделял: умственное воспитание (познание себя и окружающего мира); нравственное воспитание (управление собой, развитие моральных качеств - справедливости, мужества, умеренности, мудрости); религиозное воспитание (стремление к богу).
Я. А. Коменский создал единую систему образования, выдвинул идею всеобщего начального обучения, призывал ``учить всех - всему'' (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном языке. Сформулировал``золотое правило'' дидактики (принцип наглядности): ``Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами''.
Считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестного, от целого к частному. Учебник Я. А. Коменского ``Мир чувственных вещей в картинках'' (1658) получил распространение в различных странах, в том числе в России, и являлся лучшей книгой для первоначального обучения в течение более 150 лет.
Профессию учителя Я. А. Коменский считал ``настолько превосходной, как никакая другая под солнцем''. Важнейшие качества учителя: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам, вера в ученика, стремление прийти к нему на помощь.
Для потомков Я. А. Коменский оставил классно-урочную систему, которой мы пользуемся до настоящего времени: учебный год, каникулы, четверти, учет знаний, работа учителя со всем классом.
Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.
В России первые научные труды по педагогике появились во II-й половине XVIII века при Екатерине II: в своей статье ``О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия''русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) призывал к разработке педагогики как теории воспитания.
Отцом русской педагогики, учителем русских учителей, просветителем является КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824-1870). Педагогические взгляды К. Д. Ушинского глубоко гуманистичны, проникнуты действенной любовью к детям, к простым людям, к своей Родине. Целью воспитания он считал подготовку детей к труду, к жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Основная идея его труда в 3-х томах ``Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии'' заключается в следующем: ``Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях''. Он определил, что основа теории педагогики - законы анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и др. наук; требовал единства теории и практики.