Становление педологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

В России педология получила значительное развитие в 20-х – начале 30-х годов. Основоположником российской педологии был блестящий ученый и организатор Александр Петрович Нечаев. В 1907 г. в Петербурге при деятельном участии А.П. Нечаева была создана Педагогическая академия, ставившая целью подготовку высококвалифицированных педагогов, организаторов внешкольного просвещения, директоров учебных заведений, школьных врачей. Учебный курс включал педагогическую психологию, анатомию, физиологию, школьную гигиену и много других серьезных дисциплин.

Файлы: 1 файл

34 Педология (Света).docx

— 17.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос  34

В конце XIX в. в европейской  и американской детской и педагогической психологии формируется особое направление  – педология, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Сам термин придумал его ученик О. Крисмент.

Стэнли Холл (1846–1924), американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики.

С целью исследования детской  психики С. Холл широко распространял  вопросники. Впоследствии метод вопросников  был заменен методом тестов. В  объяснении психического развития ребенка  С. Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения ребенком в процессе взросления основных этапов развития человечества). Из применения биогенетического закона к психологии детей следовали глубоко реакционные выводы для педагогической практики, которые и сделал С. Холл, в частности об определяющем значении биологических факторов, наследственности в психическом развитии ребенка. Биологизация сознания, игнорирование его социально-исторической детерминации и определяющей роли воспитания снижают научную ценность работ С. Холла.На Западе педологией также активно занимались Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман и др. Одним из основоположников педологии в Европе был известный психолог и педагог Э. Мейман.

Эрнст Мейман(1862–1915) – немецкий педагог и психолог, один из пионеров возрастной психологии в Германии и основатель экспериментальной педагогики. Он организовал психологическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводил исследования психического развития детей. Им был основан первый специальный журнал, посвященный педологическим проблемам: «Журнал по педагогической психологии». Ученый считал главной задачей педологии разработку методологических основ обучения детей. Его трехтомник «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической психологии, в которой не только собрано все, что накопила за это время наука, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития. В качестве методов он использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Педологи активно включились в педагогическую практику школы. Они впервые поставили вопрос об одаренных детях и детях с проблемным развитием и их воспитании. Педологи критиковали выравнивающую политику образования, предлагая индивидуализировать учебно-воспитательный процесс.

Становление педологии  как науки во Франции (начало XX века)) 
Во Франции первая статья о педологии была опубликована Blum в 1898 году. Наиболее активное развитие педологическое движение получило в первое десятилетие XX века. В 1900 году в Париже на III Международном конгрессе по высшему образованию делегаты обсудили представленную преподавателями университета из Лиона программу новой науки - педологии. В 1900 году по инициативе Buisson было основано общество психологического изучения ребенка, которое выпускало Бюллетень. В бюллетене 1902 года предлагался систематический план психологического изучения детей. Была сформулирована главная цель образования - развитие ребенка как личности. Важными задачами были: сохранение физического и психического здоровья воспитанника, учет его индивидуальных и возрастных особенностей, подготовка ребенка к будущей взрослой жизни.Мировое признание среди педологов Франции получил Бине. В 1905 году в Париже он открыл начальную школу, при которой работала лаборатория педагогических исследований. Важной темой проводимых в лаборатории исследований была проблема изучения эффективных методов обучения. Однако, по признанию Клапареда, усилия Бине по внедрению в школьную жизнь практики проведения экспериментальных исследований все же не получили широкого признания. Французские педагоги продолжали следовать традициям метафизического представления о сущности процесса образования. Главной причиной прекращения развития педологии как науки в Западных странах стала Первая Мировая война.В основу педологического исследования был положен принцип радикального эмпиризма. Педология была объявлена экспериментальной наукой с измеренными и выраженными в числовых данных психическими процессами. Основатели педологии считали ее комплексной наукой о ребенке, которая должна была использовать и применять данные из самых разных областей знания о ребенке. 
В России педология получила значительное развитие в 20-х – начале 30-х годов. Основоположником российской педологии был блестящий ученый и организатор Александр Петрович  Нечаев. В 1907 г. в Петербурге при деятельном участии А.П. Нечаева была создана Педагогическая академия, ставившая целью подготовку высококвалифицированных педагогов, организаторов внешкольного просвещения, директоров учебных заведений, школьных врачей. Учебный курс включал педагогическую психологию, анатомию, физиологию, школьную гигиену и много других серьезных дисциплин. К преподаванию в академии А.П. Нечаев привлек крупнейших ученых, в частности И.П. Павлова, И.А. Бодуэна-де-Куртене, В.А.Вагнера и других. При Педагогической академии А.П. Нечаев создал экспериментальную школу (коммерческое училище). Помимо многочисленных публикаций в журналах, отражавших результаты его наблюдений и исследований, А.П. Нечаев написал «Очерк психологии для воспитателей и учителей», методические указания для учителей средних учебных заведений, желающих преподавать психологию, учебник психологии для средних учебных заведений и самообразования, разработал набор простейших приборов для преподавателей психологии . Некоторые из его приборов демонстрировались на психологических выставках в России и за рубежом и были удостоены премий.

Можно выделить несколько  этапов в развитии педологии в  России:

1 этап (1900-1907) - зарождение  детской психологии и педологии,  появление первых теорий, выход  первых журналов и книг;

2 этап (1907-1917) - разработка  методологических принципов построения  детской психологии и педологии  в России, появление первых психологических  центров, соединяющих теоретическую  и экспериментальную деятельность;

3 этап (1917-1924) - период становления  советской детской психологии, поиск  новых методов обучения и воспитания, появление школ и детских садов,  работы Крупской и Шацкого;

4 этап (1925-1928) - период интеграции  разных групп, выработка единой  платформы;

5 этап (1929-1931) - период интенсивного  развития детской психологии, появление  теорий Басова, Выгоского. Первые нападки на детскую психологию, связанные с введением единообразия и авторитарности в школьной жизни. Разрыв между теорией и практикой;

6 этап (1932-1936) - окончание  формирования тоталитарного государства,  идеологизация науки, запрет детской психологии.

В России педология широко распространилась еще в дооктябрьский  период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.). В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чисто механически. Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был определен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. В 1936 году педология в СССР была объявлена "псевдонаукой" и прекратила существование. Результатом разгрома педологии было торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогии).

С 1950-х годов начался  постепенный возврат некоторых  идей педологии в педагогику и  психологию. В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский.

 


Информация о работе Становление педологии как науки